3 мин.

На примере Селихова, Сафонова и других - о возрасте созревания вратарей

Первое, очевидно, что вратарь не играет сам по себе. Если посмотреть на топовых голкиперов, рядом с Акинфеевым был Чанов, который прикрывал и не мешал развиваться. Рядом с хоккейным Василевским - отец, который, как известно, сам есть тренер вратарей. С Сафоновым - тренеры вратарей "Краснодара" и Виталий Кафанов и так далее. На всех этапах элитной карьеры большого голкипера - ключевая роль у ментора/куратора/громоотвода игрока. Особенно, при сверхвысоком давлении, как в топ-клубах и сборной. И второе - опыт. По данным аналитиков топовый вратарь, который обычно начинает играть рано, в Европе имеет к 23 годам в среднем 223 (!) матча. И за счет этого к зрелости становится очень опытным суперталантом.

А обычный среднестатистический вратарь из топ-5 лиг Европы имеет к 23 годам в ср. всего 28 матчей. (см. рис). По оценкам статистиков 28 матчей - это примерно 100 ударов и 80 навесов (!) - это весь опыт взрослого футбола к 23 годам.

Средний опыт по возрастам и позициям в топ-5 лиг. Вратари высокого уровня - в ср. всего 28 матчей к 23 годам. CIES Observatory

Что касается России, есть данные от аналитика Александра Маркелова, что Максименко и Сафонов среди действующих российских вратарей до 23 лет в РПЛ/ФНЛ/ПФЛ - номер один и номер два по количеству сыгранных матчей на взрослом уровне (более сотни игр, к слову, третьим идет молодой голкипер ФНЛ-2 - Магомедов). Однако у остальных вратарей опыт минимальный - около 20-40 матчей, при этом только 5 из сотни вратарей провели к 23 годам больше 80 матчей. То есть встает проблема кумулятивного опыта и практики.

Глядя на примеры тех же Сафонова и Максименко, у публики возникнет вопрос: почему тогда не у всех голкиперов есть быстрый прогресс через игры. Или как же быть с теорией о «10 тысячах часов тренинга и практики, чтобы стать профи в чем-либо». Но тут, во-первых, больше решает качество этих часов, а не количество. Во-вторых, есть факторы генетики, среды, обучаемости, мотивации, методологии, терпения и тд. Плюс внешнее давление. Действительно, в новой истории большинство тех, кто в том же "Спартаке" и других топ-клубах показывал стабильную игру - были или легионерами или готовыми местными вратарями 28+ (Плетикоса, Ковалевски, Дикань, Ребров, Гильерме, итд). Итак, в целом у нас можно условно обозначить две модели развития вратарей:

1. Одни, за счет очевидного суперталанта и доверия, начали и заиграли на взрослом уровне рано, к 18-20 годам: Акинфеев - 17 лет, Харин (21), Филимонов (21), Овчинников (21), Малафеев (21) итд. Это же работает с топами в европейском футболе (Нойер (20), Де Хеа (18), Буффон (17), Чех (17), Куртуа (18), Тер Штенген (18), Доннарумма (16)).

2. Но основная масса вратарей по оценкам специалистов в наших условиях созревает после 26 лет, через ошибки и опыт, и то, если повезет с тренерами: Ребров (27), Черчесов (26), Рыжиков (28), Беленов (29), Лунев (26), Джанаев (27), Песьяков (29), Дюпин (30) итд.

Пока рано делать выводы, но вполне вероятно, что 27-летний Селихов, который повлиял на результат с "Наполи", "Лестером", "Легией" и в других матчах - через тренировочный процесс и даже минимальное количество практики с возрастом начал/начнет дозревать как вратарь. А если сравнивать опять же Максименко и Сафонова, учитывая все факторы и ситуацию, возможен простой расклад: Максименко развивается по второй модели, Сафонову в этом смысле может повезти больше.

И хорошо, если во всей этой пене - эйфории, смешанной с хейтом - не потопят их и других вратарей за то время, пока ситуация вокруг этой позиции еще несколько лет обещает быть непростой.

В тему рекомендую статью тренера вратарей Александра Маркелова: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/goalkeepingdepo/2884163.html

Олег Бухарев / Матч ТВ, ФК «Краснодар» СЭ