16 мин.

Миранчук – один из лидеров «Аталанты». Как это получилось? И что дальше?

Разбираем факторы успеха и опасения.

Январь 2021 года. Алексей Миранчук становится игроком месяца в «Аталанте»: хватило двух голов «Кальяри» (3:1) и «Лацио» (3:2) в Кубке Италии. Через несколько месяцев после перехода болельщики ждали выход на пик формы. 

Январь-2024. Ровно через три года россиянин второй раз забирает награду. Вклад уже гораздо мощнее: 1+1 с «Сассуоло» (3:1) и заработанный пенальти против «Милана» (2:1) в Кубке, гол «Удинезе» (2:0) и ассист в игре с «Ромой» (1:1). Миранчук проводит один из самых стабильных периодов в команде.

Между этими датами произошло очень много событий. Алексей проиграл конкуренцию в сезоне-2021/22 (всего 772 минуты в лиге), съездил в аренду в «Торино» и мало выходил осенью 2023 года. Но в 2024 году расцвел и получил много игрового времени (выходил в основе в семи играх из девяти). Почему так произошло и что будет дальше? Обсудим в деталях: 

● Миранчук не попадал в основу из-за сильных конкурентов, адаптации к прессингу Гасперини и поиска удобной позиции. Летом мог уйти, а теперь привыкает к новой «Аталанте»; 

● Сейчас у Алексея очень стабильный период. Он уже обучен оборонительным механизмам, качественно находит пространство и разрывает справа вместе с Эмилем Хольмом; 

● Есть и негативные моменты. Россиянин часто теряет мяч в дриблинге и реже рискует. А еще после возвращения Адемолы Лукмана Гасперини предстоит выбирать между игрой на пространстве и длительными розыгрышами (комфортнее для Миранчука).

Почему Миранчук не закрепился в основе? Мог уйти летом? А «Аталанта» как-то поменялась?

Как так получилось, что Миранчук за три года так и не стал твердым игроком основы «Аталанты»? Есть три причины: высокая конкуренция, адаптация к стилю Гасперини без мяча и поиск оптимальной роли. 

Первый пункт кажется банальным, но его важно проговорить. Алексей всегда боролся с несколькими сильными игроками без явного преимущества в качествах. Просто оценим выбор в атаке в каждом сезоне:

Ситуация усложняется еще и тем, что в системе «Аталанты» при Гасперини тройка впереди действует гибко и игроки постоянно меняются местами. Это влияет и на выбор состава – каждый может появиться на разных позициях. Из-за этого Алексей конкурировал не только с конкретными игроками. 

«Против «Вероны» Миранчук сыграл великолепно, но проблема в том, что он любит выходить на одной позиции с Иличичем и Малиновским. Мы ориентируемся на качества игроков, но не всегда сможем использовать их на 100%», – тезис Гасперини спустя три года не теряет актуальности (меняются только фамилии). 

Второй аргумент – логичное опасение, когда игрок переходит из РПЛ одну из самых интенсивных команд Серии А. В его дебютном сезоне по PPDA (пасы соперника перед оборонительным действием) «Аталанта» (9,05) уступила только «Вероне» (8,55) и «Сассуоло» (8,79), через год (8,43) – только «Торино» (7,68). 

И это была не просто прессинг-машина, а еще и тонкая работа Гасперини с персональным давлением, где игрок атаки может уходить за защитником даже в собственную штрафную. Моментально встроиться практически невозможно. Даже если идеально готов физически, то эпизоды с потерей концентрации будут преследовать еще долго. 

И вплоть до конца второго сезона они случались и у Алексея. Неслучайно он затрагивал этот аспект при сравнении двух лиг: «Скажу просто: здесь выше интенсивность и агрессивнее ведут борьбу, поэтому я выбрал Серию А. Хочу прогрессировать». 

Постепенная адаптация не осталась без внимания. Тренер «Торино» Иван Юрич даже не сомневался в нем. «Какие проблемы возникнут, если я поставлю Миранчука в стартовый состав? Он уже знает концепцию нашего футбола, потому что два года работал с Гасперини», – размышлял хорват сразу после подписания. И оказался прав. 

Ну и наконец последний ракурс – путь к пониманию удобной позиции. В схеме 3-4-1-2 (3-4-2-1) для него оставалось три роли: десятка/ложная девятка (бывшая роль Гомеса) и два места номинальных форвардов (или по ситуации инсайдов). 

С первой сразу возникают проблемы. Миранчук умеет искать пространство между линиями и связывать атаку, но эти качества должны идти как дополнительные опции, а не основные. При частых действиях спиной к воротам теряется его потенциал. 

Но и с другой ролью не все так просто. Левее ему менее комфортно. Он смещается вдоль фланга под кроссы в штрафную, при этом теряется магия смещений в центр для созидания или удара. Справа ему доступна эта опция благодаря левой рабочей ноге. 

И даже это не все. На начальном этапе «Аталанта» использовала выше чистого форварда (Сапата или Муриэль) и более разностороннего игрока (Иличич, Малиновский или Миранчук). 

Все условия Гасперини нужно было учитывать и подстраиваться. «Миранчук, Малиновский и Иличич любят ту позицию, где легче оставаться незамеченными. Тогда они становятся лучшими в игре», – вот понимание итальянца. Он намекал на поиск свободных зон как раз в роли одного из форвардов (или инсайдов). 

С учетом всех обстоятельств перспективы далеко не самые радужные. Лето 2023 года – ключевой эпизод в приключении Алексея. После возвращения из удачной аренды в «Торино» перед ним стоял выбор: бороться за обойму «Аталанты» или пойти за игровой практикой в менее статусную команду?

Россиянин еще и получил травму на одной из первых тренировок, полностью пропустил сборы и восстановился только в конце августа. Негативный момент в обе стороны. Гасперини вынужден встраивать его в состав уже посреди сезона, а потенциальные покупатели уже не так активны из-за просевшей формы. 

Никаких резких поворотов не произошло. Переговоры велись (это подтвердил агент Миранчука Вадим Шпинев), но ни одна из упоминаемых команд («Болонья», «Верона», «Салернитана» и «Торино») не проявила должной настойчивости. Алексей остался в обновленной «Аталанте». 

Какие изменения произошли за год его отсутствия? В атаке Гасперини двигался к более прямолинейным настройкам и не настаивал на длительном контроле. Показатель владения за год снизился сразу на 5%. 

Теперь он чаще опирался на контратаки, а еще расширил роль латералей. Атаки через фланги стали таким же приоритетным направлением, как и вскрытие центра (в этом сезоне увеличилось количество точных кроссов). Важность взаимодействия с номинальными форвардами резко возросла. «Когда выходим против закрытых команд, то знаем, что должны атаковать на определенном пространстве. Мы слишком часто играли через центр», – так объяснил итальянец ничью 1:1 с «Удинезе» в первом круге. 

Без мяча облик тоже не остался прежним. Это была уже не та яростно прессингующая команда – по PPDA даже не в топ-6 лиги. Гасперини сохранил персональную опеку как базовый инструмент, но «Аталанта» реже накрывает высоко и при прохождении первой линии давления откатывается ниже.

Что мы должны были держать в голове перед началом сезона? Есть комплекс причин, почему Миранчук так и не закрепился в основе. Это высокая конкуренция, адаптацию к новому мышлению без мяча и поиск удобной позиции. 

Летом Алексей мог уйти за игровым временем, но травма и неустойчивый интерес других клубов не способствовали этому. Он стал частью обновленной «Аталанты» – менее заточенной на владение, насыщение центра и агрессивный прессинг.  

Вся осень и декабрь 2023 года не давали надежду на улучшение ситуации. Но в январе все изменилось. 

Это лучший отрезок Миранчука в «Аталанте»? Какие качества ценит Гасперини?

Однозначно да. Как по игровому времени (в 2024 году провел 505 минут из 720 возможных в Серии А), так и по качеству. «Миранчук стал важным игроком для нас», – комплимент от Гасперини после победы над «Дженоа» (4:1).

Вернемся к причинам трудностей Алексея. Что нового?

● Лукман (твердый игрок основы) в начале января уехал на Кубок Африки и дошел со сборной до финала. «У нас есть Муриэль, Скамакка, Де Кетелере, Миранчук и Туре. Для них это будет возможность проявить себя», – поделился тренер. Нигериец впервые появился только с «Миланом» 25 февраля. 

Еще одна позитивная новость – в середине февраля Муриэль перешел в «Орландо» (без прямой замены). Конкуренция в атакующей тройке для Миранчука чуть ослабла; 

● Вспомним тезисы про менее агрессивную «Аталанту» в обороне. В новой реальности Алексею адаптироваться проще. Он уже обучен принципам Гасперини и выдерживает нужный объем. Только не всегда хватало концентрации. Теперь же со снижением интенсивности легче реагировать на маневры соперника. 

Против «Дженоа» Миранчук вышел почти сразу после гола Копмейнерса и много помогал без мяча (33% владения у «Аталанты» после 57-й минуты). 

Алексей опекал правого центрального защитника Алессандро Вольякко и снизил его активность при подключениях вперед. 

Миранчук не был прямо идеален. Иногда действовал чуть пассивно (в одном эпизоде не подстраховал Дзаппакосту при подаче). Но с основной задачей без мяча справился. 

Как и в игре с «Сассуоло». Алексей внимательно следил за движением левого центрального защитника (Маттиа Вити в первом тайме и Руана во втором) и разгружал Хольма;

● Больше не нужно искать комфортное место на поле. Гасперини определился, что Миранчук наиболее эффективен правее как номинальный форвард или инсайд. Да, иногда он все еще выходит слева (как с «Дженоа»), но первый сценарий все-таки популярнее. 

Алексей настолько впечатлил итальянца, что он готов двигать Де Кетеларе. Шарлю тоже удобнее правее (смещения под рабочую ногу в центр), но он менее зависим от смены позиции. 

Так в «Аталанте» появилась интересная связка двух внесистемных игроков без потери качества. «Я отдал ассист ему, а Де Кетеларе мне. Мы вместе играем впереди и должны помогать друг другу», – впечатления россиянина после игры против «Сассуоло» в Кубке (3:1).

А теперь перейдем к самому главному. Вопрос обороны мы уже затронули. А какие качества Миранчука в атаке ценит Гасперини?

Главный фактор – открывания между линиями и весь сопутствующий поиск свободы. Одно из сильнейших умений Алексея. Он двигается так, чтобы в момент приема вокруг не оказалось ни одного соперника и было время на оценку ситуации. 

Благодаря этому его дальнейшие действия с мячом очень опасны. Сейчас Миранчук лидирует в «Аталанте» по ожидаемым ассистам за 90 минут, передачам под удар и точным пасам в штрафную, а продвигающих передач за игру больше только у Эдерсона, Мартена Де Рона и Копмейнерса. 

К подобной статистике пока нужно относиться осторожно. Сильно повлиял «эффект запасного» (проще опередить конкурентов из-за меньшей выборки и выходов под уставшего соперника) и исполнение стандартов. Но направление они явно задают – россиянин эффективно пользуется свободой. 

Вот один из примеров тонкого открывания. На Хольма выдвинулись сразу два игрока. Алексей рванул за спину Адаму Марушичу и увел за собой Николо Ровеллу, а Скальвини рядом оказался без опеки.

Опорник «Лацио» переключился на него и остался в полупозиции. Так Миранчук принял мяч в штрафной без сопротивления.

Эпизод не закончился ударом (Алессио Романьоли заблокировал прострел), но дополнил общую картину полезности при владении. «На поле иногда кажется, что его прекрасная левая нога позволяет вообще не тратить силы. Миранчук просто ходит по полю и думает по-своему – это очень здорово», – так описывал стиль одноклубника Де Рон. 

С такой же уверенностью Алексей отклеился от опеки Кевина Стротмана. Когда он отдал правее на Копмейнерса, полузащитник «Дженоа» находился рядом с ним и продолжил движение ниже. 

Россиянин притормозил и оказался один в зоне перед штрафной. Миранчук сместился под левую ногу и пробил.

Менее заметное, но очень важное оружие Алексея – освобождение зон для партнеров. Он выдергивает на себя соперников и позволяет получить свободу. 

В основном это именно умное движение Миранчука. Приносит пользу даже без касаний. «Аталанта» становится менее предсказуемой. 

Как выглядит? Здесь наглядно – поменялся местами с Дзаппакостой и утащил на фланг левого центрального защитника «Дженоа» Хоана Васкеса. 

Латераль увидел слишком большое расстояние между игроками и рванул ему за спину. Малиновскому (уже как игроку «Дженоа») пришлось опускаться за ним из центра. По сути архитектором эпизода стал именно россиянин.

Такие хитрые манипуляции Миранчук может проделывать даже в штрафной. Потенциально они выводят партнера на удар без сопротивления. 

Это не просто рывок на ближнюю штангу под навес. Алексей увел Вити и перекрестным движением создал зону для Пашалича. Джанмарко Феррари все же успел к мячу («Аталанта» заработала угловой), но задумка оригинальная. 

Третий ракурс – взаимодействие с латералем. У Миранчука с Хольмом образовалась любопытная связка. 

Есть два сценария. Когда Эмиль принимает мяч на фланге и стягивает крайнего защитника, Алексей смещается правее и открывается за спину. 

Когда левый защитник «Сассуоло» Джош Доиг встречал шведа, Миранчук оторвался от Вити и получил мяч как раз в подобной ситуации. Через несколько секунд он увидел рывок Пашалича в штрафную и подал. 

Другой ход событий – россиянин остается в центре и оставляет весь фланг Хольму. Пример из той же игры. 

Миранчук пользуется замешательством соперников (не разобрались, кто будет его встречать) и подключает к атаке Эмиля. Он видит забегание Джорджо Скальвини (но итальянец фолит).

Во многом это заслуга Алексея. Он чувствует, когда нужно включить нужный режим (открывание за спину или движение в центре). Навыки двух игроков раскрываются полноценно. 

«Он сейчас в отличной форме. Я позволил ему сыграть 90 минут, и Миранчук был самым полезным в атаке», – комплимент от Гасперини после 1:1 с «Ромой» в начале января. Спустя два месяца Алексей все так же стабилен. Адаптировался к интенсивности без мяча и дал уникальные качества впереди – находил свободу между линиями, открывал зоны для партнеров и вытягивал мощную связку с Хольмом. 

Что нужно сделать Миранчуку, чтобы закрепиться и дальше? Какие есть негативные стороны?

Есть несколько аргументов против. 

Миранчук действительно на топовом уровне понимает пространство и идеально работает на команду. Но в эпизодах, когда ему нужно проявить эгоизм (в положительном смысле) и продвинуть мяч через дриблинг, уверенность иногда пропадает. 

Этот сезон для Алексея выдается аномальным в плане обводок. Попыток в целом больше, чем раньше, а вот удачных ситуаций уже гораздо меньше.

Косвенно о проблеме говорит количество заработанных фолов. Сейчас он опережает всех в «Аталанте» (2,59 в среднем за игру). Трактовать можно по-разному. Чаще соперники не успевают за ним и вынуждены нарушать. Но есть и другой ракурс – Миранчук медлит и поздно принимает решение. 

Иногда он еще и до последнего пытается найти вариант для паса и не задействует дриблинг, хотя есть шанс рискнуть. Да и потенциал в плане обводок у него огромный. «Леша – это на пятачке обыграть, скрытую передачу отдать или навесить. Миранчук хорошо чувствует мяч, куда задумывает, туда он и приходит», – оценка Андрея Аршавина.  

Так прервалась одна из быстрых атак «Аталанты». Де Кетеларе перевел мяч на Алексея – он оказался в изоляции против Доига. Мог пробраться в штрафную (хоть и под правую ногу, но она не настолько ограничена), но все-таки решил ждать партнеров.

В итоге Арман Лорьянте вернулся на помощь левому защитнику, а перспективных вариантов кроме паса на фланг Хольму не осталось.

Сейчас Миранчук серьезно влияет на команду и проводит один из самых сильных отрезков в европейской карьере. Но дальше нужно приложить сверхусилия. С полноценным возвращением Лукмана россиянину будет сложнее сохранить место в основе. 

Адемола – один из лучших атакующих игроков лиги. Выделяется почти по всем метрикам и поражает разнообразием. Нигериец сочетает скорость, силовой дриблинг на рывках с мячом и полезность в подыгрыше. 

«Обратите внимание на Лукмана. Он может стать приятным сюрпризом», – прогноз Рафаэля Бенитеса сразу после его перехода сбывается. В этом сезоне Адемола темп не сбавил.

Еще один важный момент – выбор стиля. С Адемолой «Аталанта» опаснее в игре на пространстве. Без него больше пользы приносят элементы позиционной атаки с длительными розыгрышами. 

Для Миранчука важно, чтобы Гасперини чаще выбирал именно второй вариант (так он раскрывается сильнее). В удачный отрезок Алексея команда похожа на старую сборку в плане владения. 

Возможно, прогресс в обводках и станет нужным фактором, чтобы стать еще сильнее и продолжить выходить в старте. Шансы есть.

Телеграм-канал автора

Топ-20 лучших клубов мира: «Интер» и все остальные

Фото: Gettyimages/Emilio Andreoli, Alessandro Sabattini, Marco Rosi – SS Lazio; Krzysztof Porebski/Keystone Press Agency/Global Look Press; кадры трансляции «Матч ТВ»