6 мин.

Читая российскую прессу

Наталия Геворкян, например, много пишет о ксенофобии. Много, разно и любопытно. Сейчас она усматривает такую поличтическую ксенофобию, вообще разновидность политического идиотизма в том, что в Москве увлеченно болеют против Украины на чемпионате мира. Наталия Геворкян видит в этом глубину проникновения яда политпропаганды в сердца простых людей.

Дорогая Наталия! А вы не обращали внимание, что как раз политики наши в многочисленных опросах накануне чемпионата говорили, что станут за украинцев болеть? Первая неувязочка. И вторая, главная. Ну, честное слово, при чем тут политика?

Я сам не разделяю подобных эмоций, ну, да это мое право. Я тем не менее с удовольствием за ними наблюдаю - с удовольствием, потому что явление жизненное, и в естественности забавное. Всю жизнь в спорте, кроме каких-то исключительных историй, болеют против соседей, и наоборот - соседи самые принципиальные соперники. Наталия, есть такая вещь - противостояние Москвы и Киева, и футбольное - оно старше политического, и совершенно от него не зависит. Болельщик Спартака, а я многих знаю, никогда не станет болеть "за хохлов". Наоборот, станет болеть против. Не верите, Наталия, пообщайтесь с главным редактором - Мишей Михайлиным. Я в точности знаю только то, что болельщик он страстный, и если даже вдруг он представляет собой исключение из круга страстных спартаковских болел, то он вам, во всяком случае,объяснит, что к чему.

А вы знаете, Наталия, что когда Англия играла с Тринидадом, вся Великобритания, Англией не являющаяся, болела за Тринидад? Что футболки сборной Тринида а закончились в магазинах за пару недель до матча, их уже заказывали через Интернет-магазины из других стран, а учитывая ещё и то, что в центре антианглийских настроений всегда стояла Шотландия, а в Тринидаде есть ещё и нападающий по фамилии Скотланд, так вот его футболки даже клубные раскупили, даже не с именем его - а пустые, и клубной футболки команды Сент-Джонстон во всей Великобритании было не сыскать? Это футбол. Это страсти. Политика - детство по сравнению с этим. В лучшем случае вещь производная...

Ирина Петровская из Известий подготовилась к выступлению вообще загодя. Она вообще ведь выступает в жанре "моралитэ", и ещё до начала чемпионата вспомнила одного из своих постоянных "клинтов" Отара Кушанашвили, который, по её словам, на чемпионате Европы в Португалии выскочил на утбольное поле голым.

Эй, я был при этом! Кушанашвили был. Был! Но одетый. Даже не очень по-курортному одетый, вполне цивильно!

Но колонка в последних Известиях - это уже просто феерия какая-то. Вот цитата.

"Вот телеканалы и рассудили: вместо того чтобы вяло перетягивать утомленного солнцем зрителя от одного плохого сериала к другому, от одних новостей — к другим, точно таким же, поставим-ка во главу угла-программы чемпионат мира по футболу. Весь мир смотрит, а мы что, рыжие? Добро, что Россия пролетела мимо события — значит, можно не опасаться погромов на улицах родных городов после проигрыша наших и резкого роста вызовов "Скорой помощи" к наиболее чувствительным зрителям-болельщикам, хватающимся за сердце не в силах снесть удара. К тому же футбол — зрелище мужское, а именно его, настоящего мужика в самом расцвете лет, так не хватает нашему телевидению. От баб да детей что толку? На памперсах да моющих средствах много не заработаешь."

Слушайте, из текста не очень прямо, но тем не менее вытекает, кажется, что это телеканалы придумали чемпионат мира, дабы залучить мужскую рекламу. Чемпионат мира - козни телевидения! Уау, я-то думал всегда, что наоборот, что чемпионат мира - он просто есть, а уж все остальное под него подстраивается. Как-то использует, кто себе на пользу, кто себе во вред... Кстати, рейтинги пока низкие, и теленачальство этим не слишком довольно.

Ещё цитата.

"Представьте, господа хорошие, что есть несметное множество телезрителей (не только женщины, но даже и страшно сказать — мужчины), которым весь футбол "по барабану". Ну не могут они понять, что это за удовольствие такое — следить, как "двадцать два бугая" (по Райкину), словно дети малые, гоняют по полю мячик. А если еще принять во внимание, что наши люди в массе своей не умеют развлекаться самостоятельно, без помощи телевизора, то легко вообразить, как они раздражены владычеством футбола в телепрограммах двух главных телеканалов."

И что теперь делать? Вот - что? Как говорил нам в институте преподаватель такого предмета, как физиология и гигиена, есть вот такие и такие требования к санитарному состоянию школьного класса. Есть ещё, добавлял преподаватель, требования, например, к высоте подоконников, но это вы не записывайте и не запоминайте, потому что что ж вам делать надо будет, если подоконники будут несоответствующей высоты...

Так вот и я тут не понимаю - что ж теперь делать. Но - ещё цитата.

"Вы спросите, а как надо было поступить телеканалам, чтобы и болельщикам потрафить, и обычным зрителям не насолить? Точно не знаю, но один из вариантов предложил один мой знакомый, кстати, смотрящий футбол не без удовольствия. В первые две недели, когда все играют со всеми и идет борьба за выход в 1/8 финала, вполне можно было ограничиться трансляцией матчей в записи да "нарезкой" из наиболее зрелищных игр. Тем более что есть канал "Спорт", готовый показывать все игры чемпионата в режиме "нон-стоп". А уж с 1/8 финала логично было бы переходить к более плотному графику показов и на основных каналах. Тогда, глядишь, и волки (болельщики) были бы сыты, и овцы (остальные зрители) целы, то есть не уходили бы от телевизора в раздражении и обиде: "Человека забыли". "

Да нре забыли никого! Не забыли! Не существует в мире более глобальных и всему миру интересных событий, чем футбольные чемпионаты и Олимпиады. Любое политическое событие локально по сравнению с этим. делать с ЭТИМ можно только одно - потерпеть. Раз в четыре года очень даже можно и без документальнойц линейки фильмов Сванидзе (который, уверен, сам сейчас от телевизора не отлипает и никаких новых фильмов временно не производит), и без того, и без другого. Чемпионат мира. Его сила в том, что он есть. Это просто событие, факт, и вытесняет другие события и факты просто в силу собственной силы. Оставлю эту тавтологию, чтобы было к чему придраться. Пока в кино, что ли, походите, книжку почитайте, а чемпионат мира нельзя показывать в записи. Это все равно, что фильм Сванидзе смотреть задом наперёд, уважаемая Ирина.  

Я вспоминаю совсем недавно ещё один случай. Ладно уважаемые колумнессы Геворкян и Петровская - дамы, им по званию не очень положено в спорте разбираться. Была такая история - болельщики Динамо на матче своей команды катали по трибуне на руках плакат с портретом Берии и надписью: "Он всё видит". Зовут колумниста, кажется, Глеб Черкасов. Он вывел из этого события много разного остросоциального насчет общества, в котором мы живем, чаяний народа и так далее.

А ведь на самом деле история была совершенно другая. Это спартаковские болельщики, когда их клуб переживал свой кризис, прирдумали плакат с портретом Николая Старостина и аналогичной надписью. Динамовский плакат был черной горькой шуткой, ассоциацией вполне поэтической для тех, кто знает и понимает. Тоже мне, параллель - Старостин и Берия. Второй первого сажал, между прочим.

А самое главное вот в чем. Когда читаешь такие вот рассуждения о футболе, в которые люди вдаются, даже не опасаясь, что некомпетентность, незнание простейшей специфии процесса может с ними сыграть злую шутку, невольно задумываешься: а в другом? В другом, о чем они пишут, они что, так же понимают?