10 мин.

Великолепная восьмерка, или Ещё один повод для Словакии прыгнуть выше головы

Оригинал статьи на Sovsport.ru

20 июня сборная Словакии выйдет на поле сент-этьенского «Жоффруа Гишар», где их будет экзаменовать фаворит группы В сборная Англии. У команды Яна Козака очень неплохие шансы продолжить выступление на турнире: в случае победы она гарантирует себе как минимум второе место, ничья несколько уменьшит её шансы, но даже поражение при неудачном стечении для россиян матча с валлийцами оставит словакам надежду на выход с третьей позиции. Да, мотивация у наших недавних обидчиков если и не запредельная, то стремящаяся к этому значению на сверхзвуковой скорости.  

И вы знаете, кроме того, что Словакия, в общем, как и все другие ещё не вылетевшие сборные, хочет победить на турнире, есть у команды Яна Козака ещё одна причина, подгоняющая её вперёд. Несомненно, поставленные перед чемпионатом цели и задачи, личные амбиции футболистов, грамотная физическая подготовка и здоровая атмосфера в раздевалке – это те факторы, которые являются главной движущей силой в борьбе за титул. Но для словаков дополнительным галлоном бензина в их клокочущем двигателе будет ещё и тот факт, что ровно сорок лет назад, 20 июня 1976 года, сборная Чехословакии, одолев в финальном поединке команду ФРГ, единственный раз в своей истории выиграла чемпионат Европы. А по дороге к той исторической встрече, добавлю я как бы между прочим, коллектив Вацлава Ежека преодолел сопротивление сборных Англии и СССР. Вообще, говоря о том противостоянии, все вспоминают исторический удар Антонина Паненки с одиннадцатиметровой отметки в серии послематчевых пенальти. Но доиграла бы команда до этой серии, если бы не имела в своём составе по-настоящему классных исполнителей? Конечно, нет.

Кто-то возразит, мол, сборная Чехии тоже должна получить дополнительный мотивационный заряд, памятуя о том славном триумфе. Да, думаю, и ребята Павла Врбы не забыли о той победе. Только вот есть одно «но». В основном составе сборной Чехословакии, вышедшем 20 июня 1976 года на газон белградского стадиона «Црвена Звезда», из одиннадцати человек восемь были именно словаками. Более подробно о том матче мы с вами ещё поговорим на страницах этого блога, а пока давайте вспомним ту великолепную восьмёрку и попытаемся найти среди подопечных Яна Козака футболистов, которые хоть в чём-то похожи на своих прославленных предшественников.

 

alt

Йозеф Чапкович

Один из столпов обороны и главный шутник в рядах словацкой сборной и братиславского «Слована» (клуб, в то время «кормящий» национальную команду кадрами) Йозеф при необходимости мог сыграть и крайнего полузащитника. Довольно высокий для латераля (181 см) он неплохо играл на втором этаже, а на первом отличался грамотным выбором позиции и завидной цепкостью, при этом крайне редко нарушая правила. Если я не ошибаюсь, то за всю свою карьеру Йозеф ни разу не получил жёлтую карточку.  

Любопытный факт. У Йозефа Чапковича есть брат-близнец Ян, тоже бывший футболист. Ян Чапкович, выступавший на позиции форварда и в «Словане», и в сборной, как и сам Йозеф был правшой, но оба играли на левом фланге. Эта пара была первыми близнецами мирового футбола, защищающих цвета национальной команды. По словам самого Йозефа, в Чехословакии тогда не было нападения сильнее, чем трио Мариан Масный, Ян Швеглик (о них речь пойдёт ниже) и Ян Чапкович. Но по политическим соображениям (и без того число чехов в заявке на чемпионат Европы было слишком мало), тренер Вацлав Ежек не включил в состав талантливого вингера.

Томаш Губочан

Губочан, в настоящий момент готовый расстаться с московским «Динамо», может и уступает Йозефу Чапковичу в мобильности и креативности в атаке, но в решительности и цепкости – нет. Да, у Томаша бывают позиционные провалы, но его страсть и жажда борьбы зачастую перекрывает его же ошибки.

 

alt

Антон Ондруш

В 1970-х Ондруш являлся одним из лучших центральных защитников Европы. Он был харизматичным лидером как на поле, так и за его пределами, и капитанская повязка недолго искала своего хозяина. Начав карьеру на позиции нападающего, Антон едва не ушёл в неверном направлении от своего истинного призвания. Лишь благодаря тренерскому чутью Йозефа Венглоша, переместившего несколько медлительного форварда в центр обороны, Антон стал тем великолепным разрушителем, которого мы могли наблюдать на Евро-1976. Волевого, жёсткого, неуступчивого защитника, отлично справлявшегося и с обязанностями либеро, сравнивали с его визави по финалу Францем Беккенбауэром и называли не иначе, как приемником великого Яна Поплугара – человека, в 1960-х годах олицетворявшего надёжность и непроходимость на подступах к своим воротам.

Мартин Шкртел

31-летний защитник «Ливерпуля», возможно, несколько и сдал в последнее время, но в сборной до сих пор является безальтернативным центрдефом и капитаном команды. Неизвестно, входит ли Шкртел в дальнейшие планы Юргена Клоппа, но в команде Яна Козака без него никуда.

 

alt

Ян Пиварник

Ещё один центральный защитник из золотого состава Чехословакии-1976. Ян за два года до европейской кампании получил звание лучшего футболиста страны. Он был, пожалуй, самым быстрым игроком обороны во внутреннем чемпионате: редкий форвард мог посоревноваться с ним в скорости. Вся карьера Пиварника являет собой пример стремительного взлёта: начав заниматься футболом в 16 лет, в 20 он уже защищал цвета национальной команды. Быстро завоевав авторитет в глазах партнёров и болельщиков, он в отсутствие Антона Ондруша выводил сборную на поле в качестве капитана.

Ян Дюрица

Тёзка Пиварника и защитник «Локомотива», уже практически распрощавшийся с железнодорожниками, дважды оказывался в числе лучших 33-х игроков российского чемпионата, входя в этот список в 2007 и 2014 годах. Будучи партнёром Шкртела по центру обороны, Дюрица сделает всё, чтобы выгнать мысли об атаке из голов Гарри Кейна и компании.

 

alt

Коломан Гёг

Коломана Гёга при всём желании нельзя назвать на 100% словацким игроком. Он, имея в своей родословной венгерские корни, родился в 1948 году на территории современной Чехии в городе Кладно. Но Гёг настолько гармонично вписал своё имя в историю именно словацкой части чехословацкого футбола, что вот, например, спроси в 1970-х любого болельщика: «Кто лучший крайний из словаков в сборной ЧССР?», и в ответ вы пренепременно услышали бы: «Что за вопрос? Разумеется, Коломан Гёг!» Это был очень надёжный на поле и скромный в быту спортсмен. Скорость, проворство, бойцовские качества – всё это выделяло Коломана среди прочих латералей. Его даже называли футболистом английского типажа, настолько его игра контрастировала с тем, что демонстрировали коллеги по бровке. После завершения Евро-1976 французская газета L'Equipe написала о нём: «На минувшем чемпионате мы видели одного из лучших фланговых защитников мира». Судьба Гёга сложилась трагически. В 1995 году, работая тренером в австрийском «Гольсе», он после одного из матчей возвращался домой на машине. Автокатастрофа оборвала жизнь легенды словацкого футбола. Ему было 47 лет.

Душан Швенто

В 1995-м, в год гибели Коломана Гёга, Душан Швенто в возрасте 10 лет поступил в футбольную академию словацкого клуба «Ружомберок» из одноимённого города, откуда и взяла старт карьера этого крайнего левого защитника, способного сыграть и на левом крыле атаки. Душану не хватает безупречности при обороне ворот, но скоростью и ловкостью он чем-то напоминает своего предшественника.

 

alt

Карол Добиаш

Номинальный игрок правой бровки мог с лёгкостью сыграть и в центре поля. В финале Евро-1976 Добиаш по большей части выполнял роль волнореза, обосновавшись в опорной зоне. Уже тогда, в 1970-х, лидер трнавского «Спартака» считался исключительным по своему таланту игроком. Да и сейчас многие эксперты называют его футболистом, намного обогнавшим своё время. Прекрасно читающий игру хавбек, в матче против сборной ФРГ был связующим звеном между обороной и атакой, а его гол в ворота Зеппа Майера, сделавший счёт 2:0, заставил немцев изрядно поднапрячься.

Юрай Куцка

Хавбек «Милана», ставший чуть ли не главным олицетворением нынешней немощности итальянского клуба, на Евро-2016 составил очень неплохую связку с Мареком Гамшиком. Активный, с неплохими ударом и пасом полузащитник уже на протяжении восьми лет служит верой и правдой своей национальной команде. В матче против англичан на пару, судя по всему, с Виктором Печовским он должен будет сдерживать убийственную связку Руни-Алли и не забывать про атаку.

 

alt

Йозеф Модер

Именно Модер в четвертьфинале Евро-1976 записал на своё счёт три мяча в двух матчах против сборной СССР (итог: 4:2 в пользу ЧССР), собственноножно соорудив шлагбаум, не пустивший советскую команду в финальную часть турнира. Йозеф был прекрасным мастером стандартов, а с углового мог так и вообще положить «сухой лист» в ворота соперника. Прекрасно видящий поле полузащитник с лёгкостью распоряжался мячом в центре поля, как раздавая филигранные передачи партнёрам, так и самостоятельно завершая атаку точным ударом.

Марек Гамшик

Думаю, писать что-то про главную звезду словацкой команды особой нужды нет и вовсе. Похоронив в недавнем матче надежды наших футболистов на благоприятный исход, Гамшик в очередной раз доказал, что он незаменимый элемент в сборной Словакии.

 

alt

Мариан Масный

Правый вингер братиславского «Слована», особенно, когда он был в ударе, являл собой грозную силу, с которой защитникам соперника справиться было не легче, чем старику с огромной рыбой в известной повести Хемингуэя. Быстрый, как стрела, прекрасно работающий с мячом дриблёр спокойно и хладнокровно взламывал оборону противоборствующей стороны, являя собой яркий пример грациозности, изящества и неуловимости. За все эти качества болельщики обожали этого скромного парня. В настоящее время Мариан Масный, как отшельник, живёт в затворничестве, не общаясь ни с бывшей женой, ни с братом Войтехом, ни с сыном Марианом Масным-младшим, ни с кем бы то ни было вообще. А взять интервью у него сможет, разве что священник, если бывший футболист решит когда-нибудь исповедаться.

Владимир Вайсс

Потомственный Владимир (третий обладатель этого имени в славной футбольной династии Вайссов) уже на протяжении многих лет является основным крайним полузащитником в составе словацкой сборной. Начав взрослую карьеру в «Манчестер Сити», Вайсс шаг за шагом пришёл к просветлению, поняв, что лучше катарского солнца в мире нет. Как знать, может так он готовит себя к ЧМ-2022, но то, что его таланты на Ближнем Востоке не растерялись, это факт. Не верите, спросите у Смольникова с Березуцким.

 

alt

Ян Швеглик

Швеклик, в общем-то, футболистом становиться и не собирался вовсе, но случилось то, что случилось. Приехав в возрасте 19 лет в Братиславу, чтобы продолжать изучать юриспруденцию, он волею судьбы оказался в «Словане», откуда его уже не отпустили – настолько талантлив был этот парень. Со временем он стал душой команды и любимцем публики. Бесстрашный боец и яркий голеадор, обладающий неиссякаемой жаждой борьбы и хорошей скоростью, Ян по прозвищу «Джокер» был острейшим наконечником копья в клубе и сборной. Его гол в финале Евро-1976 положил начало чехословацкому триумфу. Этот форвард был целеустремлён не только на поле, но и вне футбола: не забросив образование, он доучился аж до доктора юридических наук.

Адам Немец

С нападающими в команде Яна Козака совсем беда. В матче против Уэльса Михал Дюриш был так беззуб и пушист, что поединок со сборной России главный тренер словаков предпочёл начать вообще без номинальных форвардов, выпустив Ондрея Дуду как дополнительного, пусть и атакующего, но хавбека. Так или иначе, Адам Немец в обеих этих встречах выходил на замену во вторых таймах и показывал не самый худший футбол. Когда надо побороться и попихаться в штрафной или навязать борьбу защитникам соперника на втором этаже, здесь этот парень может оказаться очень даже кстати. Как знать, может именно его Козак выпустит с первых минут в матче с англичанами.

 

alt

Тактические расстановки сборных Чехословакии и ФРГ в финальном матче Евро-1976 

 

Оригинал статьи на Sovsport.ru

 

Все откомментированные матчи 2016 года находятся здесь.

Добро пожаловать в блог о старом футболе на сайте "Советского спорта".

Также приглашаю вас в сообщество «Золотые футбольные матчи».

Читайте электронный журнал "Футбольная трибуна"!