7 мин.

Футболист с самым сильным ударом... рукой. На 130-летие со дня рождения Алексея Уверского

Оригинал статьи на Sovsport.ru 

Денис Цаплинд вспоминает футболиста и боксёра Алексея Уверского, при виде которого дрогнул бы и Винни Джонс 

В нашей стране было много хороших спортсменов, память о которых оказалась затёртой ластиком истории. Спортсменов классных, сильных, бойцов, богатырей! Одним из таких позабытых героев является Алексей Иванович Уверский по прозвищу «Сирикаки», петербургский футболист и боксёр. К сожалению, о нём сохранилось не так много информации, но я постараюсь в нижеприведённых строках изложить ту, что удалось найти. 

Алексей Иванович Уверский родился в Санкт-Петербурге ровно 130 лет назад, 12 февраля 1886-го, в один год с поэтом Николаем Гумилёвым, двукратным чемпионом мира по футболу Витторио Поццо и лондонским «Арсеналом». Малыш был незаконнорожденным сыном крестьянской девицы Евфросиньи Петровны Лярской. Тем не менее, можно сказать, что этому карапузу повезло. В 1889 году трёхлетнего Алёшу усыновил городокский (Витебская губерния) 2-й гильдии купец Иван Осипович Уверский, чью фамилию и отчество мальчик и получил. В 1899 году наш герой поступил в Санкт-Петербургскую 7-ю гимназию (Кирилловская ул., 11), которую и окончил. А в 1913-м он стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В этот момент Алексей Уверский был уже состоявшимся спортсменом, заканчивающим свою футбольную карьеру. Так давайте вернёмся чуть назад и проследим за началом его, так сказать, спортивной деятельности.

Алексей Уверский начал свой путь в большом футболе в клубе «Националы» осенью 1906 года (по другим данным ещё отметился в клубе «Петровский» в 1905-м), но уже через несколько месяцев перебрался в именитый «Спорт» (команда уровня и статуса нынешнего «Зенита»), за который и выступал до 1913-го. Атлетичный полузащитник, сильный и жёсткий в единоборствах, из-за чего к нему даже прикрепилась поговорка «Леша Уверский – человек зверский!», обратил на себя внимание и был приглашён в сборную Санкт-Петербурга, в составе которой в 1912 году выиграл первый чемпионат Российской империи по футболу.

Финальный матч проходил в Москве со сборной командой этого города и закончился вничью 2:2. Изначально в таком случае регламентом предусматривалось продолжение встречи до забитого мяча, но так как уже сгустились сумерки, было решено устроить переигровку. Во втором противостоянии петербуржцы при привычной им погоде – в тот октябрьский вечер шёл дождь со снегом – обыграли своих донельзя нашпигованных англичанами соперников со счётом 4:1. Дублем отметился первый капитан сборной России Василий Бутусов, а лучшим игроком матча был признан центральный хавбек Алексей Уверский. Привожу небольшую выдержку из воспоминаний о той встрече: «Сильнейшая пара полузащитников страны, петербуржцы Никита Хромов и Алексей Уверский при поддержке центрального хавбека Эдварда Станфорда полностью захватили контроль над серединой поля, пресекая даже малейшие попытки нападающих сборной Москвы приблизиться к воротам Борейши».

Матч сборной Москвы (тёмные майки) со сборной Санкт-Петербурга (полосатые майки) на стадионе «Замоскворецкого клуба спорта» (журнал «К спорту!» №46 за 1912 год)

 

А по поводу наличия «легионеров» в составах команд начала 20 века, отмечу, что тогда это было в порядке вещей, так сказать, остаточное явление от того факта, что в Россию футбол привезли англичане, они же основали и первые клубы. Например, в вышеописанном финальном матче в составе сборной Санкт-Петербурга британцев было трое, у Москвы же – аж восемь человек. 

Раз уж заговорили о национальной сборной, то отметим, что Алексей Уверский был приглашён и в её ряды, и с ним в составе команда провела первый международный матч. Случилось это в 1910 году, когда в Россию приехала чешская сборная под бразильским названием «Коринтианс», составленная из игроков четырёх клубов, и сразилась с нашей дружиной, по сути своей сколоченной только из петербургских игроков. В тот день, 16 октября, на поле футбольного клуба «Спорт» была одержана историческая победа россиян со счётом 5:4. Спорный вопрос, можно ли считать этот поединок первым матчем именно сборной России или же правильнее говорить о команде Санкт-Петербурга, да и это, по большому счёту, не так важно. Замечу, что официально принято считать, что дебют нашей сборной состоялся годом позднее, в 22 августа 1911-го, когда в город на Неве прибыли англичане. В качестве арбитра то противостояние обслуживал легендарный Георгий Дюперрон – ни много ни мало основатель российского футбола. Алексей Уверский был в составе и хорошо проявил себя, хоть отыграл матч не целиком. Вот как в прессе описывали его действия на поле: «Отлично защищались Хромов и Уверский, который точно прилип к крайнему левому форварду англичан». Но, несмотря на все старания наших парней, родоначальники футбола были наголову сильнее и победили 11:0.

Сборная России перед игрой с командой Германии на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году. Слева направо: А. Уверский, П. Соколов, Г. Никитин, М. Смирнов, В. Житарев, Л. Фаворский, М. Яковлев, М. Хромов, В Бутусов, Ф. Римша, С. Филиппов.

 

Это было далеко не последнее разгромное поражение отечественных спортсменов. На заре нашего футбола такие избиения случались частенько. Обратимся к шведской Олимпиаде 1912 года. В поединке 1/4 финала сборная России (без Уверского в составе) играла с коллегами из Финляндии, и проиграла 1:2. А вот в следующем этапе, так называемом матче утешительного круга, нам в соперники попалась команда Германии. Итог встречи 16:0 в пользу немцев. Вот небольшой отрывок из отчёта о той встрече: «Все три наших хавбека (петербуржцы Хромов, Уверский, Яковлев) задались целью держать одного центр-форварда и действительно в этом преуспели. Но оставленные без внимания остальные 4 форварда легко обыграли наших тихих, сравнительно с заграничными, беков, и, несмотря на довольно удачную игру голкипера Фаворского, вбили в обеих половинах игры поровну по 8 сухих голей».

Последний матч за сборную России Алексей Уверский провёл в 1913 году. Это была встреча с командой Швеции (по большому счёту, её можно было назвать сборной Стокгольма), состоявшаяся 18 апреля на поле клуба «Невский». Поединок завершился поражением россиян 2:3. А за два дня до этого сборная Санкт-Петербурга с Уверским в составе проиграла тем же шведам 1:5. 

Афиша матчей с командой Швеции 16 и 18 апреля 1913 года

 

Так и подходила к концу футбольная карьера нашего героя. Но со спортом он не расстался. В том же 1913-м Алексей Уверский стал заведующим отделом футбола «Спорта», а годом позже – членом комитета Петербургской футбольной лиги. Также он являлся одним из руководителей городского спорткомитета (ул. Халтурина, 22).

Но отчего же я вынес в заголовок фразу «Футболист с самым сильным ударом... рукой»? Дело в том, что Алексей Уверский жил не только футболом. Он был и великолепным боксёром, любимым учеником одного из основоположников отечественной школы бокса Эрнеста Ивановича Лусталло, призёром российских чемпионатов. А за внешнее сходство с гастролировавшим в начале века по России японским борцом к Уверскому приклеилась в качестве прозвища фамилия восточного коллеги – «Сирикаки». Позже, когда годы постепенно стали брать своё, Алексей Иванович и сам перешёл на тренерскую работу. Одним из его воспитанников был Иван Князев, в последствии ставший пятикратным чемпионом Советского Союза.

А после случилась Вторая мировая война. Не могу утверждать наверняка, но мне попадалась информация, что Алексей Уверский ушёл на фронт, был ранен, после чего лечился в госпитале в Ленинграде. Так это или нет, но известно, что наш герой умер, как и многие блокадники, ужасной зимой 1942 года. Умер одиноким человеком: ни жены, ни детей у него не было. Похоронен в братской могиле.

 

Оригинал статьи на Sovsport.ru 

Низкий поклон Юрию Павловичу Лукосяку за его труды. 

Добро пожаловать в мой блог «Футбол эпохи "пирамид"»

Также приглашаю вас в сообщество «Золотые футбольные матчи»

Все откомментированные матчи 2015 года находятся здесь