8 мин.

Андрей Гудалов: «Шесть выигранных секунд во время переобувания могут решить все»

- Для начала, «обязательная программа» – вопросы о предстоящем чемпионате мира. Какие цели и задачи у нашей сборной в Румынии?

- Цели и задачи любой сборной команды – занять максимально высокое место. Зимний триатлон в России находится на подъеме. У нас достаточно большое количество стартов. Больше, во всяком случае, по охвату территорий, где проходят соревнования, чем в любой другой дисциплине триатлона. И на международной арене мы в последние годы, начиная с 2011-го, занимаем лидирующие позиции.

- Кто в сборной России главные звезды?

- У нас есть пятикратный чемпион мира Павел Андреев, он же – пятикратный чемпион Европы, чемпионка мира Юлия Сурикова. Чемпионы, или как правильно говорить, победители первенств мира, есть у нас во всех юниорских категориях. Это юниоры до 19 лет и до 23 лет. В эстафетах на последних чемпионатах мира мы тоже побеждали. Поэтому есть основания в этот раз снова рассчитывать на медали, в этом году представители России заявлены во всех категориях.

Павел Андреев

 

- Самая яркая дуэль на чемпионатах мира, что вам доводилось видеть?

- Два подряд чемпионата мира в Италии, в городе Конье. Есть сильный итальянец, Даниэль Антониоли, он выступит и в этом году. И у них с Андреевым борьба шла ноздря в ноздрю практически от старта до финиша. Они прекрасно знают друг друга, знают, кто на что способен, и, в общем-то, очень близки по подготовке – оба хорошие лыжники. Борьба шла всю дистанцию, и в итоге победителя определил только фотофиниш. Павел был чуть впереди. Такие моменты, они очень много дают любому спорту. И, представляете, в том же месте на следующий год – аналогичная история. Местные болельщики, а итальянцы – достаточно эмоциональная публика, были в восторге. Конечно, зрителей не так много, как на футболе, но они есть, и в этом виде спорта неплохо разбираются.

- Зимний триатлон – достаточно специфическая дисциплина. Она ведь практически не финансируется, так как не является олимпийской, верно?

- Да, например, в нашей системе спорта зимний триатлон является неолимпийской дисциплиной олимпийского вида спорта «триатлон», и, в общем-то, сильно не котируется. Но, с другой стороны, во многих регионах России даже такие дисциплины достаточно высоко ценятся, финансируются местными бюджетами. Если бы не было заинтересованности со стороны региональных властей, мы вряд ли смогли бы поднять зимний триатлон на такой уровень на одном лишь энтузиазме. Хотя и энтузиазм тоже очень важен.

- Расскажите подробнее о наших главных звездах в сборной России?

- Юлия Сурикова, спортсменка достаточно многогранная. Она мастер спорта по лыжным гонкам, по легкой атлетике, где ее специализацией был горный бег. Долго она шла к этой своей медали чемпионата мира. Было на ее пути много неудач. Но, годы тренировок и вера в то, что когда-то это всё-таки случится, сделали свое дело. Чемпионкой мира в итоге она стала в 2016 году в Австрии.

- Ну и Павел Андреев – пятикратный чемпион мира и Европы. Далеко не каждый вид спорта в России может похвастаться тем, что имеет в своих рядах столь титулованного спортсмена…

- Павел Андреев начал выступать со второго чемпионата России в 2007 году, который был в Московской области, в Троицке, сейчас почти центр Москвы. Он показал лучший результат. Мы тогда отбирали команду на первые для нас соревнования за рубеж, на чемпионат Европы в Лихтенштейне. Тогда у нас результаты были более чем скромные, финишировали во втором десятке. И вот Андреев, после 11 места на дебютном международном старте, постепенно поднимаясь, пошел вверх. В 2009 году в Словакии был чемпионат Европы, там были у нас медали в эстафете. Впервые тогда поверили, что можно за призовые места бороться, пошло активное развитие. И в 2011 году в Финляндии он впервые стал чемпионом мира. Интересно, что Павел – мастер спорта по лыжным гонкам. При этом Андреев не всегда показывал лучшее время в лыжной гонке. Но он настолько освоил технику транзитных зон, что выигрывал именно там какое-то количество секунд. Плюс, будучи лыжником, он сильно улучшил свою велосипедную подготовку. То есть, бывало так: он выигрывал на велосипеде, но на последнем сегменте сильнейшие спортсмены из Швеции и Норвегии его вроде бы догоняли, это было видно визуально. Но за счёт выигрыша в транзитной зоне он не давал себя опередить. Шесть секунд в итоге повлияли на медаль.

- То есть, он банально быстрее других переобувался? Можно стать чемпионом мира, потому что ты быстрее других меняешь штаны?

- Мало быть сильным лыжником, бегуном и так далее, надо еще уметь быстро менять экипировку. Конечно, штаны зимой менять не нужно, но вот переобуваться зимой гораздо сложнее, чем летом. В мороз уже не такие точные движения пальцев. А мороз порой бывает достаточно сильный. Надевать лыжные ботинки приходится на свежем воздухе, а не как обычно, когда, например, лыжник надевает их в помещении. Это гораздо сложнее. Ведь они в транзитной зоне простояли уже около полутора часов, задубели, и надевать их от этого еще сложнее. Но никуда не деться, обувь менять надо обязательно.

- В какой-то момент развитие зимнего триатлона в мире имело еще и политический подтекст?

- Да, потому что в свое время, до Олимпиады в Ванкувере, ITU (Международный союз триатлона) давал понять, что ведет активную работу по включению именно зимнего триатлона в программу Олимпийских игр. Президентом ITU был Лес МакДональд, который жил в Ванкувере, был в оргкомитете Олимпиады-2010. Большая работа проводилась, почти 30 стран участвовали тогда в чемпионате мира. 30 флагов – это тот минимум, который вроде как должны гарантировать виды спорта на международных соревнованиях, чтобы иметь возможность претендовать на включение в программу зимних Олимпийских игр. Ну, я думаю, что всё это не так однозначно. Мы видим сейчас в олимпийской программе новые дисциплины, которые, как мне кажется, явно не собирают 30 флагов на своих соревнованиях. Но это мое, частное мнение.

- С другой стороны, надо быть объективными, и посмотреть на заявочные списки чемпионата мира в Румынии. И, как мы видим, на чемпионат мира в элите заявлены только европейские спортсмены. Вряд ли МОК когда-то одобрит дисциплину, которая котируется только на одном континенте?

- Да, сейчас ситуация, что на чемпионат мира и чемпионат Европы, по сути, едут одни и те же спортсмены. Конечно, чемпионат мира котируется выше, и участников там больше. Все логично – даже просто быть участником чемпионата мира намного престижнее, в общем, разница существенная. Но мы видим, что на самом деле в age-группах, в любителях, присутствуют представители Соединенных Штатов, Японии, возможно, будут из Канады. Хотя раньше их действительно было больше. Соединённые Штаты выступали даже на чемпионате Европы, естественно, вне конкурса. Сильная команда женская у них была, мужчины не очень, а вот женщины в тот момент были сильнее и нас, и норвежек.  

- Как мы к доминированию пришли? Как зародился и развивался зимний триатлон в России?

- Первые соревнования по зимнему триатлону в России состоялись в Москве в 2005 году, на стадионе «Авангард», и собрали 104 участника. Немало даже для нынешних времен. Были, естественно, люди очень разного уровня. Тогда еще не были особо развиты соцсети, и подбор участников проходил не так, как сейчас: информация была разослана по спортивным организациям субъектов Федерации, сарафанное радио где-то сработало. Так вот, была статистика, кто участвовал: заявились в немалом количестве мастера спорта, кандидаты в мастера спорта практически по всем циклическим видам: лыжным гонкам, спортивному ориентированию и велоспорту. Интересно, что многие участники того первого соревнования до сих пор в строю. Часть спортсменов, кто постарше, уже тренируют. Например, Буторин Евгений, Мишанин Андрей и Мишанин Сергей из Пермского края, из города Березники. Юлия Сурикова в том старте была победительницей.

- Первый чемпионат России тоже запомнился надолго?

- Он проходил в пригороде Ярославля, и температура ночью накануне старта опустилась до минус тридцати. Очень переживали тогда, что придется все отменить. А что значит отменить первый в истории национальный чемпионат? Это очень серьезно, когда развиваешь новый вид спорта, ведь второго чемпионата в таком случае может и не быть. В итоге с утра в день старта с термометром вышли, измерили, температура была около минус двадцати, и решили старт все же провести. Опыта подобного ни у кого еще толком не было, и люди всякие способы изобретали, чтобы обувь в транзитной зоне была хоть немного теплее.

- Самые необычные назовите?

- Как я уже говорил, это важный момент. Поэтому утепляли, как могли. Кто-то в спальный мешок закутывал обувь, кто-то вложил внутрь бутылки с горячей водой. Был курьезный случай, когда у одного спортсмена бутылка замерзла, расширилась, и из ботинка ее с огромным трудом извлекли.  

- Ну, и напоследок: для чего людям нужно идти и заниматься зимним триатлоном? Что их должно привлекать?  

- Зимний триатлон – это, так сказать, «челлендж» новый. Людей привлекало всегда что-то новое и необычное. Дисциплины зимнего триатлона по отдельности доступны всем. Лыжников у нас много, бег и велосипед тоже популярны. Ничего нового, особо экстремального здесь нет. Профессиональным спортсменам перестроить себя тяжелее. Тем, кто не ради удовольствия занимается, а ради достижения высоких результатов. Если ты изначально лыжник, то ты и будешь лыжником, многие ведь даже не бегают зимой, не говоря уж о велосипеде. А любителям в этом смысле проще себя переучить, ну и опять же, попробовать испытать себя. Они просто хотят быть многофункциональными спортсменами, развитыми гармонично, поэтому многие дисциплины кросс-триатлона всегда собирают множество любителей. В то время как профессиональные спортсмены предпочитают все-таки классический, шоссейный триатлон. Может, кому-то необычно зимой на велосипеде ездить, но для Европы это в порядке вещей. Надоедает каждый день марафоны бегать, надоедает однообразие, и поэтому люди приходят в триатлон, чтобы себя испытать.

Более полную версию интервью читайте на сайте Федерации триатлона России (а вот прямую ссылочку создать нам пока не дали, молодые еще :))) )