6 мин.

Коротко о компонентах. А. Трусова, Первенство, ПП

В последние несколько дней я увидела тизер того, что в следующем году расцветет совсем уж бурным цветом. Я про противостояние техники (и Александры Трусовой) и компонентов (и Алены Косторной).

С удивлением я обнаружила, что существует компонент "недеревянность". И по нему Косторной надо выдать все десятки, а Трусовой и двоек много.

Я прекрасно понимаю, как именно ставятся компоненты. Но желания разбирать 36 и 74 Медведевой на ЧР и 72/70 Загитовой в двух последних ПП на соревнованиях у меня примерно ноль. Все прекрасно понимают, что в их случае это компы за статус/тренера/федерацию. 34 Трусовой в КП, в принципе, отчасти тоже. Но я в любом случае буду рассматривать произвольную с первенства России. Давайте на секунду представим, что компоненты выставляются честно, ладно?

На всякий случай напоминаю определение 5 компонентов:

  • Skating Skills (уровень катания, владение коньком) - определяется общим качеством и уверенностью , контролем ребер при скольжении по поверхности льда,  чистотой техники и способностью ускоряться и варьировать скорость без видимых усилий, демонстрируется при помощи словаря катания (ребра, шаги, повороты и т.д.).

  • Transitions (Переходы, связки) - разнообразное и осмысленное использование оригинальной работы ног, позиций, движений и поз, которое соединяет между собой элементы программы.

  • Performance (Представление) - физическое, эмоциональное и интеллектуальное вовлечение фигуриста, его способность донести суть музыки и исполняемого произведения.

  • Composition (Композиция, хореография) - замысел и\или оригинальная расстановка всех типов движений в соответствии с принципами музыкальных фраз, пространством, узором и структурой композиции.

  • Interpretation of the music (Интерпретация музыки) - индивидуальная, изобретательная и искренняя передача ритма, характера и содержания музыки посредством движений на льду

Я нагло украла все определения отсюда. Хорошие определения (да и статья тоже). Там можно посмотреть подробнее, здесь я хочу не перегружать запись.

Предмет осмотра:

Цель: выяснить, насколько данный прокат соответствует оценкам за компоненты, полученным за этот прокат.

Владение коньком:

  • Ребра: наличествуют. Скажем, после первого 2А (тайминг 1:10) выезд на очень глубоком наружном ребре. Поскольку мне лень чертить картиночки, я не напишу градус наклона и не напишу какие-то конкретные ситуации. Так что предлагаю посмотреть прокат, и если я не права, сообщить об этом в комментариях.

  • Скорость: высокая. Правда, набирается она не очень быстро, Тайминг 1:02 - требуется сделать 5 шагов-подсечек, но их хватает надолго: несколько хореоэлементов, включая секундную "собачку", и два дупеля. Еще один тайминг - 2:10: опять несколько шагов, но скорости хватает для того, чтобы через кантилевер зайти на ойлерный каскад во второй половине.

  • Исполнение шагов - на должном уровне.

  • Равновесие - отличное. После ойлерника, сделав пару поворотов (тайминг 2:21), Саша на одной ноге делает крюк-выкрюк-твиззл, заходит во вращение-либелу, там перед сменой ноги успевает сделать три оборота качающейся либелы - все это на одной ноге. Если я неверно оценила, какие там шаги, прошу поправить.

  • Ускорение - на прекрасном уровне. Тайминг 2:44: за меньше чем полторы секунды она успевает разогнаться для сложного захода на 3Ф. Две трети программы уже прошли.

Лично я, исходя из этого, прихожу к выводу, что у Саши Трусовой превосходное владение коньком. 

Связки:

  • Они разнообразные - от циркуля в начале программы до кантилевера как захода на ойлерный каскад. 

  • Они сложные. Пруфов не будет (с)

  • Они качественно исполнены. 

  • Программа насыщена связками. Не предельно: на четверные тулупы Саша делает простые заходы - к слову, без лишних подсечек. 

Я считаю, что транзишнс у Саши Трусовой на отличном уровне.

Перфоманс:

  • Программа поставлена под музыку из к/ф "Пятый элемент", и Саша Трусова играет роль инопланетянки, "самого совершенства". Четверные прыжки способствуют представлению этой программы, поскольку их исполнение для земной девушки крайне необычно. Они помогают раскрыть неземной образ.

  • При этом здесь разная подача. Нежные движения во время начала арии Il dolce suono (тайминг 1:43) и резкие во время инструментала Katana Groove (тайминг 2:41). Резких больше, но об этом в Композиции.

  • Саша общается со зрителями. И это не только изображение Лилу, ломающей четвертую стеклянную стену в начале программы: во время кантилевера (тайминг 2:11) она хлопает в ладоши - и пермский зал на 800 мест ревет. Ни на ФГП в Ванкувере, ни на ЧР в Саранске Саша так не делала, но здесь, очевидно, после чистых квадов она получила достаточный заряд уверенности.  

Я считаю, что Александра Трусова за перфоманс своей ПП в Перми заслуживает минимум 9,5. Сколько там в среднем получилось? 9,21? Спишем на предпоследнюю разминку. 

Композиция:

  • Боюсь, что тут придется повторить аргумент из "перфоманса". Инопланетная программа требует инопланетной техники, и когда техника исполнена на должном уровне, это очень сильно влияет на композицию программы. Неземная концепция соблюдена!

  • Также это довольно оригинальная программа. Правда, это плюс не столько Саше Трусовой, сколько Даниилу Глейхенгаузу, но все-таки страйк!

  • Саша хорошо покрывает лед. Она не окапывается в каком-то одном конкретном месте: прыжки выполняются как в разных углах, так и в центре, дорожка начинается справа, а заканчивается слева, и т.д.

  • Резкие движения Саши, которых все же больше, ее атлетичный стиль без пресловутой женственности отлично подходит этой программе. ТШ не ставит ей лирику, и правильно делает.

Композиция - не во всем оценка спортсмена. Но, согласитесь, без четверных эта, безусловно, отличная программа, поставленная Глейхенгаузом, так не играла бы. А эта конкретная ПП играет. К слову, я считаю завышенной как раз композиционную оценку КП Саши: она очень сильно зависит от 3Lz+3Lo в акцент, потрачен каскад - композиция сразу рушится. Но мы здесь говорим о ПП, и в ней композиция соблюдена на высочайшем уровне.

Интерпретация музыки:

  • Очень многие говорят о том, что ну, вон эта Трусова, она джампер, музыку не слышит и все такое. Сейчас я просто попытаюсь перечислить самые заметные моменты попадания в музыку. Не все - заметные.

  • Тайминг 0:21 - Саша "разбивает стену" именно в момент смены ритма. 

  • Тайминг 0:38 - Саша завершает каскад 4Т+3Т в конце музыкальной доли. Я украла эту терминологию у Лопатина.

  • Два 2А точно в музыку. После этого идет прыжок в комбинированное вращение, частью которого является "самая женственная" позиция - заклон. В этот момент тревожная, маршевая композиция Kill The Target затихает, оставляя только звон ксилофона (могу ошибиться, не специалист).

  • Ойлерный каскад в конце музыкальной доли арии Il dolce suono (тайминг 2:14).

  • Второе комбинированное вращение: пока пение Плавы Лагуны (точнее, Инвы Мулы) идет, она вращается, постепенно останавливаясь. Полная остановка происходит в момент, когда ария сменяется барабаном Katana Groove - и Саша четко отрабатывает смену музыки. Тайминг 2:41.

  • Фрагмент с этой композицией очень быстро сменяется всеми знакомой The Diva Dance. В момент смены и взвинчения ритма Саша прыгает в либелу. 

  • Дорожку очень сложно разбирать, потому что я довольно диванный специалист. Но лично я считаю, что резкий, азартный ритм Diva Dance отлично подходит Саше.

  • Музыка передана довольно хорошо: во время почти спокойной Il dolce suono Саша начинает двигаться более плавно, чем обычно, а во время барабанов Katana Groove движения резкие, рубленые, может, не слишком "девичьи", но прекрасно подходящие музыке.

Исходя из этого, я вижу, что в данном конкретном прокате своей произвольной программы Александра Трусова отлично уловила нюансы своей музыки и воплотила их в своей программе.

 

Какова мораль? Я не моралист и вообще не люблю моралистов. Мой разбор субъективен, как вообще "компоненты катания", и я не претендую на судейство. Также я отказываюсь разбирать программы Косторной, как-либо сравнивать ее "Джульетту" с "Пятым элементом" и вообще выдавать конкретные оценки (ну, кроме перфоманса). 

Я просто хочу сказать одну вещь. 

Александра Трусова - не дерево, и наличие у нее четверных прыжков не означает, что у нее отсутствуют компоненты.

Спасибо всем, кто прочел. В комментариях можно называть автора трусоботом. 

Фотография из превью, судя по вотермарке, сделана неким Владимиром Горшковым.