6 мин.

Небольшие потери небольшого футбола

В этой табличке – краткий курс всего 25-летнего российского футбола. Здесь – количество профессиональных команд, которые представляли тот или иной регион с интервалом в пять лет.

Табличка сделана, исходя из нынешнего административно-территориального деления России, которое за эти годы неоднократно менялось. В ней не указаны субъекты Федерации РФ, которые в указанные годы не были представлены в большом футболе. Это – республики Коми, Тыва и Хакасия, а также Архангельская, Камчатская, Магаданская и Новгородская области и все Автономные Округа, за исключением ХМАО.

Некоторым из этих самых субъектов, впрочем, просто не повезло сюда попасть, потому что в другие годы они в большом футболе все же мелькали: «Спартак-Арктикбанк» из Архангельска, например, или «Реформация» из Абакана, столицы Хакасии. А Новгородская область появилась на всероссийской карте благодаря команде из соседнего региона – на стадионе «Электрон» в Великом Новгороде играло в ФНЛ «Тосно». Что же касается Ханты-Мансийского Автономного Округа, единственного, имевшего отношение к большому футболу, то здесь были сразу три профессиональные команды, которые к тому же представляли три разных города - «Аган» (Радужный), «Нефтяник» (Урай) и «Самотлор-21» (Нижневартовск).

… Я бы с удовольствием почитал сборник рассказов о футбольных не-биг-боссах девяностых годов – людях, создававших и финансировавших клубы второй и третьей лиг. Ведь даже сами названия этих команд уже возвращают нас в ту неповторимую романтическую эпоху.

Например, в первом чемпионате России выступали сразу две команды под названием «Алекс» - из Гатчины, что под Ленинградом, и с другого края страны, из Ангарска. И еще появилось немало мужских и женских имен, увековеченных в турнирных таблицах.

Чуваки, как ваши дела сейчас? У вас все хорошо или знаменитое некогда «братва, не стреляйте друг в друга» до сих пор вызывает слезы у ваших родственников? Вы готовы снова надеть малиновые пиджаки и хотя бы обо всем рассказать? О том, на что рассчитывали вначале и что потом пошло не так? И вообще, трудно ли было все это бросать, когда закончились первые легкие деньги? Сейчас-то не жалко выкинутого на футбол бабла, кстати?

В этом повествовании наверняка нашлось бы место всему: забавному бизнесу тех лет, футбольной крови, запуганным судьям, игрокам, которые никогда не знают, что им предстоит получить завтра или огрести в ближайшем туре. Я специально материал на эту тему не искал, а и то столько историй знаю…

Как, например, гости получили в одном уютном городе право на пенальти, а бьющий увидел у ворот человека с пушкой и услышал негромкое: «Да ты забивай, забивай…» И какие вообще пенальти назначали. И какие бывали дерби – чем южнее, тем горячее! Просто – ух, а точнее – вахх!

Но это все равно была бы книга про любовь, пусть и сдобренную какой-то порцией тщеславия. Ведь именно она вдохновляла, эта любовь – собирать и поддерживать команды, обещать премии за забитые голы, подшаманивать стадионы.

У пацанов была тяга к прекрасному. Например, команда такелажно-монтажной конторы № 1 из Ждановского района Москвы (ныне - Таганского) получила профессиональный статус под названием… «Пеле». Правда, просуществовала недолго, всего год, но, по легенде, ее консультировал сам Бесков. Правда, лично я в это не верю. Потому что, когда Константин Иванович через пару лет расстался с «Динамо», его пригласила на очень хороший контракт «Звезда» из Волгоградской области, но он, по его же определению, с «этой куриной командой» даже разговаривать не стал. А ведь в Городище (это – не ирония, так называется поселок городского типа, в котором действительно обитала команда местной птицефабрики) искренне хотели развивать большой футбол. Хотя немного и понтовались, наверное…

«Звезда» закатилась в 97-м. Это был последний год существования профессиональной третьей лиги – тогда много похожих команд накрылось. С одной стороны, все правильно: естественный отбор, искусственные поля, подогрев, пластиковые сидения и все такое. С другой же, какая-то ностальгия по тем командочкам все равно осталась. Открываешь это утром еще бумажный «Спорт-Экспресс» и смотришь с любопытством: как там «Спартак-Братский» из поселка Южный и прочие ходячие, а иногда даже и бегающие приколы?

«Братский» гикнулся в 98-м. И потом с каждым годом подобных проектов становилось все меньше и меньше. Типа вышеупомянутой «Реформации», например. Команду с этим тяжеловесным и совсем не футбольным названием содержала… некая шведская секта, укоренившаяся в Абакане. Ее пастор страшно фанател по футболу…

Причем, если прежде подобные безумные проекты могли возникнуть где угодно, то с какого-то момента их стало неудержимо тянуть к Москве. Здесь недолго просуществовал еще один «Спартак», у которого после дефиса значилась Чукотка, где он ни разу не был. А еще можно вспомнить команду «Уралан-плюс», которая в течение двух лет прославляла Калмыкию в столице нашей Родины. Однажды даже на третье место в зоне «Запад» второго дивизиона поднялась!

В последнее время новые команды у нас почти перестали появляться. А новые точки на футбольной команде страны – тем более. Если в каких-то регионах число команд в 2017-м году и увеличилось по сравнению с 2012-м – то исключительно благодаря «молодежамк», заявленным во вторую лигу. А еще в Москве и Подмосковье появилось несколько команд, заточенных на подготовку и продажу молодых футболистов. Если не ошибаюсь, за это время только Муром – 100-тысячный город во Владимирской области – обзавелся новой командой мастеров…

Вот и Пермский Край утратил всех своих представителей, роме одного. Нет «Звезды», «Динамо», «Октана», нет «Знергии» из Чайковского… У каждой потери – своя история. Но, в любом случае, за каждой командой стояли неравнодушные к футболу люди, которые хотели сделать жизнь лучше и веселее. Наверняка, они были в чем-то неправы – в футболе вообще очень мало людей, которые способны все просчитать и правильно организовать.

Эх, если бы мы могли обустроить футбол хотя бы так же, как мы в него играем… Наш нынешний второй дивизион почти весь дышит на ладан, и, если по справедливости, то команд в нем должно остаться еще меньше, чем есть сейчас. Когда не включают подогрев, потому что на это нет денег, а команду отправляют на выезд с таким расчетом, чтобы автобус преодолел километров пятьсот примерно к началу матча – ну и правда, кому нужен такой футбол.

Да, все эти забавные команды-однодневки из девяностых тоже мыкались. Но все равно есть такое ощущение, что вокруг них любви и тепла было все равно больше. Понятно, что команда даже самой скромной лиги не может не быть бизнесом. Но это – тот бизнес, который все равно строится, в первую очередь, не только на трезвом расчете, но и на человеческих эмоциях. А они, увы, уходят – вместе с людьми, готовыми тратиться на футбол…

Люби меня сейчас, пока я с тобой. Сравниваем продолжительность футбольной жизни в России и Англии