4 мин.

Философствуя молотом

 

- Философия спорта существует относительно недавно, около 50 лет. Насколько эта тема разработана учеными?

- Первые работы по спортивно-физкультурной проблематике появились в начале 20-го века. Это были отдельные фрагменты – статьи, эссе. Отдельное направление в науке сформировалось в послевоенные годы. Сейчас существует международное сообщество во главе с Хансом Ленком. В основном, спортивную философию развивали в англоязычном мире, но свою лепту внесли также немцы и французы. В Восточной Европе и России были попытки развивать спортивную философию. С 1972 года за это направление отвечал профессор В.И.Столяров, я являюсь его преемником. Сейчас мы с Владиславом Ивановичем готовим федеральный учебник по нашей дисциплине. Хотя сейчас она даже не признана официальной наукой, но в ближайшее время это обязательно произойдёт.Обобщая весь недолгий путь развития спортивной философии, можно выделить три основных подхода: диалектико-материалистический, который развивается у нас, экзистенциальный - им занимаются в Западной Европе на основе трудов Хайдеггера и Ясперса, и неомодернистский, популярный, как ни странно, на Украине, в Белоруссии и Молдове.

 - Философия и единоборства могут показаться неожиданным сочетанием. Как Вам удаётся совмещать эти два занятия?

- Я - автор-разработчик теории единоборств, которая смыкается с реальностью на трех уровнях. Первый – обыденный ежедневный опыт, где вызревает культура единоборств родом из Китая. Европа не успела подойти к этому уровню из-за наступившей христианизации. Для него характерна слабая теоретизация и абстракции. Второй – общекультурный, ритуальный. Например, его символически обозначает, в том числе, символ инь-янь, или отрывки из Рагнаведы, посвящённые боевому искусству кшатриев. И, наконец, самый глубинный, третий уровень, представлен очень точечно. Это даосизм в Китае и чань, известный также как дзен, дающие наиболее полную реализацию человека в боевых искусствах.

Вообще спорт своей философии до сих пор так и не создал, так как осмысление должно идти из глубины, а не быть навязанным.

- Владение навыками единоборств должно, в идеале, быть сопряжено с сильно развитым этическим чувством.

- На Востоке дело так и обстоит. Там погружение в боевую технику идёт параллельно с работой над собой с использованием сложной психофизической подготовки. На Западе дело обстоит иначе. Здесь единоборства - это всегда бой, берущий начало в традиции судебных поединков, битв за честь и так далее.

Кроме того, общеупотребительная этика, делящая мир на добро и зло, в спорте не работает. Она преобразуется в регламент, чьё максимальное точное выполнение становится главным правилом для спортсмена. А чемпионами очень часто становятся побеждающие как раз на грани фола, такие "почти хулиганы” по своему типажу.

- За счёт чего игровые виды стали самыми популярными в спорте?

- Я бы так не сказал. Футбол, конечно, это абсолютный лидер. Причём вне зависимости от классификации конкретных команд он является сегодня ведущей телесной практикой. Но обратите внимание – есть виды традиционные, а есть инновационные, первичные и вторичные. В Америке, например, с её короткой историей, основные виды популярны исключительно по политико-экономическим причинам. То есть определяющее значение имеют культурные корни населения. Единоборства и игры, с точки зрения популярности, совершенно разные вещи. Это видно на примере аудитории. В единоборствах очень много стилей, федераций, различных ответвлений, и соответственно вовлечённость аудитории, уровень ее подготовки и близости к конкретному виду намного выше чем в том же футболе.

- Вы участвовали в создании универсального единоборства, удовлетворяющего условиям боевой подготовки. Как сейчас развивается этот проект?

- Я понимал существующие запросы государства и поэтому начал создавать “Боевое прикладное движение”. У спецслужб есть потребность в создании новой системы, которая реализует переход от спортивной подготовке к боевой. Прообразом моей системы является БОЙБО (бой без оружия) нашего прекрасного мастера Владислава Коноваленко. Но это виды глубокой специализации, требующие очень хорошего уровня сразу в нескольких направлениях (бокс, борьба, владение ножом, стрельба), а таких людей мало. Кроме того, спортсмены высокого уровня, удовлетворяющие таким критериям, по понятным причинам становятся косными. Тем не менее, я и мои ученики, верим в хорошее будущее нашей системы по переподготовке спецслужб, хотя это и не было изначально госзаказом.

- В чём состоит Ваша теория спортогенеза (эволюции единоборческих систем)?

- Первичная единоборческая система, желая вступить в спорт для приобщения к его благам, должна отбросить свой универсализм и стать специализированной. Основным каноном становится регламент, и система движется от широких возможностей развития к более узким. В результате арсенал приёмов и подготовки уменьшается, подрывается социальная база и вся единоборческая система оказывается заложником формального спортивного руководства.

- В одной из своих статей Вы писали, что у России будет два-три десятилетия для спортивного рывка.

- Сейчас такой возможности нет, но я верю, что она появится. Очень важно, чтобы возник социальный институт спорта. Это широкое понятие, означающее в нашем контексте движение снизу, создание предметного ядра и, в результате, признание государством. В идеале благополучие социального института становится главным для государства. Если говорить просто, то необходимо вкладывать деньги не только в спортивную инфраструктуру, но и в подготовку резервов, в создание моды на занятие спортом и здоровый образ жизни.

 

этот и другие материалы на http://rf-sport.info/