5 мин.

Призер Олимпийских игр в Калгари Юрий Харченко: может дойти до того, что санный спорт выведут из олимпийской программы!

- С этого сезона Альберт Демченко возглавил сборную России уже в качестве главного наставника. Какой он тренер?

- Судя по результатам и тому, что говорят тренеры, работающие  в сборной, могу сказать, что неугодных себе людей и профессионалов потихоньку Демченко убирает из команды. Например, Белоусова Евгения, призера Олимпийских игр в Сараево, причем по личной неприязни. Результаты показывают, что команда не умеет ездить. А проблема – маленькая скамейка. В наше время если прокатал сезон без результатов, выгоняли. Считаю, в санном спорте нужно объединить лучших специалистов и тренеров и активировать наши силы в данных видах.

- А если говорить о дочери Демченко, Виктории, у нее как саночницы талант?

- В Сочи на этапе кубка мира Демченко заняла второе место, но сказалось состояние трассы. Все оказались не готовы к таким скоростям, к тому, что к концу сезона лед нарастает.  В итоге, кто рано входил в виражи, тот переворачивался на трассе. Даже немцы, у которых большой накат на трассах. А Виктории предстоит еще работать и работать. У нее такая же проблема, как у отца – медленный старт. Пока с физикой у нее проблемы. Женщинам вообще трудно тренироваться.

- Что Вы имеете в виду?

- Серьезные тренировки со штангой в ущерб красоте фигуры. Плюс у тех, кто катается больше десяти лет, наступают проблемы с позвоночником.  Взять немок – каждая вторая катается почти до сорока лет, и они ставят титановые пластины в позвоночник. У Натальи Хоревой такие же проблемы.

- Видите ли Вы в сборной фигур, притягивающих к себе внимание?

- Вот взять Степана Федорова (победитель этапа кубка мира в Витенберге).  Он сам говорил, что никто не может ничему научить. А обязательно нужна обратная связь между тренером и спортсменом. Или одних учат, а другим – дают поверхностную информацию.

- На чемпионате мира Татьяна  Иванова  в борьбе за бронзу обогнала немку Хюфнер всего на 0,001 секунды. Это успех для сборной России?

- Немцы наступили на свои грабли. Они десятилетиями строили трассы, делая их все сложнее и сложнее. У Германии огромная скамейка была еще во времена ФРГ и ГД, а  сейчас немки-«старушки» ушли, и у них такие проблемы, как у нас. Что говорить, если  швейцарка заняла второе место да еще и в Кенигзее. Если бы раньше мне об это сказали, я бы не поверил. Наша команда может хорошо ехать в Сигулде, там тысячи заездов сделаны. Уже слона можно научить кататься. И в Сочи.  На всех остальных трассах большие проблемы. Тренеры, к сожалению, не могут объяснить спортсменам, как правильно ездить. Жаль, что у нас нет двух составов. Нет массовости, которая была раньше, трасс. Дорого ездить на соревнования, а спортивное общество это не тянет. Проблема санного спорта, скелетона и бобслея – в будущем может дойти до того, что эти виды спорта из Олимпийской программы выведут.

- Что же делать?   

-  Нужно объединить эти федерации вместе и проводить совместные командные соревнования. Бобслеем занимаются в возрасте с 14-15 лет, потом кто более техничный, мог бы  перейти в саночники, кто физически крепкий – в бобслей, кто быстро бегает  и худой по комплекции – в скелетон. Сейчас же в бобслей  и скелетон берут спортсменов из легкой атлетики, а это неправильный подход. Если это не сделать, то максимум еще два олимпийских цикла и все рухнет, как карточный дом. Сейчас мировой санный спорт катится к тому, что трасс настроено много, например, перед Олимпиадой в Турине,Наггано, Альбервиле, но на них никто не катается. Взять Парамоново, на которую потратили 62 млн. долларов. Собранная как компьютерная модель по проекту Шахназарова трасса с неправильными входами и выходами на виражах требует реконструкции. Еще и замораживают как хоккейную коробку. Для чего выделялось столько средств? Затруднительно тренироваться в таких условиях, а проводить соревнования вообще опасно.

- Сейчас наблюдается такая тенденция, что в зимних видах спорта меняют правила, вносят какие-то новшества. Например, эстафеты. В программу чемпионатов мира впервые был включен спринт. Станет ли санный спорт зрелищнее?

- Что касается спринта, это было бы интереснее для натурбана. А в санном спорте борьба идет за тысячные. Нужно сделать, как в бобслее  командная гонка – сначала едут все двойки, потом женщины и потом мужчины или наоборот, мужчины – женщины – двойки. Все времена складываются. А тут получается, есть какая-то минимальная зрелищность, но спорту это в ущерб.

- А какие условия для саночников Петербурге?  Могут ли что-то построить для саней в городе?

- Раньше у нас были юниорская трасса в Токсово, в Можайске маленькая трасса с тремя или четырьмя виражами  и под Ломоносовом  трасса. А сейчас в городе что происходит? Зачем строить спортивный объект, когда проще построить 25-этажный  дом. В Токсово нереально строить, там старая трасса 800 м всего. Вот там, где первая трасса была в Орехово или Коробицыно, можно трассу строить. Президент областной ФБС Валерий Дудин заявлял, что построят недорогую трассу в Питере. Но ведь на это нужны деньги. Не думаю, что у правительства Ленинградской области найдутся 10-20 млн.евро на строительство. Вот раньше пол сборной было из Питера, хотя и не было полноценной трассы. Печально, что в городе финансируют только Зенит и СКА, а остальные виды в упадке. А еще в Красноярске много трасс, а через три года там будет Универсиада, правда непонятно почему в программу не включен санный спорт. Вот там хорошие условия, горы. Построить простую недорогую трассу на бюджет Универсады – и вот готовый спортивный комплекс на десятилетия вперед. Важно понимать, что санный спорт – это такой вид, чтобы развивать который нужно сначала понять, государству как таковой он нужен или нет. Если нужен, то объекты надо строить. Если нет, то пойти по другому пути – сделать спорт массовым, развивать дворовой спорт, чтобы все занимались физкультурой. Важно понять, нужна нам здоровая нация или нет. Я предложил издать закон в Госдуме о том, чтобы спортсмену, выступавшему 20 лет за сборную страны, оставалось 80%  его зарплаты в команде, и он мог открыть свою школу и передавать свой колоссальный опыт молодым, а не был выброшенным на улицу.