11 мин.

Берегись! Автомобиль! Аварии в «Формуле-1»: от Айртона Сенны до Жюля Бьянки

1. Айртон Сенна, 1 мая 1994 Гран-при Сан-Марино

Смерть бразильского «Волшебника» далеко не первая на трассе «Формулы-1», но, пожалуй, именно эта трагедия стала первой, которая вызвала резонанс вселенского масштаба. Лучший гонщик в истории Королевских гонок за свою карьеру выиграл 40 этапов, а 1 мая 1994 года готовился разменять и пятый десяток побед на глазах у публики в Сан-Марино. Но в тот уик-энд планы организаторов стали рушиться с самого начала….

…Во время пятничных заездов перелом ребра получает Рубенс Баррикелло. Чтобы навестить товарища в больнице, Сенне пришлось даже перемахнуть через отвесную стену. В субботу во время квалификации трагически обрывается жизнь подающего надежды пилота «Симтека» Роланда Ратценбергера. И опять бразилец не остается в стороне, инициируя собрание, чтобы прописать новые пункты в правилах по технике безопасности. Но довести до конца назревшие революционные решения Айртон не успеет: в воскресенье, 1 мая, болид под управлением Сенны на полном ходу врезается в бетонную стену. Как покажет проверка, гонщик, летевший по трассе со скоростью свыше 300 км/ч, пытался тормозить – стрелка спидометра болида навечно застыла на отметке 218 километров в час.

Вокруг причины смерти Айртона Сенны ходит немало мифов. По одной из версий, роковым стал удар по голове оторвавшейся от машины подвески. Якобы кусок приземлился на голову спортсмена с такой неимоверной силой, что смог не только пробить защитный шлем, но и вскрыть черепную коробку. Однако группа экспертов, совместно с документалистами, утверждает, что на теле бразильца не было ни одного синяка. Что именно послужило причиной смерти Сенны – над этой загадкой до сих пор бьются историки и летописцы «Формулы-1».

 

2. Грэм Беверидж, 4 марта 2001 год, Гран-при Австралии

 

Идеи Сенны о том, как уберечь гонщиков, ценою жизни этого выдающегося пилота все же удалось донести до организаторов «Формулы-1». Через 6 лет после того трагического случая пилотов обязали использовать специальное техническое устройство, защищающее область шеи и головы. Возможно, именно по этой причине гибель Айртона Сенны и по сей день остается последней на трассе Королевских гонок аварией с летальным исходом для пилота.

Но вовсе избежать смертельных случаев во время заездов организаторам не удалось. Защитив пилотов, устроители как-то не задумались над тем, что на трассе есть и другие люди: обслуживающий персонал конюшен и маршалы. Представитель последних Грэм Беверидж простился с жизнью в 2001 году по нелепой случайности.

Обычное столкновение, коих за каждый соревновательный уик-энд набирается не меньше десятка, привело к трагическим последствиям. Младший брат Михаэля Шумахера Ральф столкнулся с Жаком Вильневом, в результате чего у канадца отвалилось колесоИ влетело в маршала трассы, отвечающего за безопасность. В результате удара Беверидж погиб на месте.

К слову, обе гонки – и в Сан-Марино в 1994-м, и в Австралии в 2001-м – после трагедии продолжились. Организаторы не хотели нести огромные убытки в связи с переносом места и даты этапа. По стечению обстоятельств, победу в них одержал немец Михаэль Шумахер.

 

3. Жиль Вильнев. 8 мая 1982 года, Гран-при Бельгии

 

Видимо, в династии канадских автогонщиков Вильнев трагедии во время соревнований на роду написаны.Жиль Вильнев, отец чемпиона мира в «Ф-1» 1997 года Жака Вильнева, тоже был пилотом «Формулы», он погиб во время Гран-при Бельгии в 1982 году.

Как и в случае с Айртоном Сенной, история гибели Жиля Вильнева берет начало в Сан-Марино. На последних кругах гонки в этой карликовой стране Жиль и его напарник по команде «Феррари» и Дидье Пирони оставили преследователей глотать пыль и готовились отпраздновать дубль. По взаимной договоренности, именно Вильнев должен был финишировать первым, но у напарника взыграло честолюбие, и перед финишем он прижал канадца к заградительному борту, чтобы пересечь черту первым. На церемонии награждения Вильнев волком смотрел на партнера, которому безоговорочно доверял, и в дальнейшем поклялся не давать ему спуску.

К сожалению, этот зарок дорого обошелся автогонщику. Уже на следующем этапе Вильнев, желая отомстить, не смог совладать ни с эмоциями, ни с болидом и задел проезжающую мимо машину. Автомобиль канадца, словно на пружинах подпрыгнул вверх, сделал несколько кульбитов в воздухе  и с грохотом упал на асфальт. Чуть раньше из кабины вылетел пилот, которого не смогли сдержать даже ремни безопасности. Шансов выжить при таком падении у Жиля Вильнева не было. 

И жена Жоан, и дети Жак и Мелина были непосредственными очевидцами той аварии, поскольку всегда сопровождали главу семейства на гонках и даже жили с ним в одном моторхоуме – перевозном доме для автогонщиков. Через 15 лет после трагедии Жак Вильнев, став чемпионом мира, посвятил свою победу отцу.

 

4. Онофре Маримон, 31 июля Гран-при Германия

 

Аргентинец Онофре Маримон стал первым пилотом «Формулы-1», который погиб непосредственно во время заезда. До него успели проститься с жизнью еще четверо коллег по «Формуле», но они свои последние старты совершали не в заездах «королевского класса», а на других многочисленных ралли, где гоняли в свободное от основной работы время.

А первая трагедия в «Формуле-1» произошла в Германии, в городке Нюрбургринг. Аргентинец Маримон, управлявший «Мазератти», на одном из поворотов не справился с управлением и слетел с трассы. Попутно болид пробил ограждение и кубарем скатился со склона. Врачи, прибывшие на место аварии, констатировали мгновенную смерть.

 

5. Жюль Бьянки, 5 октября, Гран-при Япония

 

Оговоримся сразу: врачи японской клиники до сих пор сражаются за жизнь пилота, состояние которого оценивается, как критическое, но стабильное. А отец французского автогонщика день и ночь не расстаются с телефоном в ожидании хороших вестей. В минувший уик-энд во время проведения первого Гран-при России Бьянкиподдержало и спортивное сообщество.

А ведь основной пилот российской команды «Маруся» еще за неделю до исторического заезда в Сочи планировал явить местной публике всю силу отечественного автопрома. Но предыдущий этап, прошедший в Японии, не только поставил крест на амбициозных планах гонщика, но и нанес серьезный урон его здоровью.

Кошмарной аварии предшествовало небольшое ДТП с участием Адриана Сутиля. Чтобы убрать мешавшую машину, на трассу выехал эвакуатор. С ним-то и столкнулся Бьянки. В результате аварии пилот получил черепно-мозговую травму и был оперативно доставлен в ближайшую клинику. Пострадавший француз перенес уже две операции, и сейчас подключен к искусственной вентиляции легких. Делать прогнозы врачи пока отказываются.

Резюме: В том виде, какой мы привыкли ее видеть, гонка «Формулы-1» берет начало с середины прошлого века. Именно в 1950 году болиды «королевского класса» впервые сошлись на стартовой решетке и соревновались по правилам, близким к современным. На заре проведения «Формулы-1» случаи со смертельным исходом на трассе не были редкостью. Но после каждой трагедии организаторы старались снизить риски, при этом заботились и о том, чтобы гонки не теряли привлекательности.

Всего за время существования «Формулы-1» погибло 50 пилотов. 26 из них простились с жизнью непосредственно на трассах Королевских гонок. 

1. Айртон Сенна  Уильямс 01.05.1994 Гран-при Сан-Марино, Имола Гонка

2. Роланд Ратценбергер  Симтек  30.04.1994 Гран-при Сан-Марино, Имола Квалификация

3. Элио де Анджелис Брэбем 15.05.1986 Поль-Рикар, Франция Тесты

4. Рикардо Палетти Озелла 13.06.1982 Гран-при Канады, Монреал Гонка

5. Жиль Вильнёв Феррари 08.05.1982 Гран-при Бельгии, Зольдер Квалификация

6. Патрик Дэпайе Альфа-Ромео 01.08.1980 Хокенхайм, Германия Тесты

7. Ронни Петерсон Лотус 11.09.1978 Гран-при Италии, Монца Гонка

8. Брайан МакГуайр Williams 29.08.1977 Брэндс-Хэтч, Великобритания Тесты

9. Том Прайс Шэдоу 05.03.1977 Гран-при Южной Африки, Кьялами Гонка

10. Марк Донохью Пенске 19.08.1975 Гран-при Австрии Практика

11. Хельмут Койнигг Сёртиз 10.06.1974 Гран-при США, Уоткинс-Глен Гонка

12. Питер Ревсон Шэдоу 22.03.1974 Гран-при Южной Африки, Кьялами Тесты

13. Франсуа Север Тиррелл 06.10.1973 Гран-при США, Уоткинс-Глен Квалификация

14. Роджер Уильямсон Марч 29.07.1973 Гран-при Голландии, Зандфорт Гонка

15. Йо Зифферт БРМ 24.10.1971 трасса Брэндс-Хэтч, Великобритания Незачётная гонка

16. Йохен Риндт Лотус 05.09.1970 Гран-при Италии, Монца Квалификация

17. Пирс Каридж Де Томазо 21.06.1970 Гран-при Голландии, Зандфорт Гонка

18. Брюс Макларен Макларен 02.06.1970 трасса Гудвуд, Англия тесты болида серии Кан-Ам

19.Герхард Миттер БМВ 01.08.1969 Гран-при Германии, Нюрбургринг Практика

20. Жо Шлессер Хонда 07.07.1968 Гран-при Франции, Руан Гонка

21. Майк Спенс Лотус 07.05.1968 Индианаполис-500 Тесты

22. Джим Кларк Лотус 07.04.1968 Германия, Хоккенхаймринг гонка Формулы-2

23. Боб Андерсон Брэбем 14.08.1967 Сильверстоун, Великобритания Тесты

24. Лоренцо Бандини Феррари 10.05.1967 Гран-при Монако Гонка

25. Джон Тэйлор Брэбем 08.09.1966 Гран-при Германии, Нюрбургринг Гонка

26. Карел-Годен де Бёфор Порше 02.08.1964 Гран-при Германии, Нюрбургринг Практика

27. Рикардо Родригес Лотус 01.11.1962 Гран-при Мексики, Мехико-Сити Практика

28. Вольфганг фон Трипс Феррари 10.09.1961 Гран-при Италии, Монца Гонка

29. Джулио Кабьянка Купер 17.02.1961 Модена Тесты

30. Алан Стейси Лотус 19.06.1960 Гран-при Бельгии, Спа-Франкоршан Гонка

31. Крис Бристоу Купер 19.06.1960 Гран-при Бельгии, Спа-Франкоршан Гонка

32. Гарри Шелл Купер 13.05.1960 Сильверстоун, Великобритания, International Trophy Квалификация?

33. Жан Бера Порше 01.08.1959 АФУС, Германия Гонка подержки

34. Айвор Бьюб Купер 01.08.1959 Клермон-Ферран, Франция Тесты

35. Боб Кортнер Cornis 19.05.1959 Индианаполис-500 Тесты

36. Джерри Анзер Kurtis Kraft 17.05.1959 Индианаполис-500 Тесты

37. Стюарт Льюис-Эванс Vanwall 25.10.1958 Гран-при Марокко Гонка

38. Питер Коллинз Феррари 03.08.1958 Гран-при Германии, Нюрбургринг Гонка

39. Луиджи Муссо Феррари 06.07.1958 Гран-при Франции, трасса Реймс-Гу Гонка

40. Пэт О'Коннор Kurtis Kraft 30.05.1958 Индианаполис-500 Гонка

41. Кэйт Эндрюс Kurtis Kraft 15.05.1957 Индианаполис-500 Практика

42. Эудженио Кастеллотти Феррари 14.03.1957 Модена Тесты

43. Билл Вукович Kurtis Kraft 30.05.1955 Индианаполис-500 Гонка

44. Альберто Аскари Феррари 26.05.1955 Монца Тесты

45. Манни Айюло Kuzma 16.05.1955 Индианаполис-500 Практика

46. Онофре Маримон Мазерати 31.07.1954 Гран-при Германии, Нюрбургринг Практика

47. Шарль де Торнако Феррари 18.09.1953 Модена Тесты

48. Карл Скарборо Kurtis Kraft 30.05.1953 Индианаполис-500 Гонка

49. Чет Миллер Kurtis Kraft 15.05.1953 Индианаполис-500 Практика

50. Раймон Соммер Купер 10.09.1950 Гран-при Верхней Гаронны (Кадурс) Незачётная гонка

Таблица с сайта: f1report.ru

Оригинал: http://sport.kazanfirst.ru/feed/26069

Дата: 14.10.2014 г. 

Фото: kanobu.ru/, porjati.net, avtosport.ru, f1life.ru, tuningcars.info, f1-legend.ru,rsport.ru