2 мин.

О пользе угловых в 90-е

Роль ворот во дворе, конечно, играли деревья. Правой штангой был величественный дуб. Левой штангой был обрубленный пень. Когда я смотрел футбол с русскими комментариями и читал тексты Игоря Рабинера, то часто встречал фразу "Ну, как говорят во дворе, три корнера - пенальти". В нашем дворе так не говорили. Во дворе вообще нужно было быть поосторожнее со словом "три" – уже очень велика была вероятность получить в ответ какую-нибудь опасную рифмовку.

Голкипер обязательно ставил кого-нибудь на штангу. "Встань на штангу", - говорил он.

"Да я лучше сяду", - отвечал наш левый латераль. И присаживался на пенек – даже если угловой подавали с другой стороны.

Перед стартовым свистком наш левый латераль снимал цепочку, подкатывал джинсы до колен и надевал бейсболку козырьком назад. Это еще не означало, что он сейчас вступит игру – иногда он просто шел потом в таком виде на рынок. Но если все же вступал, то наша домашняя заготовка заключалась в том, что он подключался на угловые у чужих ворот. Тогда он снимал кепку и подавал подающему знак поднятым указательным пальцем, но при этом смотрел куда-то вдаль, чтобы никто не догадался, о чем речь. Как мы узнали из газеты три года спустя, о его планах и правда мало кто догадывался.

С угловых мы пропускали редко, а забивали еще реже. С точке зрения зрелищности, этот элемент игры был в нашем случае крайне непривлекательным. Хуже могли быть только ауты, но мы их не практиковали. Обычно наш капитан мысленно проводил боковую линию, после которой вступать в борьбу на флангах считалось несолидным. Но при этом двое упорных в попытках растянуть оборону и опробовать последние инновации в области дриблинга время от времени бегали с мячом аж за детсад.

В угловых мы видели такую нужную передышку. Эта пауза позволяла осмотреться и оценить обстановку – не только на поле, но и в жизни. Кто-то закуривал (хотя до сих пор был некурящим). Кто-то мог уйти попить водички и вернуться через три недели совсем другим человеком. Кто-то просто задумчиво следил за лучами заката из-за провинциальных пятиэтажек – если бы среди нас в те дни среди нас был Макс Корж, то на его творчество все это бы никак не повлияло. Иногда во время углового случались дефолт и девальвация, и мы теряли все свои сбережения. При этом всегда оставались и те, кто все это время вел активную борьбу во вратарской.

Наш голкипер часто ошибался на выходах. В жизни он тоже совершил немало ошибок. Зато в поддержании высокой линии обороны он был незаменим – благодаря ему мы отошли от игры с либеро, потому что он запретил нашему либеро появляться на районе после инцидента в парке на день города. "Как ты после такого в глаза пацанам смотреть будешь", - сказал он. Ходили слухи, что за нашим либеро тогда активно следили областные скауты.

Мы практиковали зонную оборону. На угловых же чаще играли персонально.