14 мин.

Покорители воздуха

 Фигурно-катательная акробатика.

Немецкая публика находилась в предвкушении, хлопая ладонями в такт музыке. Под этот ритм он заходил на свой очередной прыжок-сальто. Но спустя пару секунд звук аплодисментов сменился гробовой тишиной. Он сорвал прыжок и, ударившись головой о лёд, остался лежать на нём в распростёртым. Часть наблюдавших за этим из подтрибунного помещения коллег мгновенно высыпала на лёд и столпилась вокруг него полукругом, судорожно пытаясь прощупать пульс. С пульсом всё было в порядке, но менее тревожно от этого не стало.

На призыв позвонить в скорую кто-то из особо впечатлительных работников арены отреагировал крайне серьёзно, вызвав медицинский самолёт. Быстро сориентировавшись, фигуристы и организаторы решили оцепить лёд и начать потихоньку выводить из зала всех зрителей. Несмотря на творившуюся вокруг суматоху, мысль у всех была одна: быстрей бы прибыл врач. Но он очнулся ещё до его прибытия. Не помня что произошло, ещё до конца не придя в себя, спортсмен встал, решив, что шоу закончено и, не замечая собравшихся вокруг него людей, направился в раздевалку. По пути туда его слегка смутило, что лёд огорожен, а народ организованно выпроваживают из зала.

Зайдя в раздевалку, он первым делом снял коньки и не понимал, почему коллеги так недоумённо уставились на него. Лишь снимая майку и почувствовав острую боль, он наконец догадался, что же произошло.

- "Блин, я что, с сальто упал?"

Один из его товарищей кивнул головой.

- "Вот здорово....", -  ответил фигурист, и, подумав с пару секунд, резким движением снова надел коньки и пошёл на лёд, чтобы сделать вот это

Собравшиеся были в шоке, но окончательно он “добил” всех через 3 часа, когда ни в чём не бывало выполнял свою сальто-программу уже на другом шоу.

**********

Это был реальный эпизод из жизни (за исключением видео, оно снято намного позже, но элемент на нём исполнен тот же) одного из лучших ледовых акробатов, Евгения Кузнецова. В детстве Евгений одновременно занимался легкой атлетикой и фигурным катанием. Постепенно его организм перегружался, начались проблемы со здоровьем, и он встал перед выбором – либо то, либо другое, и в итоге выбрал фигурное катание, которым начинал заниматься в Первоуральске, а после продолжил в Екатеринбурге.

Несмотря на определённые успехи (стал Чемпионом России среди юниоров), его любительская карьера не задалась, и он решил податься в профессионалы. Кузнецова пригласили в достаточно популярное на Западе представление – ледовое шоу на огромном круизном лайнере. Выступая посреди морей и океанов, он заочно объездил половину Европы. Покончив с круизом, Евгений ещё долгое время не мог найти себе места, катаясь от Германии до Италии, до тех пока, наконец, его не позвали выступать в одном из российских ледовых театров, а после заметил и сам Илья Авербух.

По словам Авербуха, Кузнецов - это настоящая находка для их шоу. За умения его наградили прозвищем “Вертолёт”, а перед каждым номером представляли “Укротителем сальто”. Также постоянно указывалось на то, что он единственный в мире фигурист, делающий сальто назад. Не знаю, правдивая ли это была информация или просто этакий маркетинговый ход, но на данный момент он точно не единственный, ведь в прошлом сезоне как минимум Киган Мессинг повторял этот трюк.

На самом деле, думаю для части фигуристов не представляет сложности сделать сальто, просто зачем им этот неоправданный риск? В любом случае, это нисколько не умаляет заслуг Кузнецова, потому что сделать обратный прыжок – это одно, а делать их по 6-8 за 4 минуты, при этом ещё и показывая целостную программу, дано далеко не каждому. Кроме прочего, он обладает полным набором тройных прыжков.

                                            https://vk.com/video20576411_456239140

Первое сальто назад Евгений сделал в восемь лет – просто оттолкнувшись от забора, а после попробовал сделать его уже с разбега на полу, и вновь получилось, тогда его посетила мысль: почему бы не попробовать то же самое на льду? За счет гиперподвижности у него никогда не было страха в прыжках, да и физические данные были хорошим подспорьем для этого дела.

На вопрос, зачем было сразу же после жесткого падения в Германии идти повторять свой трюк, он отвечает, что если бы этого не сделал, то на следующем шоу мог бы по-другому посмотреть на эту ситуацию и передумать прыгать когда-либо в жизни. После этого случая, он научился контролировать себя в воздухе, и теперь спокойно может перепрыгнуть даже через лежащего на льду Алексея Ягудина. Родственники, конечно, переживают за Евгения, в шутку говорят ему, что он дурак, но что поделать, если это его работа, любимая работа.

******

Межсезонье – пора различных показательных выступлений, а учитывая, что на днях триумфально прошла премьера ледового шоу Этери Тутберидзе, думаю, будет актуально поговорить про различные шоу-элементы и их ярких исполнителей. Тема акробатов ещё одна из тех, которые не отпускали меня с января. Тогда в комментариях к одному из постов был задал вопрос: кто представлен на фото с сальто, и с тех пор мне хотелось посвятить отдельный пост, в котором можно было бы хоть минимально рассказать об этих смелых людях.

Ледовые акробаты незаслуженно находятся в тени, о них знают немного, и даже в интернете проблематично найти информацию или какие-нибудь вменяемые статьи с их упоминанием. Это довольно странно, ведь такие люди, как Кузнецов буквально тащат на себе некоторые шоу. Они срывали овации даже на фоне выступлений прославленных звёзд фигурного катания, а сейчас, когда время берёт своё и эти звезды всё менее впечатляют своим катанием, акробаты и вовсе остаются чуть ли не единственной причиной для посещения шоу Авербуха.

В этом году на гастролях Евгения заменял его коллега Сергей Якименко, который кроме исполнения сальто может ещё и делать колесо на льду. Одно из самых ярких событий в жизни Сергея тоже произошло в Германии. Там он стал рекордсменом книги рекордов Гиннеса с самым длинным прыжком через машину на льду.

Здесь сразу полный набор и сальто, и колесо, и машина

           

Его соотечественники, украинский дуэт ледовых акробатов Владимир Беседин и Алексей Полищук также являются флагманами практически любого представления, на которое они заявлены.

Несмотря на совершенно разное телосложение, они отлично сработались и раз за разом удивляют зрителей своими номерами. Физическая сила Владимира и гибкость Алексея сделали из них идеальный творческий союз. Они три раза становились чемпионами мира по ледовой акробатике, а свою карьеру начинали в качестве “земных” акробатов и были успешны и там, завоевав несколько медалей.

Когда Алексей в 23 года закончил свою акробатическую карьеру, то ему предложили попробовать встать на коньки. Однако он думал, что уже стар для освоения фигурного катания и достичь высокого уровня в нём не получится. Но всё-таки он решил попытаться и в итоге научился кататься достаточно хорошо для того, чтобы исполнять сложнейшие акробатические трюки на льду, делать поддержки, развивать скорость, хотя изначально не верил, что из этой затеи что-то получится. Позже судьба свела их с Алексеем, и с тех пор они стали выступать вместе.

Первые попытки трюков на льду были крайне неудачными: постоянные падения, ушибы, травмы, но ребята не сдавались, воспринимая всё этого как полезный опыт. Со временем у них стало получаться всё больше трюков, вместе с чем они обретали уверенность. И вот теперь уже на протяжении двадцати с лишним лет эта парочка, в которой они сами себе хореографы, тренеры и костюмеры, радует зрителей и своих поклонников прекрасными выступлениями.

Дуэт выступает не только в России, но и в Америке, где они являются частыми гостями многих ледовых мероприятий. Ребят расстраивает низкая популярность их деятельности, так на Чемпионатах Мира по фигурной ледовой акробатике редко когда выступает больше 3-4х дуэтов. Правда, это было с десяток лет назад, но вряд ли к нынешнему моменту что-то изменилось. Обуславливается это, наверное, сложностью и тем, что в США несколько упал интерес к ФК. Как говорят сами акробаты, особого бизнеса на этом уже не сделаешь.

Что касается страха, то к нему у мужчин рациональный подход: вообще все новое начинать страшно, а потом привыкаешь, и это становится обыденным.

**********

Раньше я никогда не понимал различного рода экстремальщиков, акробатов, сноубордистов, скалолазов и т.д., зачем так рисковать своей жизнью? Но сейчас есть четкой понимание того, что каждому человеку дано себя в чем-то реализовать: для кого-то это просто фигурное катание, а для кого-то трюковое. И можно, конечно, поберечься, выбрав безопасную жизнь, отказавшись от того, к чему лежит душа. Но было бы это полноценной жизнью?

**********

Давайте вкратце пробежимся по пятерке эффектных элементов (необязательно трюков) фигурного катания. И начнём/продолжим с сальто.

Обратное сальто – это самый гарантированный способ привлечь к себе внимание, он завораживает опасностью и именно из-за этого был запрещён ISU на официальных соревнованиях. Произошло это в олимпийский сезон 1976-го года, а впервые прыжок был исполнен на чемпионате США-76, отличился Терри Кубичка. С тех пор он так и остался единственным фигуристом, исполнившим сальто назад абсолютно легально.

       

В целом же, очень многие фигуристы на протяжении десятков лет повторяли этот элемент от Скотта Гамильтона до Брайана Орсера. Из ныне выступающих, как уже говорил раньше, его на показательных выступлениях с легкостью исполняет Киган Мессинг.

Те, кто был на Ростелекоме, могли воочию в этом убедиться (на 1:52)

Пытались повторить трюк и женщины, но, конечно, не в таком количестве, как мужчины. Но зато именно женщине принадлежит одно из самых эффектно исполненных сальто за всю историю. На Олимпиаде-98 Сурия Бонали занимала шестое место после короткой программы, а в самом начале произвольной допустила падение на каскаде, уже понимая, что шансов на медаль нет, включила в программу запрещенное сальто назад, вызвав бурную реакцию публики (судьи дополнительно вычли по 0,2 балла из обеих оценок за этот элемент).

Вся крутость здесь в приземлении на одну ногу, как будто после обычного прыжка, да и в целом он смотрится безбашенно. На данный момент Сурия остаётся единственным человеком, который нелегально совершил сальто назад на официальных соревнованиях и приземлился на одну ногу.

Кантилевер - одна из разновидностей кораблика. Это не трюковой, а просто эффектный связующий элемент в фигурном катании, при этом, пожалуй, наиболее сложный из соединительных элементов. Изобрели такой способ скольжения по льду американские фигуристы, которые выступали под псевдонимом «Фрик и Фрак». В отечественном спорте кантилеверная связка стала визитной карточкой Ильи Климкина, именем которого (кораблик Климкина) позже и стали называть элемент.

Для его выполнения необходимо согнуть ноги в коленях и подать сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус уложился назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда, как в мостике.

Кантилевер присутствует в “арсенале” Александры Трусовой (на 2:30)

Выполнение спортивных корабликов, на первый взгляд, кажется слишком простым. Однако для движения в такой позе требуется хорошая подготовка и выносливость.

Кстати, говоря о Саше, нельзя не вспомнить про шпагат в воздухе (он тоже есть на видео) – этот момент стал одним из самых запомнившихся в шоу Этери.

Киган тоже умеет его делать

Гидроспираль - термин, придуманный Уши Кесслером, тренером чемпионов мира Ше-Линн Бурн и Виктора Краатца, которые и популяризировали этот элемент.

Оба фигуриста вытянуты в крайне низком, практически горизонтальном ко льду положению, и представляют собой единое целое. Исполняется как парниками, так и одиночниками. В ледовых шоу есть целые номера, основанные на гидроспиралях, в соревнованиях же эта связка используется не столь часто. Наиболее популярна спираль на ребре назад-внутрь со скрещенной сзади и вытянутой из круга свободной ногой, наклоном корпуса в круг и легким касанием пальцами свободной руки льда в центре круга.

Эффектная гидроспираль Юдзуру Ханю (на 2:30)

Очень впечатляющий при качественном исполнении элемент, который говорит о высоком классе спортсмена.

“Вверх взлетай – скажи прощай”

Чемпионы Мира и призёры ОИ, парники Изабель Брассер и Ллойд Айслер в 1992-м году организовали компанию B.B.E. Productions Inc., которая занималась организацией и проведением профессиональных шоу с участием фигуристов. А после уже сами став профессионалами, они придумали множество опасных трюковых элементов, способных поразить публику. Один из самых известных «Fly High, Say Bye», где Ллойд подбрасывает Изабель над своей головой, ловит, и переворотом вновь опускает на лёд.

Они были настолько хороши в акробатике, что впоследствии даже написали книгу на данную тематику. Советами из неё воспользовались немногие, большая часть того, что они придумали, с тех пор больше не выполнялась или выполнялась, но не столь хорошо.

И напоследок самая жесть, не знаю, как точно перевести на русский слово “Headbanger”, наверное, как-то типа "головотряска". Кстати в концовке предыдущего видео тоже есть этот трюк.

Как и сальто, считается незаконным элементом в соревнованиях ISU. Рискованный парный элемент, заключается в том, что мужчина железной хваткой берётся за лодыжку партнёрши и размахивает её телом из стороны в сторону. Самым шокирующим моментом здесь является момент приближения лица девушки ко льду.

              

Многие парники профессионалы популяризировали его на протяжении многих лет в своих выступлениях, в том числе уже упомянутые Изабель Брассер и Ллойд Айслер, а также Калла Урбански и Роки Марваль, Анита Хартшорн и Фрэнк Суайдинг, которые, возможно, были лучшими в этом деле. У нас им и по сей день владеют Алексей Тихонов и Мария Петрова.

Исполнение “хэдбенгера” всегда сопровождается потрясенным придыханием любой аудитории, которая это видит. Вживую это выглядит действительно впечатляюще, и весь номер ты сидишь как на иголках из-за постоянного ощущения, что лицо партнёрши сейчас просто впечатается в лёд. Пары, рискующие делать этот трюк, заслуживаю отдельных слов уважения, ведь для исполнения нужно обладать завидной смелостью, причем обоим фигуристам, так как ошибку здесь допустить нельзя.

Тот же элемент, но уже на одном из зарубежных ТВ-шоу

           

**********

Порой непосвящённым людям кажется, что фигурное катание – достаточно однообразно в плане элементов, есть определённый набор прыжков, и за его пределы тебе не выйти. Но на самом деле – это один из самых доступных для импровизаций видов спорта. Каждый может придумать свой элемент или просто исполнить то необычное, что поможет выделиться ему на фоне остальных фигуристов, обозначив свою индивидуальность.