9 мин.

Дикий, дикий Вест. 5 причин, почему КХЛ стоит расширяться на Запад

С этого сезона КХЛ пополнили сразу два клуба из Европы. Впечатлившись их примером, блог «Pirate Bay» собрал целых пять доказательств того, что расширение на Запад - луч добра и гарантия безоблачного будущего для лиги.

Дикий, дикий вест. 5 причин, почему КХЛ стоит расширяться на Запад

1. Спонсоры

Через сорок лет на нашей планете истощатся последние залежи нефти. Еще через двадцать иссякнут месторождения природного газа. Все это, конечно, очень печально, но причем здесь вообще хоккей? - спросите вы. К сожалению, он здесь причем.

Нынешняя КХЛ держится на плаву, благодаря всего трем простым вещам: газ, нефть и пафос. И если запасы пафоса в нашей стране безграничны, то с полезными искапаемыми все обстоит не так весело. Сегодня основные спонсоры лиги - это крупные сырьевые корпорации, которые, как я уже сказал, не вечны. Если КХЛ не хочет мириться с ролью огромного мыльного пузыря, готового вот-вот лопнуть, то поиск новых спонсоров нужно начинать уже сейчас. И почему бы не найти их в старушке Европе?

Хотя те немногие, кто хоть одним глазком следит за европейским хоккеем, знают, что денег там почти не водится. Более того - общеевропеская лига, ежегодно собирающая 32 луших клуба из топовых чемпионатов континента уже три года как существует и называется European Trophy. Но даже такая яркая на первый взгляд вывеска не превликает толпы спонсоров, готовых в лепешку разбиться, лишь бы название их фирмы намалевали на белоснежном бортике. По сути, турнир сейчас живет на жалкие гроши. Клубы за участие получают «спасибо» и банку яжевичного варенья, а победитлю - миску овсянки в нагрузку. Зрительский, а соответственно и спонсорский интерес минимален. 

И с какой тогда, спрашивается, стати эти самые спонсоры будут связываться с какой-то непонятной русской лигой, если даже свой собственный турнир им оказался неинтересен? Может, нам не стоит строить какие-то иллюзиии относительно мифических зарубежных денег? 

Отвечаю: стоит. Есть много причин, почему у European Trophy не получилось, а у КХЛ - получится. И вот лишь некоторые из этих причин:

• Обширная география лиги

• В отличие от 2-недельной European Trophy, КХЛ - абсолютно полноценная лига с длинной регуляркой и играми плей-офф

• КХЛ смотрят по всему миру, а значит, твою рекламу увидят люди в разных уголках земного шара

• Средний уровень игроков у нас значительно выше, чем в Европе

А математика здесь до безобразия проста: чем обширней география, тем больше новых спонсоров. Чем больше спонсоров, тем больше кэшей. Чем больше кэшей, тем больше пафоса. Чем больше пафоса, тем лучше. Профит.

Вывод: Пора двигаться на Запад.

Кэш

2. Инфраструктура

Современный хоккей предполагает современные же арены. И пока некоторые клубы лиги только вьют себе новые хоккейные гнездышки, другие все еще предпочитают проводить свои матчи в дремучих коробках времен советской постройки. К сожалению, повлиять на строительство новых арен или как-то ускорить этот процесс, КХЛ сегодня не в состоянии. Практика показывет, что регламент в лиге существует лишь для того, чтобы можно было грозить пальчиком, указывая на плохо отпечатанную бумажку, а потом делать разного рода «последние-препоследние» исключения клубам-беднякам. В первую очередь эти самые исключения касаются именно вместимости строящихся дворцов.

А между тем в Европе уже никого не удивишь аренами на девять и более тысяч зрителей (девять тысяч - нижняя планка вместимости новых дворцов в КХЛ), в то время как в самой КХЛ, клубы, играющие в дворцах с подобной вместимостью, можно пересчитать по пальцам одной чернобыльской руки - их всего шесть. Причем двое из этих шести - это как раз новички из Европы: братья «Лев» и «Слован». А скоро в клуб 9000+ войдет еще и донецкий «Донбасс» - и тогда всем будет совсем хорошо.

Несколько месяцев назад мы с небольшой опаской посматривали на чужестранцев, боясь как бы те не стали очередным балластом, тянущим лигу вниз. И хотя в спортивном плане эти команды не слишком усилили КХЛ, все наши опасения давно уже улетучились. Эксперимент с европейской экспансией можно считать удавшимся уже сейчас. Почему? А хотя бы потому, что в той же Братиславе легче будет найти южные пальмы на улицах, чем свободное место на трибунах переполненной «Словнафт Арены». А про «Лев» я, пожалуй, вообще промолчу: 16 тысяч зрителей на матче регулярного чемпионата и в придачу новый рекорд посещаемости лиги будет лучше любых слов.

Вывод: Пора двигаться на Запад.

Арена

3. Игроки

За четыре с небольшим года существования КХЛ в хоккейном королевстве произошло много разных изменений, и большинство из них, как это не старанно, - к лучшему. В российском чемпионате, наконец, ввели адекватную систему плей-офф, ту самую, что до четырех побед; Михаил Анисин спел знаменитое «O sole mio» прямо на матче всех звезд и стал MVP сезона, а уже через полгода, всеми забытый, разругался в пух и прах с тренером Знароком; На том же матче Звезд, где пел Анисин, Александр Рязанцев взял и установил мировой рекорд по силе броска, чем породил настоящий раскол среди хоккейных болельщиков, сильно сомневавшихся в непредвзятости рижского спидометра; А в этом году лига ослабила лимит на легионеров, чем сильно расстроила господина Третьяка.

Вот такой вот замечательныйй менеджмент у нашей лиги: если и есть какая-то проблема, то она тут же решается. Нужен вам был вменяемый плей-офф? Нате, получите, не забудьте только расписаться. И так вот уже пятый год руководство делает все, чтобы лига развивалась, становилась лучше день ото дня, даже не смотря на постоянные попытки ФХР все испортить.

Но есть одна проблема, которая вряд ли по зубам даже всесильному рководству лиги. Она куда глобальней, чем пресловутые арены, предматчевые шоу или посещаемость. Я сейчас говорю о России. Да, Россия (Белоруссия, Латвия, Казахстан, нужное подчеркнуть) - это определенно проблема КХЛ. Не понимаете? Тогда представьте: Недалекое будущие. КХЛ и НХЛ сравнялись по своему уровню и уже давно конкурируют на равных. Но заокеанская лига мечты почему-то все равно собирает под свои знамена больше звездных и талантливых хоккеистов, чем КХЛ. Но почему?

Правда в том, что страны бывшего социализма пригодны для жизни куда меньше, чем те же благополучные Штаты, особенно когда мы говорим не о Питере с Москвой, а о регионах. Плюс ко всему стереотипы о нашей стране также негативно влияют на решение многих игроков о переезде в Россию. Как говаривал один мой голландский знакомый: «В Россию я ни за что не поеду. У меня аллергия на медведей». Шутка шуткой, но доля прады здесь наверняка есть.

Так что не стоит удивляться, когда какой-нибудь швейцарский вундеркинд откажется от заоблочного контракта с череповецкой «Северсталью» на первое-второе звено, в пользу фарм-клуба «Нью-Йорк Рейнджерс». Потому что вид из череповецкого будет примерно таким, а в Нью-Йорке чуть-чуть другим. А вот если бы в лиге был его родной Давос...

Вывод: Пора двигаться на Запад

Игроки

4. Маркетинг

Пару недель назад весь мир заставила громко смеяться история об одном скромном, но чрезвычайно самобытном клубе из второй немецкой Бундеслиги - «Ландсхут Каннибалс». Клубе, который не постеснялся нанести на свою форму логотип нового спонсора, а новый спонсор - это ни что иное, как местный публичный дом. Теперь «каннибалы» пусть и на время, стали звездами мирового масштаба на равне с Малкиным и Радуловым. О них говорят все. И пусть мы даже не знаем имен этих игроков, но название клуба запомнится, и когда мы где-нибудь лет через десять услишим, что «Лагдсхут Каннибалс» вылетели в третий немецкий дивизон, то невольная улыбка скользнет по нашему лицу, а потом мы все подумаем про себя: «Это ведь те самые, которые бордель рекламировали! Вот, что порок с людьми делает...» И это маркетинг по-европейски.

А теперь еще одна история, которая произошла больше месяца назад, но на этот раз никто уже не смеялся: среди всех клубов нашей страны, сложно найти кого-нибудь скромней и самобытней, чем славная команда «Тамбов» из одноименного города. Именно там, ворвавшиеся прямо во время матча в раздевалку бандиты избили одного из игроков - Евгения Муфаразова. По самой распространенной версии Муфаразова «наказали» за распри с директором клуба. Позже у парня диагностировали кровоизлияние в мозг. В тот день «Тамбов» из хоккейного захолустья, о котором вспоминают лишь по большим праздникам, превратился в самый обсуждаемый клуб страны. И это маркетинг по-русски...

Пример этих двух, примерно равных по статусу клубов показателен. Не нужно быть маркетологом, чтобы понять, где работают действительно грамотные люди, сделавшие из сомнительного мероприятия своего рода шутку, повеселив и себя и болельщиков, а где - полные идиоты и просто первостатейные мрази. Проститутки и бандиты - это отнюдь не сливки нашего общества, но там где у одних получилась уморительная шутка, у других - криминал. Вот и вся разница.

Лиге вряд ли удастся заставить суровые русские клубы, вроде «Кузни» или «Амура» заниматься маркетингом. Тем и без маркетинга неплохо живется. Причем здесь можно выявить одну занимательную тенденцию - чем западней расположен клуб, тем больше он заботится о своей прическе. Восточная конференция в этом смысле безнадежно проигрывает западной, оставляя гигантский провал в имиджевой составляющей лиги. Этот провал можно компенсировать, приглашая в КХЛ клубы из Европы, континента, где из-за постоянного кризиса хоккейные клубы научились зарабатывать даже на воде и воздухе. А за ними уже потянутся все остальные. 

Вывод: Пора двигаться на Запад.

Маркетинг

5. Панъевропейская лига

Всем знакомая еще с уроков истории фраза «разделяй и властвуй» давно потеряла свою актуальность. Во всяком случае в хоккее. Самая сильная, коммерчески успешная и просто лучшая на сегодняшний день лига мира - это типичное «объединяй и властвуй». Формула, на протяжении веков являвшаяся основой государственности любой страны, оказалась абсолютно не состоятельна в современном хоккее. Сама идея внутренних чемпионатов, что в Россиии, что в Европе уже давно изжила себя. Первенства стран, превратившись, по сути, в закрытые тусовки, которые между собой никак не пересекаются, стали по-просту не интересны зрителю и спонсорам.

Пожалуй, единственным выходом из сложившейся ситуации станет создание общей панъевропейской лиги, но у европейцев, как оказалось, все упирается в деньги или, вернее, их отсутствие. По этому, как мне кажется, интеграция КХЛ в Старый Свет неизбежна. Сегодня в мире нету альтернативы КХЛ, а на создание своего объединенного чемпионата у Европы, даже общими усилиями, просто не хватит средств. Это будет взаимовыгодная сделка, где никто ничего не потеряет. Речь ведь не идет о тотальной утилизации всех национальных первенств. Они, безусловно, останутся, на радасть болельщикам, но в то же время будут находиться как бы в тени главного турнира континента.

В современном хоккее, объединение - двигатель прогресса. Прогресс КХЛ невозможен без Запада, в то время как Западу, кроме пары относительно благополучных чемпионатов, нужна общаеевропейская лига. По другому конкурировать с НХЛ не получится, как не старайся.

Вывод: Пора двигаться на Запад 

А ты уже подписался на блог?

Like