11 мин.

Записки селекционера (продолжение) ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО-КРАСНОДАРСКИ

                                           

 

  «Записки селекционера» начали выходить больше четырех лет назад. Кто читал, подписчики блога, в первую очередь, помнят, что главной темой был вопрос: «Академия «Краснодара» - будет лучшей? Попробуем разобраться». Позже добавились и другие темы, но периодически к работе академии я возвращался не раз. Сегодня ответ на тот главный вопрос, похоже, есть..

 Перед началом второй половины чемпионата России 2021/22 я давал интервью корреспонденту   «Матч ТВ» Артему Терентьеву о перспективе воспитанников Академии «Краснодара». Кроме мнения о молодых футболистах, был популярный вопрос об 11 игроках академии в составе главной команды. Вопрос традиционный у всех журналистов, когда идет разговор об академии Галицкого. Вот как я ответил.

— Скажу так: почти все выпускники академии в плане обученности, технического оснащения как минимум не уступают большинству российских футболистов РПЛ. И сегодня, когда Россия выброшена из мирового футбола, нет больше смысла бороться за еврокубки (их просто для нас уже нет), можно смело наигрывать молодежь, риск небольшой…

Но, думаю, Галицкий не пойдет на резкое омоложение состава. Во-первых, медалей все так же хочется. Плюс он прекрасно понимает, что нет сегодня среди выпускников академии такого количества готовых к РПЛ. Готовых не по обученности (тут, повторюсь, все хорошо), а по таланту, ярким качествам, которым не научишь, они даны от природы.

Поэтому будут привлекаться возможные (из-за политической составляющей) иностранцы, будут и состоявшиеся российские игроки, а воспитанники в массовом порядке играть точно не станут.

Сегодня, когда мы знаем, как проходили игры, каковы были итоги, наверное, некоторые моменты из этого короткого отрывка можно назвать ошибочными. Это так. И не совсем так.

 В составе «Краснодара» в прошедшем чемпионате сыграли 25 воспитанников академии и большинство из них именно во второй части, уже после отъезда всех легионеров. 25 своих доморощенных, это, конечно, уникальный случай в истории российского футбола. Галицкий все же пошел на резкое омоложение состава. А что ему оставалось делать, если все иностранцы после 24 февраля покинули «Краснодар»? Рамирес, Вильена, Кабелла, Классон, Крыховяк, Вандерсон, Кордоба, Кайо, только что приобретенные Алонсо, Бутхейм – с таким набором под руководством Фарке цель была только одна- чемпионство и Кубок. Кроме этого, на Галицкого обрушились и финансовые проблемы, вызванные блокировкой российских активов в западных банках (слава богу, все в последствие решилось благополучно). В такой ситуации мало кто ставил на «Краснодар». Вот кто остался из основы: Сафонов, Мартынович, Сорокин, Петров, Чернов, Газинский, Ильин, Черников, Кривцов, Ионов, Сперцян- 11 футболистов. Причем некоторых них трудно было назвать твердыми игроками основы. Тренер - Александр Сторожук вместо Фарке. Вот так воспитанникам академии и открылась дорога в большой футбол. То, о чем они мечтали, свершилось быстро и вдруг. Засыпали в «Краснодаре-2», проснулись в главной команде.

 Все же, как объяснить феномен «Краснодара» в марте-мае 2022 года? Талантом и уровнем подготовки воспитанников? Внезапно проявившейся тренерской одаренностью Сторожука? Везением? Все эти ответы правильные, но есть еще несколько факторов.

Академия «Краснодара»- воплощение идей и принципов Галицкого. Один из которых, это полное погружение воспитанников академии в футбол. Кому интересно, те знают про ежедневные двухразовые тренировки, дополнительные тренировки на современных футбольных тренажерах, неукоснительное соблюдение режима, огромное внимание к детям со стороны тренеров, воспитателей интерната, педагогов, потрясающие условия для тренировок, игр, отсутствие всех бытовых проблем. И твердая линия на поступательное движение, преодоление этапа за этапом. Матчи первенства академии, участие во всех возрастных чемпионатах, шаг из детского футбола в юношеский, затем молодежный, затем в профессиональный через второй, первый дивизион. Парень должен выйти из академии готовым футболистом, умеющим все, что нужно для профессии. Золотое правило 10 тысяч часов, которые нужны для досконального освоения ремесла. Будь то профессия, врача, инженера, космонавта, футболиста. Ошибки неучей дорого обходятся.

Сегодня РФС пытается выстроить эту систему. Появились солидно организованные турниры ЮФЛ, молодежное первенство со своим регламентом и стройным календарем, жаль только, что пока не для всех регионов. В академии «Краснодара» к этому объему тренировочной и соревновательной практики пришли еще раньше. Плюс, нацеленная работа по физической подготовке с самых первых дней зачисления в интернат академии. На всех детских и юношеских турнирах мальчики, юноши академии «Краснодара» выделяются физической мощью, выносливостью. Поэтому, как ни смешно это звучит, весной в состав главной команды «Краснодара» пришли обученные опытные молодые футболисты. Да, вроде бы нелепое словосочетание-молодые, опытные игроки, но это так.

Почти у всех за плечами игры в молодежном составе, ПФЛ, ФНЛ, Кубке России, за юношеские сборные разных возрастов. У вратаря Матвея Сафонова в 23 года послужной список из 212 матчей: 90 в ПЛ, 17 в еврокубках, далее по ранжиру за первую, молодежную сборные, в Кубке России, в ФНЛ, за молодежку и пр. Его ровесники из поколения 1999 года рождения: Сулейманов Магомед Шапи-249 матчей (плюс 30 матчей в Турции), Бородин Сергей-174 матча, Сергеев Никита – 147 матчей, Алекс Мацукатов-177 матчей.

Игроки 2000 года рождения: Эдуард Сперцян-174 матча: 33 в ПЛ, 63 в ФНЛ, далее по списку, плюс за сборную Армении; Александр Черников-161, Леон Сабуа-191, Олег Исаенко-148, Руслан Апеков-138, Дмитрий Пивоваров-118.

 Игроки 2001 года рождения: Вячеслав Литвинов -104 матча, Даниил Корнюшин-97 матчей.

Игроки 2002 года рождения: Рейхмен Богдан-98 матчей, Манелов Ираклий- 80 матчей, Волков Сергей-85 матчей, Самко Владислав-80 матчей, вратарь Агкацев Станислав -69 матчей.

У самых старших из весеннего пополнения цифры сыгранных матчей не так впечатляют: Виталий Стежко 1997 гр-174 матча, плюс игры в аренде в других командах; Вячеслав Якимов 1998 гр-110 матчей.

Такой статистики нет у выпускников других академий, может есть у единиц, рано повзрослевших, рано заигравших. А в «Краснодаре» у двух с лишним десятков игроков, появившихся в Премьер-лиге прямо вот сейчас.

На самом деле, игра на уровне РПЛ футболиста 20-23 лет – вовсе не сенсация. В Европе и мире точно. Именно в этом возрасте футболист и должен стать игроком высшего дивизиона. Просто в российском футболе игроки взрослеют поздно. То есть эти футболисты академии «Краснодара» по возрасту, опыту, обученности уже вполне созрели для российской Премьер-Лиги.

 Вопрос только в качестве этой лиги.

 Именно вторая половина сезона 2021/22 года во многом изменила наш взгляд на уровень российского высшего дивизиона. Оказалось, что молодежь «Краснодара» по уровню технического оснащения, по уровню физической готовности и, главное, по тактической выучке, футбольному интеллекту не уступает большинству более опытных игроков соперников. Были матчи, в которых победу можно было назвать везением, фартом, были и такие, где соперник был сильнее, но больше было таких, где краснодарская молодежь переигрывала соперников, побеждала абсолютно заслуженно. Победы над «Спартаком», «Локомотивом», ЦСКА, «Рубином», «Ростовом», «Уралом» важны, в первую очередь, для повышения самооценки молодых игроков, их психологии. Одновременно парни выиграли конкуренцию и в своей команде. Более опытные игроки «Краснодара» или крепко присели на скамейку, или играли не так часто, как вроде должны были по статусу. Например, нападающий Ильин пропустил 4 матча из 12 в весенней части чемпионата, Газинский, Мартынович, Петров - по 5, Чернов-7. Лишь Сорокин и Ионов играли почти во всех матчах весны. Да и 20-летний Кривцов, который хоть и не воспитанник академии, но по возрасту как раз соответствует молодежи «Краснодара». Наряду с Кривцовым достаточно заметно ворвался в российский футбол нигериец Олусегун, на мой взгляд, футболист с просматриваемой перспективой. Появление этого игрока - результат любопытного проекта клуба «Виста» из Геленджика. Президент клуба Тигран Мкртчян и порекомендовал троих нигерийцев Олусегуна, Окоронкво и Ндука в «Краснодар». Начали они в ФНЛ в составе «Краснодара-2», а во второй части чемпионата хорошо проявивший себя Олусегун заиграл и в Премьер-лиге. С Тиграном Мкртчяном я познакомился 12 лет назад. Именно он посоветовал нашей селекционной службе просмотреть Юру Мовсесяна, который тогда играл в Дании. Мы изучали Юру в играх за датский клуб и сборную Армении и рекомендовали руководству. Результат вы знаете: Мовсисян ярко проявил себя в российской Премьер-лиге, выступая за «Краснодар», а затем за «Спартак». Но тогда руководство «Краснодара» просто кинуло Мкртчяна. Он не получил никакого вознаграждения за свою работу. Подсуетился один известный в то время посредник, который уверял всех, что армянские футболисты могут прийти в Россию только через него. Простодушные руководители клубов верили. Сейчас, надеюсь, за Олусегуна Тигран получит достойное вознаграждение. Хотя и здесь высовывается какой-то африканец, называющий себя агентом Олусегуна и его товарищей.

 Да, после 24 февраля наш футбол оказался в другой реальности. Об массовом отъезде легионеров можно рассуждать по-разному. В первую очередь, это удар по финансам клубов, которые вложили деньги в контракты и практически их потеряли. Либо через приостановление контрактов или их разрыв. Не будем говорить о финансах. Скажем о потерях футбольных. По большому счету только три клуба потеряли всех(!) легионеров, «Краснодар», «Ростов» и «Рубин», из других футболисты уходили в меньшем количестве. Поэтому говорить о каком-то внезапном ослаблении составов нельзя. Молодежь «Краснодара» играла против мастеров(?) Премьер-лиги. Не зря я поставил вопрос после слова «мастеров». Уровень их мастерства оказался как минимум не выше выпускников академии «Краснодара» 1999-2002 годов рождения. Успели засветиться и парни 2003-2004 гр. Да, в некоторых матчах силы были не равны, «Зениту», например, проиграли без вариантов, так же вчистую были переиграны чертановцами из «Крыльев Советов», московским «Динамо». С остальными соперниками играли на равных или просто переигрывали. Не обошлось без фарта, когда, например, в игре с ЦСКА соперник не реализовал явные голевые моменты. А с другой стороны, если не реализовал, значит мастерства не хватило.

 Вот мы и подходим к ответу на вопрос, который был задан в самом начале публикации «Записок селекционера»: академия «Краснодара» лучшая? Если она выпускает в таком количестве футболистов, которые как минимум играют на равных с соперниками из Премьер-лиги, то, наверное, да. Ни одна футбольная академия России единовременно не предъявляла Премьер-лиге такого большого количества хорошо подготовленных и обученных игроков. Кто-то спросит: а «Чертаново»? Да, сегодняшние «Крылья Советов», состоящие почти полностью из воспитанников «Чертаново», три чертановца в «Спартаке», чертановцы в «Ростове», «Урале», «Химках», «Ахмате»- все они выпускники этой академии последних лет. Но эта блестящая история уже закончена. Сегодня «Чертаново» развивается по-другому и вряд ли такое изобилие талантов, их бережное доведение до высокого уровня снова будет в этой академии в ближайшее время. Разве только очень перспективный 2006 гр. Другие футбольные академии страны тоже выпускают очень ярких, отлично подготовленных футболистов. Но одного- двух. Можно, конечно, вспомнить некогда настоящие конвейеры талантов в «Спартаке», академии им.Коноплева. Но именно вспомнить, сейчас этого нет. «Спартак», например, отказался от команды в первом дивизионе, закрыл «Спартак-2». Где будут развиваться выпускники академии, в каких соревнованиях взрослеть и крепнуть? Еще раз посмотрите на статистику нынешних краснодарцев: все они после молодежки прошли школу второго и первого дивизиона, играли против мужиков, которым нужны были деньги, чтобы кормить семьи. Спуску им не было, но, как говорят, нас… бьют, а мы крепчаем.

 Я нарисовал благостную картину развития молодежи в «Краснодаре». На самом деле, все не так благополучно и безоблачно. И в академии, и в клубе достаточно непростых ситуаций, непонимания между игроками и руководством. Не всегда позиция руководства является безошибочной. Достаточно вспомнить скандалы и скандальчики, связанные с контрактами Игнатьева, Сулейманова, Корнюшина, категорическое нежелание Даниила Уткина оставаться в клубе после возвращения из аренды и его переход в «Ростов», а ранее уход сначала в аренду, а потом и на контракт в другой клуб Даниила Фомина. И, главное, все же не бесспорной линии развития игроков в академии. Это и набор огромного количества детей в интернат, а затем ежегодные плановые отчисления (плановые!), огромная нагрузка на психику детей, приводящая из-за боязни ошибиться к ошибкам и провалам на ответственных соревнованиях; и чрезмерная загруженность тактикой, зажатость в тесные схемы, большие физические нагрузки, из-за которых игра футболистов академии напоминает игру роботов. Многие теряют индивидуальность, все меньше выходит личностей из стен академии. Не говорю уже о сложном внутреннем микроклимате в академии. Кто читал мой блог, тот в курсе. Но результат превыше всего.

  На недавно закончившемся Кубке Пари матч ЦСКА за ЦСКА сыграла большая группа выпускников академии, игроков молодежного состава 2002-2003 годов рождения.13 человек. Из них только трое знакомы зрителям Премьер-лиги, когда несколько раз в сезоне 2021/22 выходили на замену: вратарь Тороп, полузащитники Ушаков и Яковлев. Все остальные прямо из молодежки. В способностях или даже таланте некоторых из них нет сомнения, за последние 6-7 лет мы видели их на детских, юношеских молодежных турнирах. Ермаков Никита, Тарба Заур, Багринцев Эдуард и другие - точно игроки с перспективой, точно должны дорасти до профессионального уровня. Но пока они все без опыта игр на уровне хотя бы ФНЛ. Их будут подпускать в состав, они будут крепнуть и развиваться, но лучше, если бы они сезон-два поварились в профессиональном футболе лигой ниже. Но у ЦСКА нет второй команды. Именно поэтому краснодарская молодежь заиграла, а массовое появление способных армейцев в составе грозит провалом. Как, собственно, и произошло на Кубке Пари матч.

 Новая реальность российского футбола- загадка. Пока ясно, что ярких иностранных игроков ожидать не стоит. Больше того, есть риск, что постепенно или быстро приостановят контракты или просто уйдут и те легионеры, которые сейчас на контрактах. Уровень чемпионата еще сильнее упадет. И из-за отсутствия сильных иностранных футболистов, и из-за международной изоляции, бана на участие российских клубов и сборных в международных соревнованиях. Также талантливые молодые игроки потеряли шанс на переход в сильные европейские чемпионаты. Все это-огромная потеря стимулов, без которых прогресс в спорте невозможен. Теперь опора только на собственные силы. Есть мнение, что это поможет развитию наших внутренних резервов, что теперь клубы будут больше внимания обращать на подготовку своих резервов. Вопрос: а почему раньше не занимались этим? 

Но вот-вот стартует новый чемпионат России. И вопрос: сможет ли «Краснодар» с этими молодыми футболистами развить свой успех. К тому же пока еще не приостановили контракты вернувшиеся легионеры Рамирес, Кордоба, Кайо, состоялся трансфер Ахметова, остались опытные российские игроки Петров, Чернов, Сорокин, Ионов, а значит состав станет более сбалансированным. Все-таки во многом прошлогодний весенний успех был связан с эмоциями, огромным желанием, а теперь надо его подтвердить мастерством игроков и тренерского штаба, стойкостью, умением держать удар на длинной дистанции. Да, российская Премьер-лига не стала сильнее, может только «Зенит», благодаря своим безграничным (хотелось написать, беспредельным) возможностям и сохранил сильных иностранцев, и сделал сильные внутренние трансферы, поставив себя заранее на позицию безоговорочного фаворита. Однако для краснодарской молодежи начинающийся чемпионат будет труднее прошедшей яркой весны. И все же, мне кажется, что «Краснодар» будет одним из фаворитов чемпионата. Гадать об итоговом месте в таблице сегодня бессмысленно. А вот предсказать, что команда точно будет не ниже прошлогоднего места, решусь.

 И самому приятно об этом думать, потому что нескольких парней в этот состав привезла наша селекционная служба, которой я имел честь руководить. Тогда им было 12, 13, 14 лет и о том, что они будут играть в основном составе «Краснодара» оставалось только мечтать.