Новое поколение выбирает. Как российские клубы проигрывают конкуренцию за молодую аудиторию
В последние несколько лет мы регулярно писали о существенном росте конкуренции российским клубам и лигам со стороны зарубежных. Например, здесь: «На протяжении последних 20 лет один за другим ломались барьеры, сдерживающие продвижение западного спорта в России. Сначала открылись границы для спортивных звезд – и в западных клубах замелькали знакомые лица. Затем эти барьеры перестали сдерживать остальных, и немало людей периодически летает на футбол в Лондон или Мадрид. Затем пришло спутниковое телевидение с его спортивным изобилием. Но по-настоящему острая конкуренция российского спорта с западным на территории России началась с распространением широкополосного интернета, позволяющего смотреть абсолютно все – вплоть до чемпионата Бразилии. Телесмотрением и даже походами на стадион активность спортивной аудитории не исчерпывается; быть болельщиком – значит, быть частью общности, некоего круга по интересам, и в доинтернетную эпоху болельщику «Манчестер Юнайтед» в Челябинске или Ижевске было особо не с кем свою страсть разделить. Интернет позволил этой страсти развернуться в полный рост. Влияние географического фактора на выбор аудитории слабеет, интернет делает мир компактным. Для интернет-пользователей спортивные герои, спортивные трансляции и спортивные страсти, что кипят в Казани, Томске, Грозном, Милане, Ливерпуле или Лос-Анджелесе, находятся примерно на одном расстоянии – в паре кликов».
Соотношение пристрастий интернет-пользователей наглядно демонстриурет рейтинг популярности футбольных клубов на Sports.ru: 4 команды в топ-10 представляют Англию, 2 – Испанию, и только 4 – Россию. Конечно, на Sports.ru зарегистрированы пока далеко не все болельщики, и не каждый зарегистрированный указывает любимый клуб, но эта выборка вполне репрезентативна: наш рейтинг вполне идентичен рейтингу запросов в поисковиках, рейтингу групп в русскоязычных соцсетях или, например, посещаемости сайтов о клубах (неофициальные сайты об «МЮ» и «Реале» популярнее 13-14 из 16 официальных сайтов клубов РФПЛ).
В общем, имеющиеся у Sports.ru данные (кстати, включайтесь в их пополнение, указывая любимые клубы в своем личном кабинете на сайте) на сегодня данные достаточно репрезентативны, чтобы обратить внимание на построенные на их основании рейтинги предпочтений у пользователей разных возрастов:
До 18 лет: 1. «Реал» 2. «Барселона» 3. ЦСКА 4. «Манчестер Юнайтед» 5. «Зенит» 6. «Челси» 7. «Спартак» 8. «Арсенал» 9. сборная России 10. «Локомотив»
18-25 лет: 1. «Манчестер Юнайтед» 2. «Реал» 3. «Зенит» 4. ЦСКА 5. «Спартак» 6. «Барселона» 7. «Арсенал» 8. «Локомотив» 9. «Челси» 10. «Ливерпуль»
25-30 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. «Манчестер Юнайтед» 4. «Барселона» 5. «ЦСКА» 6. «Реал» 7. «Арсенал» 8. «Ювентус» 9. «Локомотив» 10. сборная России
30-35 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Барселона» 5. «Манчестер Юнайтед» 6. «Реал» 7. «Арсенал» 8. «Челси» 9. «Локомотив» 10. сборная России
35-45 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Барселона» 5. «Манчестер Юнайтед» 6. «Локомотив» 7. «Арсенал» 8. «Реал» 9. «Челси» 10. «Динамо» Москва
45 и старше: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Спартак мол» 5. «Барселона» 6. «Манчестер Юнайтед» 7. «Динамо» Москва 8. «Челси» 9. «сборная России» 10. «Реал»
«Спартак» и «Зенит» уверенно лидируют среди всех возрастных категорий старше 25 лет, там же сильны позиции ЦСКА, а начиная с пользователей старше 35 лет в десятку входит даже московское «Динамо» (в категории 45+ оно вообще взбирается на 7-е место, зато из десятки выпадает «Локомотив»). Динамика предпочтений среди российских клубов явно коррелирует с их результатами в тот период, когда значительное количество людей определяется со своими приоритетами (уверен, у большинства это происходит до 20 лет, или даже до 16). Чуть слабее эта корреляция в случае с «Зенитом» (он и без титулов был частью городской идентичности), в случае со всеми московскими клубами она куда заметнее.
Но больше всего обращает на себя внимание соотношение в категориях «до 18» и «18-25 лет» – среди того самого интернет-поколения: здесь конкуренцию за внимание начинают проигрывать не только нетоповые российские клубы, но даже «Спартак», «Зенит» и ЦСКА. Немного подробнее о том, почему это происходит, как с этим бороться (и нужно ли) и другие смежные темы поговорим в следующих записях. Подписывайтесь на блог, ну или высказывайтесь в комментариях #прямосейчас. Stay tuned!
Российские клубы это вовсе отдельная песня. Им зрители (платежеспособная аудитория) как таковые не нужны. Что есть, что нет их. Можно легко закрыть доступ, как сделал Локомотив, когда есть РЖД (и прочие гос.корпорации) - можно вообще все матчи сезона играть без зрителей.
За такие "мелочи" как современная инфраструктура, правильный свет, качество трансляций, клубный фирменный стиль связанный с профессиональной разработкой клубных цветов, логотипа, формы и говорить не приходится. Всё вместе это создает супер антураж на стадионе и супер картинку на ТВ.
Последние нюансы проскакивают у некоторых клубов, лишь эпизодически.
45 и старше: ...4. «Спартак мол»
ахтунг!
глоры детектед
-------------
да, Дмитрий, ну вы и подставили болельщиков Реала
А мировые топ-клубы серьезно конкурируют с местными далеко не только в России, а вообще-то везде в мире, за пределами Англии, Испании, Италии, Германии. В России многие думали, что для победы в такой конкуренции достаточно тратить столько же денег, сколько там, и покупать столько же дорогих игроков и тренеров. Ответ получен: нет, не достаточно.
1. Не способствует популяризации футбола его отсутствие на общедоступном ТВ. Это кстати тоже одна из причин, почему на первые места вышли по популярности зарубежные клубы.
2. Стадионы старые и убогие и не так сильно все изменится даже после ЧМ-2018. Половина стадионов, которые будут строить, в тех городах просто не нужна.
3. Показ российского футбола по платному НТВ плюс, мягко говоря, довольно низкого уровня. Хотя НТВшники любят рассказать про то, какие они крутые. Но те, кто видел, например, как транслирует футбол компания SKY, понимают, что уткин и Ко - это как деревенские актеры провинциального театра, в своей деревне им просто нет альтернативы, а совершенствоваться не надо, все и так "хавают" их "продукт"
4. Быдлофаны + быдлополицаи на стадионах отталкивают своим поведением многих от посещения матчей
5. Рынка рекламы для футбольного сегмента почти нет. Кто там и что хочет рекламировать для болел футбольных? Пиво? Его запретили. Поэтому зачастую идет одна реклама от госкорпораций, которых по велению кремля "подписали" на финансирование РПЛ. Потому и видно по тв одни рекламы газпромов, согазов и прочих страховых, нефтегазовых групп во время футбольных матчей.
Чтобы сделать у нас нормальный футбольных продукт, нужно пахать долго и вдумчиво. А когда у нас проще распилить бюджеты, выделенные на финансирование клубов, лиги, детского спорта, то мало что получится. На данный момент весь наш результат строится на банальном вливе огромного количества госденег, а если его прикроют, то скатимся мы в один миг на уровень белорусского футбола.
если те кто постарше видели, как Спартак и ЦСКА обыгрывали Реал и Барселону в гостях (про отношения Спартак - Англия вообще молчу), то последние годы видят наши просёры осерам, легиям и всяким прочим аикам.
и уровень ИГРЫ относительно середняков европейских чемпионатов никакой.
также как и победившая надысь юношеская сборная ИГРЫ не показала. характер - да, игру - нет.
поэтому в последние годы наш футбол можно смотреть, почитывая газету, а от бундеслиги, АПЛ ну и Барсы с Реалом особо и не оторвёшься.
а, если ещё миллеровцы и Украину в бабле утопят, то и им хана. их сборная уже это показывает
--- Да.
--- А почему вы болеете за иностранный футбольный клуб, а не за российский?
--- Вы пожалуйста патриотизм с идиотизмом не путайте!
Смотрим в предпочтения:
Московкие клубы + Зенит - большая аудитория (большие рынки, хе-хе).
Реал + Барса - два самых-самых футболиста.
Сборная - тут все понятно.
Ну а Англия - это, извините, канал Россия-2. Хорошо, плюс немножко Аршавин.
Где Бавария? Где Лион? Где итальянцы? Смех - где-то на спортсе была картинка о количестве сообществ (или блогов?) про Боруссию Д до и после игр с Реалом - увеличение втрое. :)
Так что во-первых, ’идолопоклонство перед западом’, при том, что оно есть, имеет весьма избирательный характер, и во-вторых, ’два клика’ все равно тратятся не на поиск нового, а на потребление хорошо известного старого.
P.S. Все это имхо, естественно...
Всюду на ТВ импортный товар,
Запад получает сказочный навар.
Качество футбола крайне высоко,
С ним соревноваться крайне нелегко.
А на футбол российский крайне низкий спрос,
Всюду мы отстали, кроме папирос.
Цены на НТВ+ для мутантов, инфраструктура стадионов для горилл,
А футбольные сиденья будто дьявол сотворил,
Смотри г*вно и поддержи Россию, ходи на г*вно, ведь оно свое г*вно,
Болей за г*вно, ведь ты же патриот.
Возьми билет на г*вно и поступи красиво.
Но это если страшно упрощенно и очень вкратце. Не заставляйте меня пересказывать тексты за последние 5 лет в этом блоге и те, что я планирую написать, в одном комментарии. Разовью тему в них, не в коментах – они для высказывания ваших мнений.
В раннем школьном возрасте я болел за Penguins Марио Лемье, против ЦСКА и Динамо в их заокеанских турне. А потом я понял, насколько Лемье - великий спортсмен. Потом я болел за сборную Голландии Гуллита и ван Бастена, Валенсию Эктора Купера (а потом Бенитеса), Реал дель Боске, Ливерпуль Бенитеса, Арсенал Бергкампа и Овермарса, Интер, а потом Реал Моуриньо. Один раз болел за Арсенал с Аршавиным - за скидку в баре. Против... пожалуй, только против Барсы Гвардиолы/Виллановы. Под отечественный футбол засыпаю (особенно хорошо - под комментарии Орлова).
Труъ фоннаты, три раза сходившие на стадион и два раза на выезд, и считающие, что trequartista - это комбинат итальянской мебели мне смешны.
Впрочем, не буду пересказывать уже процитированный пост www.sports.ru/tribuna/blogs/navosha/81066.html и пару следующих, которые собираюсь написать по схожим темам.
А учитывая сумму денег, которую получают наши игроки по сравнению с европейскими клубами, эта злость только усиливается. Помню в какой то передаче говорили, что в свое время игроки Сатурна получали денег больше чем игроки Удинезе, который регулярно играл в Европе.
Не будет новому поколению интересно смотреть чемпионат России пусть даже и приедут сотни Халков с Витцелем, пока не начнутся какие то революционные реформы. Единственный клуб, который очень грамотно развивается это Краснодар. Вы посмотрите какую базу они построили. Клуб 2й год подряд очень неплохо выступает в Премьер лиге. Российский футбол не спасут миллионы или миллиарды долларов, ему необходимы миллионы умных идей.
И самое главное, как можно болеть за клуб, который не показывает футбол, а показывает футбольные потуги?
И финальное, интерес к нашим "футбольным" клубам будет падать и дальше, в Украине например кроме матчей топ-5, остальные матчи почти никто не посещает, потому что там нечего смотреть. Почему болельщик должен болеть за команду, за которую не переживают игроки этой команды?