3 мин.

«И давайте без откатов»

«Победа! Столько всего полезного сможем сделать для наших детей! И медицина, и дороги... И давайте без откатов!» – первое, что написал в своем твиттере помошник президента России Аркадий Дворкович после победы российской заявки на ЧМ-2018. Слово «откат» (наряду с «распилом») так или иначе фигурировало в доброй половине пользовательских комментариев (или, например, звонков в эфир) по мотивам произошедшего 2 декабря – вне зависимости от того, радовались этому люди или сравнивали ЧМ-2018 в России с чем-нибудь вроде пира во время чумы.

В этой связи очень занятен сюжет, на который незадолго до счастливого дня наткнулись коллеги с nfpm.ru (они же делают отраслевой журнал «Футбол как дело»), интервьюируя различных представителей российской футбольной индустрии. В России, как известно, на протяжении уже шести лет идет довольно масштабное футбольное строительство – возведение искусственных полей по программе «Подарим детям стадион» и еще нескольким федеральным программам. За это время постелено около 400 полей, а общий объем инвестиций составил немногим менее 400 же миллионов долларов. Стоимость поставки одного только покрытия, по данным коллег, составляет около €270 000–315 000, а поле целиком (со всеми прочими подготовительными работами и укладкой) обходится в 27-28 млн руб. Это довольно немалый, в общем, кусок пирога – хотя и на порядок меньше того, который будет делится в ближайшее время при строительстве стадионов.

Дальше цитирую по журналу «Футбол как дело», добавляя гиперссылки на исходные материалы:

«Тендеры по федеральной программе «Развитие футбола» проводятся Министерством спорта. При оценке качества полей министерство руководствуется стандартом РФС, утвержденным в конце 2008 года. Два последних года конкурс выигрывает ГУП «Спорт-Инжиниринг», герой скандального материала «Бюджет высших достижений», опубликованного в «Ведомостях» 6 сентября. Сам «Спорт-Инжиниринг» не занимается ни производством, ни импортом полей, а лишь выбирает фактического поставщика.

Этим поставщиком слишком часто становилась компания «Бамард», крупнейший игрок на российском спортивном рынке. Эта компания поставляет спортивные покрытия, и не только футбольные, занимается системами подогрева, полива, освещения полей, проектированием и строительством целых стадионов. «Бамард» наладил собственное производство искусственной травы в Димитровграде, и даже конкуренты признают, что продукция «Бамарда» – качественная. Несомненные достижения не уберегли «Бамард» от подозрений в нечестной игре. Генеральный директор «Интерспортстроя» Александр Канунников:

«Что сделала компания «Бамард» при подготовке стандарта РФС? Они проанализировали технические характеристики ряда покрытий и внесли несколько параметров, по которым на рынок допускались только их покрытия. И теперь десятки самых современных покрытий, имеющих оценку «ФИФА – 2 звезды», по этим формальным параметрам не могут быть допущены на российский рынок [...]

ФИФА обращает внимание только на показатели, непосредственно влияющие на игровые показатели поля. С точки зрения ФИФА, на качество поля не влияют такие технические характеристики, как высота покрытия, вес волокна, количество стежков и так далее. ФИФА отслеживает такие вещи, как качение мяча, поведение ноги спортсмена, износ покрытия, его устой- чивость к ультрафиолету и другие».

[...] Абсурдность нынешних правил сертификации в том, что для того, чтобы получить высшую международную категорию, производителям газона необязательно выполнять требования РФС: полю в «Лужниках» присвоен статус «ФИФА – 2 звезды», но стандартам РФС оно не соответствует. Тем не менее, по регламенту, на нем можно проводить любые соревнования – только в тендерах его поставщики участвовать бы не смогли. Получается, что строгость стандартов РФС компенсируется необязательностью их исполнения».

Ничего не напоминает?