6 мин.

McLambo

Конец лета 1993 года. В роскошном седане на заднем сидении сидит Рон Деннис, рядом с ним - его патрнёр, мультимиллионером Мансур Ойех. Менеджер по связям Mclaren Норман Хауэлл также сопровождает их.

В машине звонит мобильный телефон. Тогда мобильники были ещё редкостью, и, судя по всему, в этот раз звонили по очень важному делу.

Деннис потянул руку к чёрному аппарату и тотчас поднёс трубку к уху. "Рон, здравствуй - из трубки донёсся голос с небольшим южноамериканским акцентом -. Это Айртон".

Сенна был взволнован. Он только что вылез из кокпита "гибридного" Mclaren MP4/8 с мотором Lamborghini и, кажется, уже был очарован мыслями о будущем. Будущем с мощностью мотора V12, который гарантировал больше конкурентоспособности. Больше скорости.

Для Mclaren и Сенны 1993-й стал сложным периодом. После трёх совместных титулов с 1988 года, команда проигрывала под натиском Williams-Renault с их несравненной техникой. Однако Сенна сражался как лев и в конце концов стал вице-чемпионом, даже несмотря на недостаток мощности клиентского Ford-Cosworth V8, который был слабее не только Renault V10, но и заводского Ford, который стоял на Benetton B193 и был по-современнее. Но Айртон - однозначно сильнейший пилот той эпохи, даже несмотря на победы Проста и Мэнселла - требовал большей мощности. И его захватило рвение от того, что он испытал.

Сенна искренне верил в то, что сногсшибательный V12, установленный на превосходном шасси MP4/8, спроектированном в 1993 Нилом Оутли и Анри Дюраном, даст Mclaren необходимый для борьбы за титул в 1994 импульс. Это позволило бы бразильцу по-настоящему воссоединиться с командой, ведь в 1993 он каждый раз подписывал контракты на одну гонку,...и отказаться от предложения Фрэнка Уильямса, который жаждал присутствия Айртона в одной из своих победоносных машин так же сильно, как Сенна жаждал оказаться за рулём болида, способного выиграть чемпионат.

Давление начинает сказываться .Вспоминались титулы Mclaren с моторами Honda V12...Но было слишком поздно.Уже прошла череда событий, предопределивших последующий переход Айртона в Williams, приведший к тяжким последствиям.

А ведь в какой-то момент всё шло другим чередом. Деннис, соблазнённый захватывающей мощью ещё не опробованного никем другим итальянского V12, пришёл к соглашению с хозяевами Lamborghini, Chrysler, на поставку моторов в 1994 году.

В сентябре 1993 рукопожатие Денниса, президента Chrysler Боба Лутца и директора Lambo F1 Даниэле Аудетто на Франкфуртском автосалоне, казалось, определило судьбу договора. Лутц и Аудетто начали строить планы, поручая создателю мотора, несравненному Мауро Форгьери, обратить внимание на пожелания Сенны сделать кривую мощности более высокой при средних оборотах двигателя и менее грубой на пике.

Конечно, на это обратили внимание, ведь так сказал Сенна, трёхкратный чемпион. Легенда. Форгьери удалось выжать 25 "лошадок", которые проявлялись на высоких оборотах и обнаружить ещё 60 на низких. Изменения сделали мотор гораздо мощнее, а машину - быстрее.

Мика Хаккинен, который перед выступлениями вместо Андретти в трёх последних гонках был тестером Mclaren, является единственным ныне здравствующим человеком, опробовавшим McLambo на трассе. Машина ему досталась уже после Сенны: "Я тщательно запомнил те тесты; это был очень эмоциональный момент. Мотор Ford был, в целом, не плох, но мы ожидали от Lambo большего и оказались правы: когда я прикладывал усилие правой ногой, меня просто выстреливало вперёд."

"Конечно, были и некоторые проблемы. Для начала скажу, что мотор занимал слишком много места, и это не шло на пользу шасси. Расход топлива был высок, движок был немного тяжёл и требовал усиленного охлаждения. Однако, плюсов было гораздо больше."

Холодным днём в Сильверстоуне. "Да! Никогда этого не забуду! - вспоминает Мика-. Это было восхитительно. Мощность не кончалась, а машина будто летела. Но на прямой Hangar, когда я подходил к Stowe, двигатель сломался...Я хотел сказать, что он взорвался! Он дал мне самую большую мощь, что я чувствовал в своей жизни. Поршни и другие обломки разлетелись во все стороны. Я заметил их, летящих рядом с моим шлемом. Это был мощнейший взрыв; он пробил дыру в обшивке. Но всё же это был один из особенных моментов моей карьеры в Ф1. А какой был звук..."

Говоря на чистоту, Lambo 3512 не мог принести Mclaren титул в 1994 году, однако оставалось время, чтобы доработать его. А вот шасси было очень конкурентоспособным. Джорджио Асканелли, в то время работавший гоночным инженером Сенны, вспоминает ночи за работой по установке большого V12 на шасси, ведь машина проектировалась для компактного V8 Cosworth.

"За безостановочной работой прошли 3 долгих месяца в разгар сезона: параллельно мы настраивали ТК, совершенствовали шасси, улучшали полуавтоматическую коробку передач, устанавливали электронный дроссель...Только такая команда, как Mclaren, могла бы такое осилить. Итак, у нас получилось что-то очень необычное. Машина была чуть больше по размерам и тяжелее, чем та, что с V8, но стала более стабильной и щадящей к шинам. И гораздо мощнее."

Ослепила Хаккинена. Вдохновила Сенну, который захотел опробовать её в гонках ещё в сезоне-1993. Неважно, если сломается. Машина была быстрее!

Однако, Деннис, жёсткий, романтичный, но не сентиментальный, был непреклонен. Команда закончит сезон с Ford (и Сенна одержит свою последнюю победу в Аделаиде). Тем более, что у Денниса, с его дальновидностью и стремлению к прибыли, к тому времени появились другие планы.

Он заключил контракт с Peugeot, амбициозным французским автогигантом, желающим сместить с вершины соотечественников из Renault.

Peugeot появился со своим прототипом А16 V10, изобилием франков и обещанием большой программы развития. Автогигант обеспечивал стабильность и нескончаемые ресурсы, которых Деннису не хватало со времён разрыва с Honda в конце 1992 года. Экономические стимулы сделали альянс с Peugeot неизбежным, но происходило это без ведома Сенны, а у представителей Lambo/Chrysler это вызвало гнев. Короткая связь, которая могла бы привести к оглушительному успеху, закончилась после пары месяцев одним из самых досадных моментов в истории Ф1.

Этот факт оказал непосредственное влияние. Сенна покинул команду (не из-за отказа от Lambo, а из-за ожидания того, что Mclaren-Peugeot не достигнет высоты Williams-Renault): Chrysler прекратил финансирование проекта в Ф1; в Lamborghini были вынуждены закрыть завод.

Через несколько месяцев после ознакомления с Mclaren-Peugeot стало ясно, что эта машина войдёт в историю как одна из самых провальных в истории команды. Коллектив попал на 4 место в КК с 42 очками и 8 подиумами, но без побед. Англо-французский альянс испытывал кучу проблем из-за ненадёжных агрегатов, и Деннис поспешил подписать соглашение с Mercedes (по иронии судьбы, через несколько лет немецкий концерн образует синдикат с Chrysler).

Айртон Сенна погиб 1 мая 1994 года; мечта о победах на Williams-Renault канула в лету, когда бело-синий болид разбился о бетонную стену в Tamburello. Конечно же есть много людей, считающих, что участие Mclaren в чемпионате вместе с Lambo уберегло бы Сенну от гибели. Само собой...

Может быть, сейчас мы бы с вами долго обсуждали эпические дуэли Сенны с его "престолонаследником", Михаэлем Шумахером...

Оригинал: msankis.livejournal.com/48439.html

В следующий раз опубликую историю о несостоявшейся гонке чемпионата CART на Гавайских островах.