13 мин.

CART Hawaiian Superprix - части 1-2

Новость об отмене широко разрекламированной гонки разнеслась 19 октября 1999 года, ровно за 25 дней до планировавшегося соревнования . Она вызвала шок и удивление у жителей Пятидесятого Штата, которые целых 8 месяцев следили за развитием событий. Другие же отреагировали апатией, увидев лишь немного прессы или рекламы о состязании, которое создатели называли «Богатейшей гонкой Мира». В автоспортивном бизнесе многие также приняли подобную позицию, утверждая, что Hawaiian SuperPrix был обречён с самого начала.

Гоночные эксперты отмечали дату официального объявления – 25 февраля – как существенный недостаток. Другие винили плохой маркетинг, в том числе и идею показа гонки исключительно на платном ТВ. Есть люди, которые возлагали ответственность на окончательную отмену гонки на чемпионат CART, сложности ведения бизнеса в Тихоокеанском регионе, а так же на плохую финансовую безопасность. Кто бы не был виноват, ни одна из сторон не чувствовала себя ущемлённой.

Часть 1: От мечты к реальности…почти

Ричард (Дик) Ратерфорд старший, автоинженер из Ньюпорт Бич, Калифорния, был связан с миром гонок IndyCar с 1971 года, в том числе водил дружбу с семьёй Пата Патрика. Он ездил в организованном Патриком чемпионате American Racing Series (ARS) (сейчас он называется IndyLights) на протяжении первых двух лет его существования в 1986-1987годах.

В начале 90-ых Дик предвосхитил идею проведения Hawaiian SuperPrix. Его мысль состояла в том, чтобы пригласить известных пилотов со всего мира. Намеченная на 24 января 1993 года гонка должна была проводиться на машинах Shelby серии Can-Am по временной городской трассе вокруг стадиона Алоха. Призовой чек для победителя представлялся числом в 1 млн $. 13 именитых пилотов – Марио и Майкл Андретти, Эрик Кома, Бил Эллиотт, Хуан Фанхио второй, Хиро Матсушита, Михаэль Шумахер, Мартин Брандл, Кайл Петти, Рикардо Патрезе, Стив Кинзер, Эл Анзер мл. и Дерек Уорвик – подписали договор о намерениях. Но даже несмотря на распространённую в ESPN Speedweek и других СМИ информацию, Дерека Дейли и Патрика Тамбэ в качестве консультантов, организаторы были далеки от достижения нужного бюджета. Прогресс так и не пошёл дальше возведения бетонных барьеров на стоянке стадиона, а промоутер Рой Токухо потерял более 2 млн $.

На протяжении нескольких следующих лет Ратерфорд предпринимал попытки по получению земли снова и снова. В октябре 1998 года через газету Honolulu Star заявил, что «вероятность проведения гонки – 99%». По его словам, проект SuperPrix должен был принести от 79 до 85 млн $ дохода Гавайам. Призовой фонд же составил 10 млн $, включая 5 из них для победителя гонки – цифры, намного превышавшие показатели Indy 500 и Daytona 500 – самых важных событий в автоспорте. В т о же время, была отмечена маленькая деталь – состязание должно было транслироваться каналом Showtimе в платном режиме. Деталь, которая со временем вырастет до размера раковой опухоли.

Когда Ратерфорд объявил общественности о своих планах, ряд принципиальных вопросов ещё не был решён. В том числе, стоял вопрос о месте постройки трассы, ибо автодромов на островах не было. И привлечения санкционирующей организации. В конце концов, за организацию взялся CART, который после неудачи с US 500 позарез нуждался в гонке, которая могла бы посоперничать с Indy 500.

Дику удалось привлечь некоторых богатых инвесторов, включая Боба Качлера (одного из инвесторов оригинального SuperPrix) и Дэвида Грайсона, который привлёк 30 млн $ от Страховой Группы Теннесси. Фил Херд, который несколько лет был промоутером гонки CART в Ванкувере, а также обладавший опытом организации других гонок CART и Ф1 в Канаде, был представлен в качестве генерального директора проекта на февральской пресс-конференции.

Глава CART Эндрю Крейг и несколько других должностных лиц специально побывали на Гавайах, в то время как губернатор штат Бен Коетан дал пресс-конференцию, где заявил, что «штат Гавайи будет рад принять это новое и захватывающее событие. Гонка принесёт большую прибыль нашему штату, и мы готовы расстелить красную дорожку для всех участников.»

В последующие месяцы событие набирало обороты, и первый шоукар появился около здания Капитолия 30 марта. Марио Андретти, в то время уже закончивший гоночную карьеру, стал делегатом проекта, а Карл Хаас был заявлен как инвестор и член совета директоров. 12 июня Маурисиу Гужельмин вошёл в историю как первый гонщик, который прокатился на чампкаре по треку Калаеола, бывшей морской станции. Марио же поучаствовал в официальных мероприятиях, посетив военную базу. В то же время, жители соседнего местечка Каполеи выразили обеспокоенность по поводу шума и загруженности дорог во время гоночного уикенда.

Однако, за пределами острова неприятности продолжали расти, постепенно превращаясь в потоп библейских масштабов, который в конце концов смыл детище Ратерфорда, которое он планировал в качестве Super Bowl мира гонок.

Реклама 18+

Что же произошло дальше?

Часть 2: Время решает всё

На импровизированной конференции, состоявшейся в офисе HSP, миру было объявлено решение об отмене гонки. Херд признал, что позднее начало рекламной компании стало серьёзной – если не фатальной – ошибкой. «Вероятно, объявлять о гонке во время сезона было неправильным решением. Многие события, произошедшие за это время, не помогали нам , а только мешали двигаться вперёд.»

 

 

Билл Кёниг, бизнес-обозреватель газеты Indianapolis Star, взял несколько интервью у Херда в течение лета. «Я думаю, это было плохое время, когда спонсорские бюджеты были уже расписаны.О мероприятии разносилось много плохих новостей, что портили его репутацию. Возможно, если бы они запланировали гонку на 2000 год, то смогли бы выиграть время для привлечения капитала и рационального планирования.» Большинство корпоративных спонсоров планируют бюджет на год вперёд , а то и больше. Поэтому, отклоняясь от этого плана, компании будут вынуждены потратить больше ресурсов.

Таким образом, никто из крупных спонсоров, участвующих в CART –включая спонсирующих пилотов, команды и сам чемпионат – не внёс своего вклада в Superprix. Да и кроме трёх шоукаров они не имели в городе никакого присутствия.

Кёниг подчеркнул: «Если бы кто-то из богатых спонсоров почувствовал, что HSP поможет им разрекламировать себя, я думаю, они бы не удержались от вступления в этот проект. А тот факт, что компании были полны скептицизма…Я как-то пытался переговорить с некоторыми представителями спонсоров, и они заявили, что не в курсе о проекте. Было странно не услышать ничего толкового от людей, которые обычно разговорчивы. »

Как результат, финансирование HSP происходило почти исключительно от местных спонсоров: Гавайского отделения Американской Автомобильной Организации, Гавайского Информационного Агентства, а также множества радиостанций. Несколько из контрактов со спонсорами низкого ранга не превышали сумму в 5 тыс $, но большая часть из них имела форму торговых сделок, а не прямых денежных вложений. Например, Sheraton Hawaii обязались предоставить комнаты своих отелей за рекламу, а дилеры Chevrolet с островов решили поставить служебные машины для персонала. Последняя сделка, запланированная на 16 октября, на той неделе ещё не была заключена полноценно. До этого работники проекта получили 3 машины, но пользовались в основном своим собственным транспортом и оплачивали бензин из своего кармана. Корпоративные карты для оплаты топлива должны были поступить в оборот на неделе 25-ого числа.

 

 

«Место титульного спонсора организаторы оценили в 5 млн $ - но потенциальные инвесторы почти не имели представления о проекте,» - заявил один инсайдер. -А здесь (на Гавайах) организаторы соглашались и на 5 тыс $, ведь у крупных компаний в бюджетах просто не было таких статей расхода!» Тодд Брэдли, вице-президент по продажам тихоокеанского отделения компании Simple Green, подписал контракт диапазона в 100 тыс $ ещё в апреле; у частной компаний могло иметь место жонглирование средствами. Хотя фирма ещё не подписала чек, когда время настало, они уже потратили некоторую сумму на рекламу и маркетинг. «Нам действительно нужно было что-то, чтобы разрекламировать нашу новую линейку автоматических очистителей. Учитывая полезность нашего оборудования на Гавайах, где очень заботятся о состоянии окружающей среды, это была хорошая идея.»

«В этом году мы будем проводить кампанию очень быстро, рассчитывая получить отдачу через 2-3 года. Мы донесли им, что если телеаудитория будет обеспечена, потом мы увеличим свою долю в проекте.»

Организация телетрансляции стала камнем преткновения. Большинство опытных зрителей не привыкло платить 19.95 $ за просмотр одной гонки, особенно если у них не было оборудования для просмотра Showtime. Многие люди написали гневные письма, осуждая промоутеров за их решения и CART за потакание им. Бесплатные эфиры CART на ABC и ESPN итак смотрело недостаточно много народу, так что, в конце концов ожидание Ратерфорда собрать на Showtime большую аудиторию было поднято на смех.

«Я был несказанно удивлён такой идеей,» - сказал Кёниг. «Об ограниченной аудитории говорили с самого начала. Я не был уверен в том, что всё было изучено досконально. Зачем людям платить за то, что они могли бы увидеть бесплатно. Это был двойной удар – как для промоутеров, так и для аудиотрии.» Гонки CART обычно имели показатели рейтинга от 1.4 до 1.8, хотя на гонке в Торонто был достигнут уровень в 1.9 – 2.1 (примерно 980000 телеэкранов, 1% всей аудитории США). В то время, как гонки NASCAR Winston Cup обычно имели рейтинг раза в 2 больше, чем CART.

«Никто из нас не мог понять, как это будет работать, учитывая слабые рейтинги CART последние несколько лет,» - заметил автоспортивный журналист и обозреватель Гордон Кирби. «Если это такая замечательная идея, то почему деньги за просмотр регулярных гонок не взымаются?»

Реклама 18+

В получасовом рекламном ролике, который регулярно транслировался на местных кабельных каналах, Ратерфорд заявлял, что «одна из целей – сотворить что-то непохожее на обычные гонки». Действительно, длинное шоу перед гонкой и само состязание с уникальными данными в теории должны были вызвать соблазн у зрителей. Но планируемая церемония, воздушное шоу, конкурс купальников и большой денежный приз , в целом, не смогли приманить аудиторию, тем более, что формат соревнования многим мог показаться чересчур запутанным: планировались две квалификационные серии – одна по «овальной» системе, другая по «дорожной»; победитель должен был определиться по сложной очковой системе. Это отпугнуло многих бывалых болельщиков.

Спонсоры с трансляций регулярных гонок CART понимали, что PPV (Pay-Per-View) не сможет принести им деньги, поскольку показ рекламы был невозможен. Хотя они могли получить прибыль за счёт переименования события в честь спонсора или помещения логотипа в угол телеэкрана. Но спонсоры не решились – возможно, не столько из-за бюджетных проблем, сколько из-за дурной репутации проекта.

В феврале Ратерфорд называл предполагаемую прибыль от самой гонки «одной из причин введения платы за просмотр.» Он добавил: «Люди HSP должны увидеть и сказать, принесёт ли это событие то, что они называют «чтением ленты» - это о тех людях, которые просто будут сидеть дома и смотреть. Наши работники организовали опрос в сотрудничестве с OmniTrak в Гонолулу, а на самом деле было проведено аж 2 работы, ибо опрашивающие просто не поверили результатам первого. Опрошенные подавляющим большинством заявили: «Это как раз то, что мы должны сделать». А денежный фонд в 10 млн $ должен увеличить их интерес.»

Но Showtime, ссылаясь на собственное исследование, показавшее минимальный интерес к гонке среди телезрителей, и большие чем предполагалось издержки производства, разорвал контракт в начале сентября, оставив тем самым SuperPrix без освещения на телевидении. Showtime осенило слишком поздно, хотя когда-то каналу пришлось передать PPV права на трансляции гонок NASCAR в Поконо, Пенсильвания, в 1986-1987. Этот шаг вызвал столько возмущения со стороны болельщиков, что NASCAR больше никогда не решалась на подобное, даже несмотря на популярность. Уже позже TBS попытался усовершенствовать трансляции во время осенней гонки в Северной Каролине в 1998-м. Тогда зритель, заплатив всего 9.95 $, мог стать режиссёром трансляции, самостоятельно выбирая камеры и планы. TBS рассматривал это как эксперимент «безубыточности» предложения, но попыток введения такой трансляции в 1999 году не было.

Реклама 18+

В то время между ABC и ESPN вступили в конфликт из-за трансляций студенческого футбола и оставались в стороне от HSP, и Херд в последний момент подписал контракт со SpeedVision (хотя об этом не объявили). Несмотря на это, аудитория даже по сравнению с ESPN2 была мала, а SpeedVision уделили мало времени на рекламу HSP.

Те, кто в проекте отвечал за рекламу гонки, занимались имитацией бурной деятельности в области создания у местного населения интереса к автоспорту, а ведь большинство населения никогда не присутствовало на гонке CART. Хоть появления шоукаров, рекламные блоки о фильме «Суперспидвей», который показывался в местном кинотеатре сети IMAX, первый из двух выпусков 8-страничных программок с дополнениями рекламодателей, реклама на ТВ и радио и повысили среди населения интерес к гонкам, в то же время HSP оказался слишком зависимым от посещаемости местной аудитории. Ведь крупную часть от планируемых в качестве дохода 79-85 млн $ должны были внести приезжие. В итоге выходил результат в 30 тыс болельщиков из зарубежья вместо предполагавшихся 100 тыс. Реклама вне островов буксовала, ограничиваясь лишь баннерами на интернет-сайтах, объявлениями в тематических журналах и небольшими листовками – далеко от показателей, при которых можно рассчитывать на создание шумихи и ничто по сравнению с тем, что предполагалось раннее. Одной из причин такого бездействия стало нескончаемый поиск титульного спонсора для рекламы.

 

 

«Я ни разу не получал сообщений от организаторов, кроме вопроса о стоимости комнат в отелях, авиабилетов…Ничего особенного. Команды, даже несмотря на то, что времени оставалось всё меньше, не навели почти никаких контактов с организационным комитетом, даже по поводу перевозки команд, автомобилей и экипировки на Гавайи и обратно,» - заявил Кирби.

Билеты продавались со скрипом – даже по хорошим оценкам число проданных билетов едва достигло 14 тыс штук (на 3 дня гоночного уикенда). На день гонки распродали 7 тыс от предполагаемых 50 тыс. Не была толком налажена продажа за пределами островов. Что ж…К примеру, соревнования в Серферс Парадайз собрали 102 тыс в день гонки и 250.8 тыс за весь уикенд.

Реклама 18+

В городе, где в основном увлекались бейсболом, автогонки даже сверхпрофессионального уровня оказалось трудно продать широкой общественности. Кёниг говорит, что «по моим данным, Pro Bowl удалось собрать около 50 тыс. зрителей на стадионе при такой же рекламной кампании, как и у HSP, если не хуже. Я даже не знаю, что теперь предпринимать. Потребуются колоссальные усилия, чтобы заставить народ покупать билеты, а нормально реализованных идей я не замечал.»

Представители HSP рассчитывали на рост продаж ближе к дате гонки, ведь в связи с устоявшейся тенденцией местные жители не закупают билеты заранее. И продажи пошли вверх за несколько недель до отмены гонки. Однако, такая ситуация не удовлетворяла тех, кто приезжал на Гавайи извне. Тех, кому требовалось больше времени для планирования отпусков, маршрутов, бронирования гостиниц и т д.

Дата, выбранная для SuperPrix – 13 ноября – также сработала против организаторов, причём как на местном , так и на международном уровне. Гонка была запланирована на время с 13-00 до 16-00, а футбольный матч университета Гавайев с командой Фресно на 18-00. Сотрудники HSP вели переговоры с UH (Университетом Гавайев) ради организации системы, которая позволила бы обладателям билетов на парковку стадиона Алоха доехать до Калаеола при помощи челнока. Технически это было осуществимо, но многие зрители осознавали, что не смогут позволить себе посетить оба события из-за финансовых проблем. По данным местных спортивных СМИ, UH запланировал матч на эту дату ещё за год до этого. Получалось, HSP создавал конфликт. И никто не мог предположить такой ажиотаж перед матчем. Если бы SuperPrix состоялся в 1998-м, когда Университету Гавайев было нанесено сокрушительное поражение 0-18, люди смогли бы пропустить футбол и вместо этого посетить гонки.

Бой между Эвандером Холифилдом и Ленноксом Льюисом, показанный в режиме PPV в 1999, закончился спорной ничьёй. Бой решили перенести на тот уикенд, когда проходил SuperPrix, однако об это было объявлено только 26 мая, и в итоге HSP оказался в невыгодном положении. Showtime в своё время показал два самых рейтинговых боя (2 боя между Тайсоном и Холифилдом ).По идее, канал должен был знать о конфликте и сделать всё, чтобы предотвратить конфликт.

www.speedcenter.com/features/sc_f1027a_99.html

www.speedcenter.com/features/sc_f1027b_99.html

 

Продолжение следует...