3 мин.

Под ударом

В той культуре профессиональных бойцов ММА, всегда найдется место некоему травмирующему событию, происшествию, «благодаря» которому боец стал «таким». Неадекватно восприимчивым, чувствительным к шевелению каких-то своих собственных тараканов, очень часто неуравновешенным, несчастным человеком. Плохая жизнь бросает его в клетку, в ней он добивается признания/достатка, но мощные скелеты из шкафа неутомимо напоминают ему о тревожном вчера. Тяжелое детство, домашнее насилие, лишения, хулиганство переходящее в преступность.

О вывернутом наизнанку прошлом, смешанным с настоящем, максимально болезненным для всех участником сцен — есть фильм «К бою готов», который российский прокатчик точно переименовал на «Под ударом».

Стоит отметить, что такой разноплановый вид спорта как ММА только учатся снимать, поэтому при скачивании настраивайтесь скорее на драму, чем на спортивный боевик (при том что оператор в первом и последнем бою дважды прыгнул выше головы). Бойцы повторяют движения и приемы, добивания в партере и попытки болевых выглядят нелепо, особенно если вы посмотрели хотя бы пяток настоящих боев смешанных единоборств. Герой Стивена Дорффа (первый «Блейд», сезон «True detective», клип Бритни Спирс «Everytime») при этом молодец будучи, кстати, бойцом второго плана: очень качественно копирует манеру Конора по части стиля вне клетки и (неожиданно!) умело сочетает с повадками Нейта Диаса в октагоне (пощечин я насчитал минимум три). ГГ ленты, его сын, подросток, который играет подростка с проблемами. Если вы смотрели "Что гложет Гилберта Грейпа" то точно узнаете пару моментов.

Вообще ММА-сообщество откликнулось эту картину: комментаторы, рефери, журналисты ведут себя точно как в UFC, даже используют отдельные интонации из реальной жизни, создавая эффект документальности происходящего. Но сильнее всего цепляют те моменты/кадры в которых переживший не один десяток боев Дорфф мрачно оглядывается на последствия своих поступком и, конечно, провожает их горькой ухмылкой. Российскому режиссеру неизвестному на Родине удалось снять загадочную американскую душу так, как любят с ней жить только русские. Герои у Николая Саркисова ошибаются, переживают, пьют горькую, страдают от этого, любят, имитируют лайф в инстаграмме.

Коктейль из русского нуара и американской мечты получился не совсем понятным для зрителя (сборы смешные даже для 2020 года), но важными для восприятия ММА и спорта в целом. Очень просто твердить «никогда не сдавайся», когда ты ни разу в жизни не хватал ударов навстречу, а ноги не гудели от пропущенных лоукиков. Жизнь в клетке может быть честнее чем в офисе, но при этом оставаться примерно такой же несправедливой. Ты можешь жить в лагере, тренироваться/питаться/восстанавливаться на 5/5, но потом планокур из Стоктона выйдет и выбьет из тебя дух в первом же раунде. Жизнь — часто боль, но также и опыт, понимание, и надежда. Надежда на то, что твои дети и те кто останется после тебя будут обжигаться, может быть так же болезненно, но хотя бы о другое молоко. Они поймут тебя и станут чуточку лучше, добрее, умнее.

И для того, чтобы прожить лучше и счастливее им совсем не понадобится при этом быть непременно сильнее тебя. А когда они повзрослеют и покинут тебя, твои собственные тараканы и скелеты станут «старыми добрыми временами» под стаканчик чего-то покрепче. Или под второй. Может быть.