18 мин.

Ролан Гаррос: «Громокипящий кубок»

Я давно выбрала метафору для Парижского Кубка турнира Большого шлема, позаимствовав ее у поэта Тютчева: мне кажется, она лучше всего отражает суть этой самой выстраданной и долгожданной победы Новака Джоковича - двенадцать раз за карьеру серб собирался в свой поход на грунтовые корты Ролан Гаррос, и только в своем четвертом финале он выиграл эту битву. Воистину громокипящий кубок!

alt

Победная пресс-конференция первой ракетки мира, 12-кратного победителя турниров «Большого шлема», действующего обладателя титулов всех четырёх ТБШ, свежеиспечённого чемпиона Roland Garros 29-летнего серба Новака Джоковича (перевод Ольга Линде).

- Искренние поздравления. Можете описать, что происходило у вас в голове при счёте 5:4 на матч-пойнте – после всех этих лет, когда вы пытались выиграть РГ?

- С того момента, как я на этот раз приехал в Париж, в уме у меня происходило многое. Должен сказать, что в этом году я ощущал нечто, абсолютно отличное от предыдущих лет. Другим было всё – отношение ко мне окружающих, болельщиков, организаторов, обслуживающего персонала и секьюрити турнира, с которыми я сталкивался ежедневно, болл-боев, всех людей вокруг, какая-то особенная связь с ними. Конечно, как и все предыдущие года, я надеялся, что этот окажется ТЕМ САМЫМ. Я ощущал поддержку и любовь окружающих, и она-то и позволила мне сейчас сидеть здесь перед вами с компании трофея. Это точно.

alt
alt
alt

Эта колоссальная поддержка сильно ощущалась сегодня и на стадионе. Понимаете, я вышел на корт хорошо подготовленным, я хорошо начал первый гейм, а затем проиграл четыре подряд. Вмешались нервы. Мне понадобилось некоторое количество времени, чтобы нащупать ритм, начать играть так, как я собирался, что и случилось в начале второго сета и длилось практически до счёта 5:2 в четвёртом. Это был безукоризненный теннис.

Я на самом деле чувствовал, что играю в игру высочайшего качества, оказываю серьёзное давление на подачу Энди и стараюсь это давление продлить. Я сегодня выходил на корт, отчётливо осознавая: для того, чтобы взять в руки этот кубок, мне придётся отдать всего себя, и я прекрасно понимал значение этого слова – отдать всего себя. Поэтому, когда я вторично сделал брейк и добрался до счёта 5:2 в четвёртом сете, я начал смеяться.

alt

Не знаю, откуда взялись такие вот эмоции.  Я правда не знаю. Я не ощущал сильного прессинга, честно. И, возможно, я слишком расслабился и повёл себя легкомысленно, поэтому сыграл откровенно провальный гейм. Энди на каждом очке вдохновлял себя на то, чтобы вернуться в игру, сражаться, что и делал. Потому при счёте 5:4, 40:15 было два трудных очка.

Как профессионал ты тренируешь себя, чтобы всегда находиться в моменте, не вылетать, не отвлекаться, быть сосредоточенным на каждом конкретном очке и не думать ни о том, что было до, ни о том, что случится после, потому что ты не можешь на это повлиять. Но мы все люди, и я не мог не чувствовать, не думать о том, что сейчас подошёл к заветной цели так близко, как никогда раньше. Я чувствовал напряжение, волнение, предчувствие, эти эмоции буквально навалились. А потом я просто постарался как следует сосредоточиться на том, чтобы хорошо подать первым мячом и поставить себя в удобную позицию для розыгрыша этих очков, и в последних нескольких обменах ударами у меня это вышло.

Но я совершенно не помню, что происходило на завершающих очках. Было ощущение, что моя душа покинула тело – и я словно бы смотрел со стороны за тем, как моё тело сражалось на этих последних трёх, четырёх обменах ударами, металось справа налево, и просто надеялся, что Энди допустит ошибку, что и произошло.

alt

Да, захватывающий момент. Один из самых прекрасных в моей карьере.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос? (смех в зале)

- Опираясь на то, что вы сказали – что ощущали перемены в этом году, будет ли справедливым счесть, что начались они на прошлогодней церемонии после финала? Помнится, в Лондоне вы говорили, что никогда раньше не испытывали ничего подобного.

- Да, да, конечно. После того финала с Вавринкой я действительно почувствовал что-то очень сильное со стороны французской публики. Именно в тот момент я ощутил нечто, чего никогда раньше не испытывал. Я не оправдал ожиданий. Я не выиграл тот матч. Я проиграл тому, кто был лучше. Но то, что случилось после, признательность и уважение, которые я получил от трибун, овация стоя, которую они мне устроили, - всё это очень глубоко меня тронуло. И я с нетерпением ждал возможности снова сюда вернуться и снова стать частью этого события.

Да, вероятно, вы правы – именно в тот момент я вышел на какой-то иной уровень взаимодействия с публикой.

- Каково это – быть действующим обладателем титулов всех четырёх турниров «Большого шлема»?

- Невероятно лестно сознавать, что последним, кому удавалось это сделать до меня, был Род Лэйвер. Я не способен подобрать слова, чтобы описать, что я чувствую. Это один из самых главных вызовов, какие только могут быть у профессионального теннисиста. Я этим очень горжусь, взволнован. И мне очень сложно сейчас пытаться осознать то, что было до, и представить, что будет после. Я настолько оглушён тем, что завоевал этот трофей, что просто стараюсь насладиться моментом.

Видео поздравление Рода Лэйвера

- Не можете рассказать о том, когда спросили разрешения у Гуги нарисовать сердце на корте? И что он вам ответил? Откуда у вас взялась эта идея?

- Мы несколько дней вместе снимались для рекламы «Пежо». Было весело, было несколько забавных совместных видео. Потом я традиционно проехался с ним в машине – из теннисного клуба домой - с установленной внутри камерой. Мы разговаривали, и я упомянул, что для меня самым памятным моментом Ролан Гаррос был день, когда он рисовал сердце на корте. Это было что-то такое особенное, ни на что не похожее.

alt
alt

И я спросил его разрешения повторить этот жест, если мне повезёт и я выиграю. Он дал мне это разрешение – эту честь. Я ещё не виделся с ним после сегодняшнего матча, но надеюсь поскорее увидеться, чтобы поделиться впечатлениями.

Скупая мужская слеза Гуги

- В вашей карьере был момент, когда вы, образно выражаясь, бились лбом о стену в лице Федерера и Надаля и не знали, сможете ли вы когда-нибудь сквозь неё пробиться. Сейчас вы добились того, чего два ваших самых главных соперника, возможно, даже не имели шанса достичь. Интересно – это для вас что-то значит?

- Ну во-первых, они оба по-прежнему в строю, так что я думаю, будет справедливо сказать, что у обоих по-прежнему остаётся шанс это сделать. И они оба в ходе их карьер были даже не в матче, а в нескольких сетах от того, чтобы осуществить подобное. И, знаете, - я уже миллион раз это говорил, но скажу ещё раз, - эти двое парней, а так же и Энди, соперничество с этими тремя реально и сильно помогло мне стать лучше как игрок и достичь всего, чего я достиг.

Соперничество между нами важно и ценно для тенниса, и так или иначе тебе приходится сравнивать себя с ними и с тем, чего они добились. Надаль и Федерер доминировали, когда мы с Энди вторглись в этот микст. Знаете, поначалу я совсем не был рад тому, что стал частью этой эры в теннисе (смеётся). Но потом осознал, что в жизни ничего не происходит без причины. Что ты оказываешься в той или иной позиции с определённой целью, с целью научиться, вырасти, эволюционировать. К счастью, я довольно быстро понял, что мне нужно расти и становиться сильнее, что нужно принять тот факт, что я соревнуюсь с этими двумя великим чемпионами. Как только я это принял, всё пошло по нарастающей. И сейчас я счастлив и горд тем, что играю с ними в одно время.

alt

- Насколько важным было отыграть брейк-пойнт в первом гейме второго сета? Такое ощущение, что именно этот момент изменил характер матча.

- Да, этот момент был одним из ключевых. Но хочу сказать, что в целом во втором сете, даже в тот момент, когда отыгрывал брейк-пойнт, я чувствовал себя категорически иначе, чем в первом. Я перезапустил свои системы и развернул себя в позитивном направлении. На корте мне стало лучше, комфортнее. Как я уже говорил, до счёта 5:2 в четвёртом сете шёл теннис высокого качества.

- Вы только что сказали очень хорошие слова про Роджера и Рафу, но как по вашим ощущениям – то, что вы сейчас сделали, то, о чём никто не скажет – Рафа и Роджер делали это несколько раз, это ваше уникальное достижение выводит вас из тени этих ребят?

- Честно - не мне об этом судить. Это не моё дело. Да, в том, что касается игры, в том, что касается качеств, которые мне нужно было улучшать, которым нужно было учиться, чтобы извлекать лучшее из моих способностей и пытаться преодолеть брошенный вызов, научиться их побеждать, нарушить их доминирование, я себя с ними в каком-то смысле сравнивал. Но я никогда не сравнивал и не сравниваю себя с ними как с людьми, с личностями. Мы все разные. Каждый из нас по-своему уникален, я глубоко уважаю их обоих – главным образом за то, кто они, какие они, за то, чего достигли в жизни. Кроме того, они на годы опережают меня в том, что касается начала профессиональной карьеры в туре. Они великие чемпионы на корте и вне его, и из-за всего сказанного, из-за того, сколько – и каких – лет они уже провели в туре у них такое количество поклонников, такая поддержка по всему миру. Прекрасно это видеть. Я рад, что соперничаю с ними. Вот и всё. В остальном же стараюсь направлять своё внимание на то, что делаю я, на то, кто я, что приношу в жизнь и в спорт. Так что думаю, каждый из нас привносит что-то своё, разное.

alt
alt

- 25 лет назад Джим Курье выиграл этот турнир, и все говорили, что он очень силён, очень атлетичен, мощен, но у него нет тонкости в касании. Его это страшно раздражало. Вы же в этом невероятны. Каждый раз, когда вы наносите укороченный удар, совершаете какие-то фантастические вещи одним касанием. Несколько лет назад ничего подобного от вас никто не ждал. Дают ли такие вот очки вам какое-то особенное удовлетворение? Заводят вас? Это же важные очки.

- Некоторые важные очки я выиграл дроп-шотами, но, думаю, в процентном отношении я ими больше потерял, чем приобрёл. Играя укороченными, я сам себя ставил в каверзные ситуации, возможно, стоило выбрать иные варианты ударов.

Насчёт касаний. В Сербии мы много играли в мини-теннис, много разных игр в квадрате подачи, и, думаю, это помогло. И в ходе моей карьеры, в ходе своих привычных тренировок, во время подготовки я всегда старался это сберечь, старался и стараюсь играть в мини-теннис с другими игроками, с теми, с кем вместе тренируюсь. Нам надо в это играть. Это здорово. И помогает, особенно на грунте.

- Это было так трудно – пересечь финишную черту, после двух недель, после стольких лет, после всей вашей карьеры… Расскажите о том моменте, когда вы словно бы ощутили себя вне тела. Можете это описать?

- Несколько раз в моей карьере я на самом деле ощущал, что моё тело действует на автопилоте. Из-за тех чувств, что меня переполняли. Всё ведь начинается внутри. То, как вы воспринимаете происходящее в жизни, что, что с вами случается. Конечно, на корте я осознавал важность момента. И мы ведь уже играли три часа, и за спиной уже долгий сезон. Мы оба были измучены. И эти последние очки – именно тот момент, когда ты врубаешь режим автопилота.

alt
alt

Такое было со мной, только чуть дольше, чем сейчас, в финале АО-2012 против Надаля, где мы играли почти шесть часов. Такое бывает, когда у тебя уже не остаётся почти никаких чувств, а вы играете долгое ралли.

Как я уже сказал, между 5:2 и 5:4 у меня в душе и в голове произошло многое. Я был переполнен счастьем – подаю на матч, сделал двойной брейк, смеялся над ситуацией. Был переполнен позитивными ощущениями и чувствами. И в результате сам себя поставил в прямо противоположное положение – начал нервничать, думая, смогу или нет завершить матч, напрягся. Но, наверное, ради того, чтобы выиграть этот трофей, мне нужно было пройти и через это. Чтобы достичь чего-то большого в жизни, нужно заставить себя выйти за рамки лимита и действительно, на деле выдать всё, абсолютно всё, что можешь, в данный конкретный день. И ты должен быть к такому готов, потому что если это приходит, то приходит тяжело и сложно.

- Вы уже упоминали Рода Лэйвера и то, что он сделал в 1969 году. Мысль о календарном шлеме когда-нибудь вас посещала – как реальная цель или как мечта? Сейчас, когда вы на полпути к этому, а ведь это такая редкость – победа в двух подряд первых ТБШ сезона, считаете ли вы подобное достижимым, чем-то, к чему вы стремитесь?

- Не хочу показаться самонадеянным, но я действительно думаю, что в жизни всё достижимо. Победа на Roland Garros дала мне огромное счастье и ощущение полноты. Я стараюсь удержать это, насладиться, ценить такие моменты. Смогу ли я или нет собрать календарный шлем, - это всего лишь возможность. О которой сейчас я даже не думаю. Сейчас я просто наслаждаюсь победой в турнире, которого никогда раньше не выигрывал.

Краткий обзор финала, чемпионатшип пойнт, награждение

alt

 

alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt

 

alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt

 

alt
alt

Поздравляем Новака Джоковича и всех-всех-всех, кто в него верил до последнего, с этой громокипящей победой - Ролан Гаррос покорён!!! Живели!

 

alt

В посте использованы фотоматериалы агентств Getty, AFP, EFE.

Перевод ПК Ольга Линде

alt