11 мин.

Конфиденциальный корт (часть 2)

В этой части выпуска взгляд журналиста Нила Хармана на теннисные турниры в Индиан-Уэллсе и Майами. Перевод VladiB885.

 

Индиан-Уэллс

В середине 2000-х турнир в Индиан-Уэллсе был на грани банкротства. Когда умер один из директоров, сопредседатель IMG, между 32-мя инвесторами развернулась нешуточная борьба за покупку турнира. Среди претендентов были такие тяжеловесы, как турнир в Дохе и Шанхае. Но американцы обратились за помощью к миллиардеру Ларри Эллисону (владельцу корпорации Oracle) – на тот момент третьему по богатству человеку в США.

Самый быстро богатеющий миллиардер в Америке

 

Это было непростое время, когда накатывал экономический кризис, и инвесторы ухватились, предлагая удвоить свои вложения. Но Эллисон сказал Дохе и прочим: «Я не отпущу турнир из Калифорнии». (Прим. Эллисон со студенческой скамьи был заядлым теннисным болельщиком и всегда мечтал быть в гуще теннисной жизни). Ларри спросил, сколько нужно заплатить денег (100 млн. долларов), выписал чек, и турнир остался на том же месте.

 

 

А местность там довольно интересная (юг Калифорнии между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, немного в горы на восток) – одних только гольфовых полей – штук сто. Сюда часто съезжаются теннисные функционеры и за клюшкой для гольфа решают свои секретные дела. Однажды туда допустили Джастина Гимельстоба, и он тут же начал сливать информацию в твиттер.

Долгое время турнир не приносил никакой прибыли, но когда она появилась, орги стали спрашивать Ларри, в какой банк  лучше вложить деньги. На что тот ответил: «Мне с турнира прибыль не нужна, вкладывайте в его дальнейшее развитие».

И вложено было действительно очень много: строили инфраструктуру, покупали землю у города для парковок, на всех кортах была впервые установлена система Хок ай. Благодаря созданным шикарным условиям на турнир в Индиан-Уэллс съезжается весь цвет мирового тенниса.

Эллисон даже сделал здесь самый представительный турнир парных игроков, объединив его с ветеранским. Стадион, где проводится соревнование, является вторым по величине в мире.

Ларри сам рафафан и по возможности всегда играет с Рафой. Так, в 2012 году Надаль вместе с командой жил в его владениях. У Эллисона постоянный теннисный инструктор для занятий. Но вот, - сетует миллиардер, - отскок у Рафы даже на тренировке абсолютно не предсказуемый.

 

В общем, по организации этот турнир - просто супер, кто-то даже предложил там проводить ЮСО раз в пять лет.

 

Эллисон всегда восхищался теннисистами как абсолютно совершенными людьми, иначе не стал бы тратить свое время и деньги на все это.

Однажды Нил Харман добился у Эллисона аудиенции (очень долго ждал в очереди) и остался от него в совершенном восторге, отметив, что не видел, чтобы кто-то еще настолько серьезно относился к своему бизнесу.

Рафаэль Надаль, победитель в ИУ в 2013 году, вручает Нилу Харману награду за вклад в развитие спортивной журналистики.

 

Надаль о Ниле Хармане: "За многие годы в туре мне довелось хорошо познакомиться с Нилом, и мне очень нравится как человек, но самое главное - это то, что он невероятно информированный журналист и его все уважают за это".

Харман рассказывает, как Новака как-то спросили на этом турнире: чем сербы отличаются от черногорцев. Новак шутливо ответил, что, дескать, мы сербы – трудяги, а они – умнее нас оказались, потому что, отколовшись от Сербии, отхватили себе часть побережья и теперь спокойно процветают.

 

 

Майами

В 2012 году в Индиан-Уэллсе Новак проиграл Джону Иснеру в пф, Рафа - Федереру. И Роджер взял кубок.

Перед турниром много игроков заразились вирусом, и многие выбыли уже на старте. Практически оттуда сразу же все улетают в Майами. Автор описывает поездку обратно в Лос Анджелес, сдает машину, ночует в гостинице, а потом выстаивает длиннющую очередь в аэропорте. А прилетев в Майами, встречает Вику Азаренку, и та говорит, что у нее в частном самолете было полно свободных мест и могли бы взять его с собой.

Турнир в Майами создал ветеран тенниса Бутч Буххольц (Earl "Butch" Buchholz). Причем построил стадион на острове на месте бывшей помойки в 1987. Буххольц был в восьмерке игроков до начала открытой эры в 60ые - World Championship Tennis.

А потом стал директором АТП и сумел договориться с профсоюзом игроков расчистить 2 недели на турнир во Флориде.

Первый важный спонсор - компания чая Липтон, теперь Сони Эриксон. Все говорят, насколько сложно было это сделать, и ему удалось убедить многих - тогда люди просто не верили в успех и думали, что он просто сумасшедший. Теперь же два Мастерса IW - Maiami идут в одной связке и занимают целый месяц в сезоне, что в плане календаря для игроков - настоящее проклятие (неудобство), особенно для игроков, кто играет квал или проигрывает в первых раундах. Турниры длятся 10 дней и, проиграв рано, надо думать куда ехать, заработать или потренироваться недорого. Единственный турнир в это время для неудачников - челленджер в техасском Далласе. 

В тоже время важно продать турнир крупной ТВ сети, вещающей бесплатно CBS, NBC, ABC. Без этого сложно собрать спонсоров и заработать. Тем более в это же время идет финальная стадия университетского баскетбольного турнира, необычайно популярного в США.

"Ребята теннисисты жалуются, что должны "тащить" женский турнир, отдавая тренировочные корты и т.д. Но в плане бизнеса - гораздо выгоднее иметь совместный турнир, - говорит Бутч, - многие этого не понимают.

Зрители идут смотреть на лучшее в теннисе, это большое и серьезное  мероприятие. Я всегда смотрю на это как на свадьбу с 300 тысячами приглашенных гостей и нельзя никому отказывать или кого-то ущемлять."

С начала создания этот турнир неофициально считался пятым грэнд слэмом, и мужчины играли матчи в формате best of five.  Также была полная сетка из 128 игроков. Бутч Буххольц приглашал директоров грэнд слэмов и часто размещал их у себя дома. С развитием турнира IW, Майами начал постепенно сдавать позиции. Но во Флориде свои особенности и много того, чего нет в Калифорнийской пустыне, включая сестер Уильямс, которые живут неподалеку в Палм Бич. 

 

Во время первой недели турнира в Майами проходило заседание профсоюза игроков из 60 человек. После 2-х часового разговора и речи Федерера в дебаты вступил Сергей Стаховский - он как никто из проф. теннисистов прекрасно оперирует цифрами и может очень четко и ясно выражать свои мысли.

Он тут же ввязался в горячий спор с одним из менеджеров АТП, чья основная обязанность состоит в том, чтобы создавать наилучшие условия игрокам на турнирах. Но глядя издалека, было понятно, что оба спорящих недовольны результатами этой дискуссии. В завершение всего этого Рафа сложил свои полномочия как один из вице-президентов совета игроков, заявив, что просто устал от всей этой политики. Он сказал, что привык выкладываться на все сто, чтобы он не делал, даже играя в гольф.

"Я слишком много энергии трачу на эту общественную работу, и мы кое-чего добились, но считаю, что этого не достаточно, поэтому отказываюсь от этой должности. Наверняка есть другие игроки, которые смогут делать это лучше меня".

После этого важного заседания не было никакой ПК, - пишет Нил Харман. - И мне пришлось уже в личных беседах выяснять детали. 

В коридоре догнал Роджера и Новака, они оба сказали, что с огромным уважением относятся к ТБШ и желают им развиваться с каждым годом, но компенсации игрокам должны быть более достойными, чем сейчас.  

В то же время девочки теннисистки обычно не ввязываются во все эти дебаты об оплате и тихо сидят, прекрасно зная, что если мужчины добьются повышения призовых, то они получат точно такую же компенсацию. Довольно-таки удобная позиция, не надо поднимать голос - пусть другие воюют, а мы получим такие же призовые. 

В мужском финале Майами 2012 года встретились Новак и Энди. Последний был более свеж, его соперники Районич и Рафа снялись с турнира. Но и Джокович не проиграл ни одного сета всю неделю и выдал один из лучших своих первых сетов в полуфинальном матче с Хуаном Монако, за которого болел стадион, заполненный аргентинцами и распевавшими его имя. 

"Это придало мне сил и уверенности - сказал Монако, - особенно во втором сете. Но мой соперник играл как настоящий #1 и был слишком хорош".

 

Джокович также хорошо сыграл и в финале. В начале матча Мюррей раздарил много розыгрышей и потом потребовалось немало усилий, чтобы как-то вернуться в матч. Со стороны он выглядел немного вялым, но после матча сказал, что это было совершенно не правильное впечатление.

Энди и Нил Харман на утренней пробежке по побережью Майами

 

И он был прав, показав достойную игру с первым номером рейтинга. Джокович защитил свой титул со счетом 6:1, 7:6, и Бутч Буххольц был в полном восторге.

 

Но еще больше его волновало состояние колен Надаля, и как долго они еще смогут послужить при таких нагрузках. Бутч сказал: " Мой врач -  мистер Хернандос, который занимается моими коленями и локтями, также консультирует сборную Испании по футболу. Он знает другого врача этой команды, который знает Рафу и говорит, что тендинит очень трудно вылечить. Похоже, Рафа находится в последней четверти своей карьеры".

Нил Харман

 

Продолжение следует.

Перевод VladiB885

 Часть первая

Фото: The Times, Getty, AFP, AL DIAZ PHOTO, ANP.