3 мин.

Научно о женщинах в автоспорте

Как показывает анализ научных статей, существующие исследования в области автоспорта для женщин в основном сосредоточены на спортивном менеджменте, коммерческой динамике и представлении в СМИ (Dingle, 2009; Huebner, Martinez, Cao&Cho, Lefebvre&Roult, 2013).

Плюгфельдер (2009) призывал к более критической психосоциальной спортивной науке по этой теме, изучению того, как спортсменки справляются с гонками, воспроизводят и сопротивляются гендерному порядку.

Исследование Джилл Кочанек и др. («More than “just a driver”: A study of professional women racecar drivers’ agency in motorsport», 2020) интересны в первую очередь тем, что охватывают направление CSP (культурной спортивной психологии), где интерсекциональность, т.е. угнетение по какому-то либо идентификационному признаку рассматривается с позиции того, как ценности, предубеждения и идентичность исследователей влияет на участников.

В исследовании приняли участие 8 женщин, профессиональных гонщиц, и учитывался индивидуальный опыт каждой из них.

Исследовались – начало карьеры в автоспорте, влияние семьи и отца на вхождение в спорт;

Маргинализирующие убеждения (поведение и институциональные барьеры);

Обсуждение гендерных вопросов и их эффектов;

Продвижение в автоспорте.

 Все спортсменки происходили из семьи, причастной к автогонкам – в спорт привел отец, реже – мать, которые сами занимались автоспортом. Гонщицы отмечали, что вождение помогло им сблизиться с отцом. То есть, у женщин есть свобода входа в спорт, в котором власть и авторитет принадлежит мужчинам, и чаще их подталкивает к нему именно мужчина.

 Какие трудности отмечают исследуемые спортсменки?

-- сексизм – недооценка и непринятие всерьез как соперника («мужчины недооценивают и даже помогают, пока их не объедешь»)

-- гендерные стереотипы о физической неполноценности женщин;

-- чем юнее спортсменка, тем сложнее ей привлечь спонсоров, роль играет неподходящая целевая аудитория и отсутствие типично «женской» рекламы;

-- их судят по внешнему виду – сексуализация и стереотип, что атлетизм и женственность несовместимы;

-- в сравнении с мужчинами, бОльшая критика к неуспехам женщин на трассе и их скорости, повышенное внимание и концентрация на их ошибках;

-- утверждение, что женщинам легче найти спонсоров по причине их пола – успехи и конкурентность игнорируются;

-- по поведению и выступлениям одной женщины судят по группе – по всем женщинам ы целом;

-- снова стереотип «соперничество и агрессивность – только мужское»;

-- женщины не афишируют свою половую принадлежность – например, не красят машину в розовый, чтобы избежать негативных последствий.

-- индустрия создает враждебность и конкуренцию между женщинами (за внимание спонсоров в том числе).

Противоречивые качества.

Некоторые пилотессы воспринимают гонки как закалку характера и повышение устойчивости, но также отмечали влияние автоспорта на свое развитие как женщины и нарушение гендерной идентичности.

Понятие альтернативной женственности – принятие себя, возможность иметь свободу не соответствовать шаблонам о гендерных стереотипах. Но тем не менее такие спортсменки стремятся к мужской модели поведения, как к сильной и выгодной позиции.

Какие способы справляться выделили гонщицы?

 – переключение роли – «ментальный переключатель», принять позицию «просто водителя» без гендера, чтобы компенсировать предубеждения внутри себя;

- проявлять женственность вне гонок;

 - строить баланс коммуникации с мужчинами-автоспортсменами: не враждовать, но и не поощрять гендерные стереотипы;

- женщины охотнее работают над ментальными навыками и психологической устойчивостью, развивают навык управления эмоциями;

- поиск индивидуального баланса между силой и слабостью;

- не конкурировать, а помогать друг другу: поддержка и популяризация женского автоспорта – это взаимовыгодная позиция для всех участниц такого сообщества.

 

Чем больше женщин-спортсменок появляется в гонках, тем больше возможностей формировать новую структуру автоспорта, создать новые паттерны поведения, иметь свободу использовать традиционно женские проявления себя, не вступая в конфронтацию с мужчинами, а соревнуясь на равных правах, тем не менее признавая свое различие и успешно отмечая свои преимущества.

 

Еще больше статей в телеграм канале проекта Mental Racing “Психология автоспорта”