В чем отличие профессионального пилота от водителя?
Важной составляющей успеха в автоспорте является уровень развития когнитивных функций. От соревнующихся спортсменов требуется принятие сложных мыслительных суждений в условиях экстремального дефицита времени при движении на очень высоких скоростях в непростых физиологических условиях.
💻Изучать способности спортсменов важно в том числе, чтобы помогать на пути к высоким результатам, понимать, за счет каких качеств, действий или состояний можно показать еще более крутой уровень.
✔️Один из вариантов исследования – сравнить, чем отличается профессиональный спортсмен от новичка, пилот -- от простого водителя.
1. Бернарди и др. (2013, 2014) с помощью МРТ изучили групповые различия в анатомии и активности мозга, зависящей от задачи, между опытными гонщиками и обычными водителями. Они обнаружили тесные связи между областями, связанными с задачами в двигательных реакциях и зрительно-моторных задачах у гонщиков Формулы-1 и интерпретировали результат с точки зрения более высокой «нейронной эффективности».
Гонщики показали значительную синхронную активацию в префронтальной коре, мозжечке, хвостатом ядре, задней теменной и передней части поясной извилины и ретроспленальной коре. Анализ морфометрии показал более высокую плотность серого вещества в ряде областей, включая таламус, базальные ганглии, нижнюю лобную и прецентральную кору, а также ретросплениальную область.
Lappi O. The racer’s brain–how domain expertise is reflected in the neural substrates of driving //Frontiers in human neuroscience. – 2015.
2. Ван Леувен и др. (2017) сделали исследование отслеживание взгляда для записи визуального поведения гонщика на симуляторе с фиксированной базой, включив в него как экспертов, так и новичков. Основные выводы этой работы заключались в том, что гонщики визуально «предвидят» предстоящие повороты. Факт, не вызывающий сомнений, состоит в том, что гоночную трассу просто невозможно преодолеть на высокой скорости только на основе визуального вида поворотов. На профессиональном уровне детальное знание гонщиками трассы и глубокое понимание техники прохождения поворотов могут привести в действие множество когнитивных операций, которые не встречаются в повседневной жизни рядовых водителей.
Van Leeuwen P. M. et al. Differences between racing and non-racing drivers: A simulator study using eye-tracking //PLoS one. – 2017.
3. Эмоциональный интеллект выше у гонщиков в сравнении со средним по популяции по критериям самоуважения, гибкости и самоактуализации.
Результат показывает, что водители гоночных автомобилей имеют гораздо более высокую самооценку, чем нормальная популяция. Они более самореализованы и довольны собой и положительно относятся к жизни в целом.
Автоспортсмены гораздо более гибки. Это указывает на эффективную способность приспосабливать эмоции, мысли и поведение к меняющимся ситуациям и условиям. В целом кажется, что водителям довольно легко учиться чему-то новому, они не слишком зацикливаются на рутине и остаются открытыми для различных мнений и способов мышления.
Для пилотов самореализация гораздо важнее, чем для обычной популяции. Оценка указывает на то, что по сравнению с обычной популяцией водители более мотивированы, более успешны и стремятся улучшить свои результаты.
Falch, Christof (2013): The role of Emotional Intelligence for success in motorsports, Journal of Applied Leadership and Management
👆Приведенные выше исследования важны, так как показывают, насколько в реальности отличается мозг, мышление, восприятие гонщика от мозга рядового водителя, а значит, необходима особенная психологическая подготовка пилотов и тренировка ментальных навыков. Но ученые-теоретики в своих статьях не дают рекомендаций, как развить в себе тот или иной навык, этим занимаются практики: тренера, спортивные психологи.
🧐 Мы обязательно поговорим об этом в наших следующих публикациях.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson