5 мин.

Все правильно

Пожалуй, никто из чемпионов мира последних лет не шел к своему титулу так долго, как Дженсон Баттон. В январе следующего года нынешнему обладателю формулической короны исполнится 30 – за минувшие 15 сезонов лишь еще один англичанин Деймон Хилл и финн Мика Хаккинен становились сильнейшими пилотами планеты в более зрелом возрасте. Но ни тому, ни другому не потребовалось проводить для этого столько Гран-при, сколько провел Баттон. 168 гонок (Дженс принимал участие в 170 этапах, но в двух из них не вышел на старт) – данная солидная цифра на самом деле не очень коррелируется с относительно молодым фронтменом Brawn. Но вот с званием чемпиона мира, как выяснилось в прошедшее воскресенье, она сочетается вполне. Путь британца к бразильскому триумфу был долог и в том случае, если мы выберем для анализа сезон-2009 как таковой. В конце 90-х и начале этого десятилетия все понемногу привыкли, что далеко вырывающийся вперед к середине чемпионата пилот становится недосягаемым для ближайших преследователей уже к сентябрю. Ну, или даже летом – достаточно вспомнить нескончаемую серию викторий Найджела Мэнселла в 1992-м, а также победные марши Михаэля Шумахера в 2001-м, 2002-м и 2004-м. Дженсон же не сумел поддержать эту традицию. Фактически узурпировав высшую ступеньку пьедестала весной, он, казалось, обязан был завоевывать титул этапа эдак за четыре до закрытия сезона. Но обязан – понятие относительное и в обычной жизни, а в «Формуле-1» и подавно. Теперь, когда Баттон оформил-таки в собственность чемпионское звание, неизбежно пойдут разговоры о том, что король он ненастоящий. А кто-то особенно язвительный и вовсе назовет пересидевшего в молодых талантах британца везунчиком. Вместе с тем, на мой взгляд, невыразительные (по большей части) выступления Дженсона во второй части еще не завершившегося чемпионата абсолютно не дискредитируют его триумф. Скорее, они отвечают на другой, отнюдь не праздный, кстати, вопрос: почему пилот, обладающий филигранной техникой и умением ездить совершенно безошибочно в самых сложных условиях, до этого сезона выигрывал столь редко и нерегулярно? Вопрос тем паче не праздный, что о масштабе дарования британца известно очень давно. В 2004-м, к примеру, пользователи интернета прочили именно его в наследники Михаэля Шумахера – в обход уже успевших проявить себя к тому моменту на высочайшем уровне Кими Райкконена и Фернандо Алонсо. Однако затем карьера Баттона пошла исключительно вниз. Не в последнюю очередь из-за обрушившегося на него невезения, но еще и потому, что уж слишком манерный Дженс пилот. И выдающийся стиль – тоже в известной мере его слабость. Оказываясь в непривычных условиях и вынужденный искать иные козыри, он очень редко их находит. Взять хотя бы этот сезон. Очевидно, что лидеру Brawn гораздо проще продемонстрировать свои способности на раскаленном до предела асфальте. Стоит же погодным условиям измениться в невыгодную для него сторону – и Дженсон уже не тот. Он, конечно, будет бороться, но… В общем, назвать его универсальным и гибким гонщиком очень трудно. Разумеется, эти размышления актуальны только тогда, когда мы сравниваем умения Баттона с умениями лучших пилотов, причем не обязательно его современников. И уж точно вопрос не должен ставиться так: заслуженно ли стал чемпионом премьер конюшни Росса Брауна? Естественно, да. Рубенс Баррикелло, Себастьян Феттель и Дженс – у всех у них в этом году были ошибки и провалы, на всех них обрушивались невзгоды и разочарования. А вот мгновений радости и восторга у британца в 2009-м было несравнимо больше. Так что все правильно. В этой связи мне кажется особенно символичным (хотя свое мнение я никому не собираюсь навязывать, просто им делюсь), что приехавшему в Сан-Паоло с огромным преимуществом над оппонентами Баттону по ходу гонки пришлось совершить чудо. Пусть из разряда тех, что при желании всегда можно объяснить логически. Субботняя фантасмагорическая квалификация отбросила Дженсона на 14-ю позицию, стартовать с которой в равной степени дискомфортно и невыгодно. И это при поуле, добытым Баррикелло уже после того, как на секундомере остались сплошные нули. Но сама гонка в исполнении англичанина расставила все по своим местам. На выходе из первого поворота он был 15-м, затем вследствие многочисленных аварий переместился на 9-ю позицию, находясь на которой и провел рестарт. Блестящая атака на Романа Грожана (часто ли за предыдущие 19 Гран-при на Интерлагосе вы видели, чтобы обгон происходил непосредственно на апексе Subida do Lago?), капитулировавший в Curva do Sol Кадзуки Накадзима – и Баттон уже не 9-й, но 7-й. Потом была долгая, проходившая с переменным успехом борьба с дебютантом Toyota и «Ф-1» в целом Камуи Кобаяси. Юный японец явил себя храбрым малым, и для того, чтобы обогнать неофита, Дженсу потребовалась вся его отвага. Он максимально широко вышел из Subida do Boxes и нырнул на внутреннюю траекторию, едва началась стартовая прямая, которая, справедливости ради, в Бразилии более походит на параболу. Кобаяси в ту секунду действовал сугубо хрестоматийно. Он сместился к центру трассы, пробуя выдавить визави вглубь – и, будем откровенны, в этом преуспел. Но Баттон все равно вышел вперед, затормозив максимально поздно – точно так же, как и Михаэль Шумахер, в 2006-м здесь же просочившийся мимо еще не ушедшего из McLaren Райкконена. С учетом проблем, одолевших Баррикелло, гонка уже была сделана. На последних же кругах и вовсе сложилась ситуация, от которой публика за прошедшие беспокойные годы порядком отвыкла. Ехавший пятым Дженс мог даже не заканчивать Гран-при – останови он машину в укромном уголке автодрома, сбрось перчатки, шлем на пару с балаклавой и отправься праздновать, ничего бы не изменилось. Разве что отставание того же Феттеля в личном зачете стало бы чуть-чуть меньше. Несмотря на это, Баттон все же не стал давать волю эмоциям и покорно добрался до 71-го круга, на финише которого его поджидали ликующие механики Brawn и пустивший скупую мужскую слезу Росс. На круге же возвращения мы смогли по достоинству оценить вокальные данные новоиспеченного чемпиона. Дженс пел We Are The Champions – песню, которую Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и иже с ними сложили будто бы про его судьбу. I′ve taken my bows And my curtain calls You brought me fame and fortune And everything that goes with it I thank you all But it′s been no bed of roses No pleasure cruise I consider it a challenge before The whole human race And I ain′t gonna lose Эти слова, эти строки, вероятно, являются лучшим эпиграфом к карьере Баттона в целом – даром, что британец второй из суммарных пяти куплетов не декламировал совсем. Но в сезоне 2009 мы все равно запомним его именно таким: чемпионом, прошедшим на пути к вершине долгий путь, на котором он мог не единожды споткнуться. И от этого титул, завоеванный Дженсоном на Интерлагосе, становится только ценнее.

http://www.liveinternet.ru/users/daniel_s/blog#post112547078