9 мин.

Энтони Рэндольф: «Признаю ошибки, но все еще верю в свое будущее»

– Ох, и жарко у вас тут, очень напоминает мне Техас, честное слово. Кто бы мог подумать, – кондиционер в «Пассате» Энтони Рэндольфа работает на полную мощность, и игроку приходится постоянно повышать свой от природы очень тихий голос. – Не то, чтобы Краснодар очень похож на американские города, но что-то общее с южными штатами есть. Но вот погода… погода как дома.

В следующий момент Рэндольф выберет неправильный поворот, наша дорога к арене из-за этого несколько затянется, но прогресс по сравнению с первыми днями в Краснодаре на лицо – он уже готов перемещаться на машине самостоятельно, понимает значение кириллической надписи «ЦЕНТР» на дорожных знаках и в целом смотрит на жизнь бодрее. Двумя днями ранее в свой первый визит в «Баскет-Холл», контуженный перелетом и инопланетной культурной средой, Энтони едва разговаривал, но на утомительное интервью с видеокамерой и перемещениями по городу согласился на удивление охотно. И это был первый повод для оптимизма в виду, пожалуй, главного опасения – как пройдет его социальная и культурная адаптация. Опасение это неизбежно возникает, когда в Европу перебирается игрок с таким багажом внимания в НБА, как Энтони Рэндольф.

***

 

Рэндольф был, наверное, одним из самых интригующих «больших» на драфте НБА 2008, когда «Голден Стейт» выбрал его под 14 номером. В свои 19 он стал самым молодым игроком лиги сезона 2008-09, и ни один матч «Уорриорз» не обходился без комментария о том, какой огромный талант заключен в этом 211-сантиметровом теле, и как важно тренеру Дону Нельсону его правильно раскрыть.

Шел сезон, Энтони играл не очень много, но о таланте напоминал исправно. Например, вот так с помощью Яо Мина:

 

 

Или вот такой игрой с «Сан-Антонио», когда он показал Поповичу свои 24 очка, 12 подборов и 4 перехвата:

Стоящий на пороге двукратного чемпионства Ламар Одом скажет, что при должном отношении к делу парню место в Зале славы.

Но заслуженный Дон Нельсон, по-прежнему, не будет доверять Энтони. Об этом никто не говорил прямо, но многие «инсайдерские» репортажи доносили о конфликте между тренером и игроком, о незрелом поведении Рэндольфа, об отсутствии усердия на тренировках. Его называли вторым Гарнеттом, но это никак не отменяло того факта, что ему всего 19 лет. Впрочем, когда «Голден Стэйт» замучили травмы и бремя неудачного сезона, Рэндольф свое время все-таки получил, и в разговор вмешались бесстрастные цифры статистики. В апреле Энтони играл много, и в среднем набирал 13,8 очка и 10,2 подбора.

За этим последовало лето усердной работы, увенчавшееся доминированием в Летней лиге НБА и вызовом в тренировочный лагерь сборной США. Но, с началом сезона 2009-10, все надежды снова успокоила скамейка. Второй сезон станет хорошим обобщением заокеанской карьеры Рэндольфа – он провел в нем почти вдвое меньше игр, чем в первом (33 против 63), но когда играл, показывал лучшие цифры в жизни – 11,7 очка, 6,5 подбора, 1,5 блок-шота за 22,7 минуты на паркете. Так будет все оставшиеся 4 года – он проведет на площадке более 20 минут всего 65 раз, но в таких играх будет набирать по 14,6 очка, 8,1 подбора и 1,8 блок-шота.

Волей Дона Нельсона или нет, но постоянные слухи об обмене в итоге материализовались. Рэндольфа включили в предложение за Дэвида Ли и отправили в «Нью-Йорк Никс», где он провел полсезона и тут же стал разменной монетой в мега-сделке, приведшей в Нью-Йорк Кармело Энтони. Из всех своих переходов именно этот кажется ему до сих пор самым неприятным:

– Они просто отправили полкоманды за одного игрока. В обмене участвовало много сильных парней, и я думаю, что если бы мы с Мозговым, Галлинари, Чендлером и другими остались в «Никс», команда могла бы развиваться и многого добиться. Мне кажется, что Кармело надо пойти по пути Леброна и присоединиться к двум другим звездам. Одному ему будет слишком тяжело. Кстати, зря он не перешел в «Чикаго» этим летом – у них были бы максимальные шансы на чемпионство даже с Роузом, готовым всего на 30%.

Тут надо на секунду перестать быть фанатом НБА, которого приучили, что такие обмены обычное дело и «это бизнес», и представить себя молодым парнем, который пытается встать на ноги в деле своей жизни. Немного эмпатии и воображения – вообразите похожую ситуацию со своей работой, причем дважды – и вы поймете, как эти обмены могли повлиять на игрока, от которого все, и он сам, ждали не просто ролевого успеха.

Вспышки чистейшей гениальности были и в «Миннесоте», а потом и в «Денвере». Но Лига уже как будто махнула рукой. И понятно, что продолжать тянуть такую лямку можно было еще много лет – тому в НБА масса примеров – однако Рэндольф согласился на предложение «Локомотива-Кубань»:

– Найдутся люди, которые скажут, что я приехал сюда из-за денег. Но меня их мнение не интересует. Я приехал учиться. Учиться у тренера, которого я знаю, как великого игрока в прошлом и отличного специалиста. Учиться у партнеров по команде и становиться лучше – это моя цель.

***

Рэндольф ставит заслон Григорьеву, катится к кольцу, получает мяч и, не замечая чуть запоздавшего с ротацией Каныгина, громит кольцо данком со всей силой и амплитудой своих неизмеримо длинных рук.

– Я пока еще совсем не в форме, не чувствую под собой ног, – расскажет он после тренировки об этом эпизоде. – Но вот что я уже успел заметить: в НБА тот, кто тебя опекает, будет прыгать вместе с тобой, чтобы постараться в воздухе как-то твой бросок накрыть. А тут парни стараются занять позицию, поднять руки и создать препятствие у тебя на пути. Ну, и мне кажется, что я буду их перелетать так…

Рэндольфу еще только предстоит оценить все особенности режима «две тренировки в день». Пока что он при любой возможности яростно вколачивает мяч в кольцо и силы не экономит. Впрочем, и прогресс не заставляет себя ждать.

– На самой первой тренировке он с дистанции не попадал, – рассказал Сергей Базаревич. – Но он, в общем, и не спал несколько дней нормально. Сегодня уже полетело – это приятно. Адаптация займет какое-то время, но он соображает.

– Меня часто спрашивают, как я собираюсь адаптироваться к европейскому баскетболу, – продолжает Энтони. – Во-первых, если под европейским баскетболом понимать постоянное движение мяча и ориентированность на командные взаимодействия, то он мне нравится. Мне нравится, как играет «Сан-Антонио». В НБА так больше не играет никто и, посмотрите, кто чемпион. Во-вторых, я хочу быть командным игроком. Если вся команда играет в определенном стиле, я же не могу играть в каком-то там отдельном своем. Я рад, что здесь есть игроки, которых я помню по выступлениям за колледж, по играм AAU. С Ричардом мы вместе начинали в «Голден Стэйт». Они мне помогают, как и российские игроки, но это даже необязательно, хотя большое им спасибо. Баскетбол универсален, он объединяет нас и помогает понять друг друга, так что никакой адаптации я не боюсь.

Следующий пункт по расписанию нашей съемки – поездка по городу с визитом на открытые баскетбольные площадки кампуса Аграрного университета. Чтобы замотивировать героя, мы пообещали ему в конце пути борщ, который его очень интересовал.

– Я, вообще, не очень хорош в этом, – вздыхает Рэндольф, пока оператор цепляет ему микрофон-петличку. – Всегда старался избегать лишнего внимания. У меня даже из соцсетей только Instagram. Но ОК, поехали, работаем, я буду стараться.

IMG_6736.jpg

Когда через 20 минут он мило беседовал и поддерживал безудержное фотографирование со стритболистами и их подругами, никто бы не сказал, что это дается ему как-то непросто. Гены медийного профессионализма у американских игроков так сильны, что разобрать, когда его реакция искренняя, а когда по-рабочему приветливая, бывает сложно. Но по дороге в ресторан он удивил:

– У вас тут хорошие школы?

– В общем, да. Есть, конечно, и не очень, но есть просто отличные.

– А они бесплатные? – вопрос звучал так, словно он собирался устраивать учиться свою дочку, которая должна приехать в Краснодар в октябре вместе с его невестой. Но это было исключено – дочка родилась пять месяцев назад.

– Да, но если уж ты спрашиваешь, то в некоторых учиться все равно дороговато. Когда ходишь в школу с богатыми детьми, там все время нужно скидываться на новые компьютеры, телевизоры, разные нужды.

– А потом они все едут на каникулы во Францию, а ты об этом можешь только мечтать. Я очень хорошо понимаю, о чем ты. В школе у меня все было именно так. Довольно неприятно. Но это помогает строить характер. И теперь у меня с деньгами все в порядке, но я совершенно точно знаю, что счастья на них не купишь. Семья, самые близки друзья, любимое дело – вот что важно.

Конкретно в этой поездке на заднем сиденье не было оператора, и я это знал, но на всякий случай все равно огляделся.

***

IMG_6798.jpg

– Энтони, ты знаешь игрока сборной Украины Пуха Джетера, которого за любовь к борщу партнеры стали называть Yuriy Borsh? Однажды попробовав, он теперь постоянно заказывает только борщ в местных ресторанах.

– Я этой истории не знаю, об игроке когда-то слышал, но делать буду также – это же очень, очень вкусно. Я же вообще капусту не люблю, а в борще мне нравится. Надо, чтобы мою невесту кто-то научил это готовить.

Честно говоря, такие вот съемки для нашего YouTube-канала имеют и косвенно спортивную задачу – показать новому игроку красоту города, в который он приехал, показать людей, за которых он будет играть, просто помочь сориентироваться в пространстве. Для Рэндольфа Краснодар – это первое место, в котором он будет жить после 25 лет в США, и нам очень хотелось, чтобы ему понравилось. И когда он, наевшись, в очередной раз сказал, что обязательно съездит на море, обязательно разукрасит лицо и пойдет на футбол и обязательно перепробует все борщи в лучших краснодарских ресторанах, я подумал, что многочисленные вопросы о его сложном баскетбольном пути можно отложить до следующего раза. И одного последнего вопроса хватило вполне.

– Энтони, с твоих первых минут в НБА все постоянно говорили о твоем потенциале и о том, что будет, когда он раскроется. Ты уже стал тем игроком, которым должен был стать, или чувствуешь, что этот потенциал до сих пор до конца не использован?

– По разным причинам я до сих пор не смог достичь своего пика. Отчасти это моя вина, конечно, и я признаю свои ошибки. Я стал профессиональным игроком, будучи очень молодым. Теперь я старше и, думаю, теперь я более зрелый. Я верю, что меня ждет яркое будущее. По-прежнему.

Текст впервые опубликован 11 сентября 2014 года