21 мин.

Взгляд изнутри на «Финал Четырех» Евролиги

***

Утром в пятницу на небе ни облачка. Половина пятнадцатиминутной прогулки от гостиницы до Мерседес-Бенц арены проходит по классическо-европейской улице Западного Берлина. Оставшаяся часть, уже за знаменитым мостом Обербаум (раньше на нем был пограничный КПП) – по восточной части города. Автомобильную дорогу и Шпрее разделяет Берлинская стена, рисунки на которой можно рассматривать до бесконечности. Самый знаменитый из них – поцелуй Брежнева и Хонеккера «среди этой смертной любви» – прямо напротив арены.

alt

Новые рисунки появляются на стене постоянно, но не реже, чем новые этажи зданий в нескольких десятках метров от нее. Восточный Берлин вовсю продолжает строиться. Но изящность сохраняется даже у центральных кварталов «советского» стиля.

Вокруг бывшей «О2-арены» тоже стройка. Утром здесь пустынно – людей можно найти разве что в аккредитационном центре. Здесь вас сфотографируют, дадут пропуск и целую сумку с подарками, среди которых уменьшенный в две сотни раз Boeng-777 сами знаете какой авиакомпании.

alt

Дальше – в город. Чем ближе Александр-Платц, тем заметнее баскетбольный праздник. Вот уже не пройти квартала, не встретив дюжины турецких болельщиков в ярко-желтых майках. За ними нередко идут красно-синие баски, большинству из которых уже за пятьдесят лет – средний возраст выездных болельщиков «Кутчи» впечатляет. В толпе мелькают и знакомые лица в красно-зеленой атрибутике.

В фан-зоне самые удачливые болельщики бросают из центра площадки. Кто-то внимательно за ними смотрит, кто-то фотографируется в телах Брокхоффа и Де Коло (добрые волонтеры заменят голову игрока на вашу совершенно бесплатно), а самые маленькие баскетболисты учатся бросать по кольцу на импровизированных стритбольных кортах – завтра здесь пройдет турнир болельщиков, а днем позже – шоу-программа студенческой лиги, включающая конкурс слэм-данков.

***

День проходит в ожидании матча,  но время задуматься о баскетболе появляется лишь за час до игры, когда Энтони Рэндольф уже завершает свой традиционный предматчевый трехочковый ритуал, а в составе «Локо» на большом табло значится единственный Майкл Джордан. Предматчевое волнение сливается с эмоциями сотен человек на арене, и этот час пролетит как минута. Людей к тому моменту в зале станет гораздо больше, но сектора первого яруса, отведенные фанам «Фенербахче», к стартовому вбрасыванию едва ли заполнятся наполовину.

Первыми заряжают армейские болельщики – но для сектора прессы их звуки тонут в кубанском свисте. Игроки «Локо» выходят на разминку под «Покатилу» от кубанских зрителей.

alt

Свет гаснет – зал замирает. Хайлайты красно-зеленых смотрит вся команда кроме Георгиоса Барцокаса. Тренер уже в игре. Финал Четырех, о котором болельщики «Локо» мечтали весь год, начинается.

***

«Локомотиву» не хватает энергии. Красно-зеленые еще пытаются включиться в игру, а на табло уже 9:0. ЦСКА контролирует игровой темп, плотно защищается на дуге, не давая сопернику двигать мяч. Приходится перемещать его в краску и обратно – но тут усилия «Локо» направлены на вылавливание мяча после простых передач, а не на креатив под чужим кольцом. Кубанцев могут спасти быстрые отрывы, но в ранее нападение железнодорожники почти не бегут, да и возможностей у них для этого немного – в защите за всю игру «Локо» соберет лишь 13 подборов.

ЦСКА не пытается заставить соперника играть полноценную защиту со сменами. Обычное армейское движение приводит к одному, максимум двум переключениям, но очень быстрым – после чего сразу идет передача под легкий бросок. Красно-зеленые не могут создать дополнительное давление на лидеров армейцев – ни у кого из них мяч попросту не задерживается.

alt

Потрясающий матч проводит Кайл Хайнс – не только сбивает с толку защиту соперника своими перемещениями вдоль краски, создавая этим пространство для Де Коло, но и выключает из игры Энтони Рэндольфа. Не набирает очков и кисть Виктора Клавера – лакмусовая бумажка атакующей игры «Локо». Держаться в игре красно-зеленым помогает лишь подбор в нападении, но проигрыш армейцев под своим щитом логичен – слишком много сил они бросают на остановку движения мяча по дуге.

Барцокас выбивает соперника из привычных комбинаций подсказками в тайм-ауте во второй четверти. Но глаза его игроков по-прежнему не светятся привычно убийственным огнем. Надежда – лишь на то, что полетит бросок.

Но во второй половине «Локомотив» также не может сразу включиться. Снова – ждать и догонять. Защищаться, тратить энергию, не получая позитивного заряда от успеха. Десять, восемь… снова тринадцать. Порции креатива ЦСКА случаются раз в несколько минут, и в Европе нет защиты, которая способна наглухо закрыть такую армейскую игру, не используя принцип «лучшая защита – нападение».

До последних минут у «Локомотива» возникали моменты, когда можно было раскалывать настроение этой игры, но броски не залетели. Это – дело опыта и безбашенности. В ЦСКА есть люди, отвечающие и за то, и за другое. И именно они выиграли для армейцев матч, последние 15 минут которого прошли в концовочном темпе.

alt
alt

***

На последних минутах зал завелся, и даже болельщики «Фенербахче» зарядили «Локо-Локо». Испанцы, между тем, в сопровождении своего полноценного оркестра запевали «Калинку». Их матч – через полтора часа. В этот промежуток времени уместятся поход журналистов в раздевалку и пресс-конференция.

В комнате «Локомотива» атмосфера всеобщей грусти, даже не опустошенности. Однако в комментариях игроков прозвучат те же слова, что говорил Барцокас перед Финалом Четырех – будем биться до конца и стараться получить удовольствие от игры. Команда чувствует философию тренера, воспроизводя его слова.

Барцокас расстроен не меньше, но его мимика и телодвижения на пресс-конференции не отличаются от привычных. Как и жесткость в голосе при ответе на вопрос о своем будущем: «Я не знаю, что будет дальше. И сейчас я – тренер Локомотива».

***

«Фенербахче» и «Баскония» начинают свой матч в гораздо более высоком темпе, чем тот, что был в первом полуфинале. Не самоубийство ли играть с турками в открытый баскетбол, тренер Перасович? Нет, нужно лишь переждать их стартовый порыв вдохновения. «Лабораль» усилиями реактивного Адамса и опытного Слукаса начинает задавать темп своих атак, не усложняя их: нет многократных смен, нет серий передач. Но у «Кутчи» нет и защиты с расчетом на перехват передачи соперника – надо же оставить себе силы на нападение. Взаимодействие пары Адамс-Бурусис очень напоминает дуэт Дилейни-Рэндольф – обе эти парочки определяют игру своих команд. «Баскония» и «Локо» смогли бы раскрыться друг против друга и сыграть в баскетбол для настоящих гурманов. Но мы не хотим этого матча.

Сектор российской прессы болеет за басков – а какой есть выбор, когда андердог выходит на матч с ТАКОЙ энергией? Песни болельщиков «Кутчи» лишь изредка тонут в свисте турков…

Но команда Перасовича не дотерпела – плотность защиты Обрадовича не дала оторваться в счете, а разнообразие атакующих опций турков и важные попадания в нужный момент позволили им сначала отправить игру в овертайм, а затем и дожать эмоционально подуставшую «Басконию».

***

Чекпойнт Чарли, панорама Берлинской стены, мемориал жертвам Холокоста, Бранденбургские ворота. Время подходит к двум часам – приближается Медиаматч Евролиги. Берлинское метро сложнее, чем кажется, поэтому к арене двигаюсь почти бегом. Но и прибытия за полчаса до старта игры хватает – еще продолжается Платинум-матч.

alt

И вот журналисты собираются в группу, представитель медиаотдела Евролиги проводит нас к раздевалкам. Там все строго по спискам – фамилия и номер. В комнате с табличкой «Efes Dance Team» все готово к игре – джерси, шорты, носки и упакованные в коробку Адидас шикарные кроссовки. Осталось только показать в них хороший баскетбол.

На пути на паркет встречаю американского коллегу, который сразу после слова «Краснодар» начинает в полный голос восхищаться Малкольмом Дилейни. Нас просят поставить свои номера в списках напротив собственных имен, и там находятся звездные гости во главе с Тео Папалукасом!

Геометрия огромной арены вдохновляет. Мячи у Евролиги действительно необычные, к ним нужно привыкнуть.

alt

Нас собирает тренер: Сержио Скариоло собственной персоной! Осознание этого приходит не сразу, ведь в наставнике испанской сборной не осталось ни капли серьезности. Он вовсе не собирается определять стартовую пятерку, уходя давать интервью итальянскому телевидению (нет-нет, не игрокам своей команды). Пятерка в итоге обнаруживается, но шестым выходит испанский телеведущий Давид Карничеро, у которого на майке закреплена камера: надо снимать!

Игра начинается с двух трешек пожилого фотографа нашей команды. Темп спокойный, баскетбол комбинационный. Скариоло делает замены словами «next one, two, three», варьируя число во фразе. Голос Финала Четырех МС Эдди Видаль за судейским столиком бросается комментариями от простого «кто-нибудь, распечатайте то кольцо» до колкого «Господа, нужно забросить мяч в корзину. Внутрь корзины, понимаете?»

alt

У меня два отрезка. Получаю мяч на периметре, стараюсь пройти под кольцо, откуда приходится делать передачи – этакий стиль Раджона Рондо. В итоге – ассист, один бросок мимо и несколько забегов в защиту к своему кольцу. Но быстрые отрывы соперника ближе к концу встречи не остановить, и скоро он поведет в счете. И сразу после этого – «засуха» под фразу Эдди «Кто-нибудь, принесите за столик кофе». Да-да, я пишу об этом матче слишком серьезно. «Среди журналистов появились слухи, что тренер синей команды Лука Банчи может быть уволен до конца этой игры» – продолжает Видаль.

alt

Синие победят. Но про это никто не вспомнит. После матча  – общая фотография, огромное число снимков на память, разговор с судьей, завершившийся улыбкой «мы же тоже ошибаемся». Смазанное селфи со Скариоло: «Тренер, как вам моя игра?» – «Отлично! Команда начинала проигрывать, и я выпустил тебя, чтобы добавить ей энергии!»

alt

И вот с адидасовской коробкой в руках я возвращаюсь в гостиницу. Оттуда – в вечерний Берлин. Можно ускориться на метро, чтобы поскорее поужинать в Хоффброй-Хаусе, где хрупкие девушки-официантки умеют приносить по десятку литровых бокалов пива за раз.

Дальше – через остров музеев (уже, к сожалению, закрывшихся), по Унтер-ден-Линден, через Бранденбургские ворота, к Рейхстагу. На купол уже не подняться – места заняты на несколько недель вперед.

По парку спускаемся к Шпрее (вот бы на прогулочном катерке покататься – после дня на ногах это будет интереснее классической для немцев пробежки по парку), а от набережной недалеко и до Колонны Победы. На нее можно подняться. И посмотреть закат. С самолетами, садящимися в Тегеле. С переливающимися на солнце каплями дождя, брызгающими в лицо. Над Берлином. Бесценно.

***

В воскресенье в Олимпийском парке праздник – все желающие бегут десятикилометровый кросс, финишируя на главной арене страны. Мимо проходят люди со стартовыми номерами около 20 тысяч! На самой арене вереница закончивших дистанцию бегунов поднимается на уровень земли из углубленной чаши арены. Простым зрителям можно зайти на несколько секторов стадиона, включая VIP, где меньше года назад футбольной «Барселоне» вручали Кубок Лиги Чемпионов.

alt

Парк перегорожен – не добраться ни до заброшенного открытого бассейна на полтора десятка тысяч зрителей, ни до арены, построенной к Олимпийским Играм 36-го года. Можно заглянуть лишь в фирменный магазин футбольной «Герты», стабильно борющейся за еврокубковую зону при «скромной» посещаемости в 46 тысяч зрителей в прошедшем сезоне.

***

Но приходит время игры. Пока на «Базе 25» звучит «Звезда по имени Солнце», на самой арене большая часть мест пустует  – это беспокоит гораздо сильнее, чем отсутствие на площадке Рэндольфа. Что ж, без Энтони смотреть на способы нейтрализовать Бурусиса будет еще интереснее. Несмотря на всю злость после поражения от ЦСКА, сейчас хочется просто получить удовольствие от игры.

Теперь «Локомотив» выходит на разминку с совершенно другой энергией – это чувствуется с первого взгляда на площадку. Дальше – освистанный басками из-за позавчерашней работы арбитров гимн Евролиги. Еще через несколько секунд – стартовое вбрасывание. С таким движением мяча «Локо» в этом сезоне не проиграл ни одного матча. И «Кутча» совершенно не похожа на команду, у которой есть ресурсы, чтобы это движение остановить.

Поначалу у «Локо» присутствует небольшая неаккуратность в принятии решений. Но это пройдет. Главное, что на хорошем уровне плотность защиты – такую оборону красно-зеленых в Европе может проходить только одна команда (и позавчера она, кажется, это сделала).

Напрячься в защите приходится разве что после выхода Бурусиса. Через несколько минут против него выйдет играть Зубков, и сразу же получит долгие наставления от Синглтона. «Да нет, я просто его подбадривал, чтобы он сыграл с ним плотнее» – скажет Крис после матча.

Проблема выхода Иоанниса была несложной: Бурусис умеет быстро смещаться в центр краски, и его партнеры в этом случае открываются в середине дуги. Пас получается быстрым, и после сдваивания защитники не успевают вернуться к своим игрокам, как случилось бы при «медленной» передаче на дальнюю сторону.

Впрочем, лидер «Лаборали» проводит немного времени на площадке – слишком жестко прилип к нему Зубков, заставив нервничать и быстро расставаться с мячом.

Остальные баски идут к кольцу достаточно агрессивно, чтобы зарабатывать штрафные и делать их основным источником набора очков. Но в перерыве тренерский штаб «Локо» хорошенько покричал на судей в подтрибунке, после чего в спорных ситуациях арбитры стали чаще вставать на сторону красно-зеленых.

Железнодорожники атакуют просто. Бегут в раннее нападение, прыгают на паркет за мячом. Вот уже «Баскония» успевает думать только о защите, сбиваясь на чужой половине на безбашенную пальбу издали (слава быстрым рукам Дрейпера). Баски на трибуне затихли – даже не снимешь на видео их знаменитое исполнение «Kernkraft».

alt

Перед четвертой четвертью в глазах Криса Синглтон я прочитал «Убивать!» – не то «Убивать…», что иногда возникает в не слишком ярких попытках спасти проигрываемую игру, а настоящее, уверенное в себе, энергичное «Убивать!». Стало понятно, что игру мы не упустим.

alt

***

Спасибо болельщикам «Локо» за активность с первой до последней секунды матча. Поддержка команды включала в себя все известные баскетхолльные опции  – стучалки, боевой клич Алексея Дудника, крик чайки… Да, на последних минутах зал тонет в пении испанцев. Но от него в этот момент кайфует весь зал. А наши – еще и от последних секунд потрясающего года.

Спасибо этим двум командам за сезон. Они играли с душой. Не просто сердцем, а с настоящей душой, скрытой глубоко внутри. «Локо» был командой одной философии – философии Барцокаса. Ее принес тренерский штаб, и ее до глубины души принял каждый игрок. Ей прониклись сотрудники клуба, болельщики, и даже я без нее написал бы этот текст иначе. Такое единение в спорте я вижу впервые. Эта философия заслужила того, чтобы прожить больше года. И если случится чудо, а именно «Локо» останется в Евролиге, она обязана сохраниться. Разве не ужасно, что без чуда такой команде отведен лишь год жизни? Только за это нужно ненавидеть европейский баскетбол.

***

alt

Смешанные эмоции в раздевалке. Довольные Зубков и Брокхофф, расстроенный Синглтон. Вновь непробиваемо ушедший в себя Дилейни подходит подписать набор клубных джерси, а Барцокас на пресс-конференции сердито отвечает на вопросы журналистов о своем будущем. Оно пока неизвестно, но в словах этого человека я не сомневаюсь. Пока что он рад победе. И впервые за сезон он может не думать о следующем матче.

Но он о нем думает. Общение с прессой заканчивается за 15 минут до начала финальной игры, и к началу второй половины Барцокас вместе с тренером Вавецисом будет уже на трибунах среди кубанских болельщиков. Он посмотрит эти 25 минут с одинаковым выражением лица, говорящим только об одном: «Я должен был быть здесь».

alt

На сектор «Локо» поднимаются и игроки: Сергей Быков, Макс Колюшкин, Виктор Клавер, Райан Брокхофф и Андрей Зубков. Их настроение уже бодрое. Но за ними долго не понаблюдаешь: главные события на площадке.

***

Арена окрасилась в желтый цвет – когда возвращаешься в зал после часового отсутствия, картинка впечатляет. Лишь два угла остались красными – басконский и армейский. Сектор ЦСКА гремит, не собираясь сдаваться в турецком шуме. Во время представления состава красно-синих через свист болельщиков «Фенербахче» помогут пробиться барабаны.

alt

Игроки турецкой команды заряжают своих болельщиков: по ходу матча даже массажист команды будет им активно жестикулировать (что уж говорить о покидающих площадку игроках).

В такой атмосфере «Фенер» не мог сыграть неэнергично, как это случилось с «Локомотивом». Добавим к такой энергии плотный баскетбол армейцев и получим неплохую степень хаоса на площадке, преимущественно простые комбинации и примерно равный счет в жесткой борьбе.

В конце первой четверти турки берут фатальную передышку. Ослабив прессинг, «Фенербахче» оказался выбит из своей защиты потрясающими передачами по дуге. Мяч в руках Де Коло и Теодосича, они снова могут созидать, и через несколько минут это выльется в хороший процент дальних бросков и 24 очка за семь минут (да, это Финал Четырех, но Тео в огне!). Занервничавшие турки забьют в ответ только 3 очка – все с линии штрафных. ЦСКА, словно забрав у соперника сгусток энергии, перекрывает «Фенербахче» все варианты атаки изнутри, и им придется лишь бросаться трехочковыми. Провались в кольцо пара мячей – и Итудису пришлось бы менять защиту. Но получились 20 очков разницы к большому перерыву.

А третью четверть баскетболом назвать трудно. 16 фолов за 8 минут, бесконечные остановки, штрафные, споры с арбитрами, тренеры, не отходящие от судейского столика. Поначалу – свистки в одну сторону: и справедливые, и не очень. «Фенер» начинает играть еще жестче, чувствуя лояльность арбитров. Ритма нет, игры как единого целого – тоже. Каждое владение – новая жизнь, новый фол.

Итудис в тайм-ауте, кажется, попросил ребят не обращать внимания на судей, и эмоции немного подутихли. Зал повеселила тактика Hack-A-Jan – в этом Финале Четырех Ян Веселы смог реализовать штрафной только с 14-й попытки!

Между тем, на секторе прессы начинается сбор голосов за звание MVP Финала – стюарды, слабо понимающие английский (пожалуй, главный минус организации мероприятия), отказываются верить, что до конца игры еще целая вечность. Что ж, графа «Лучший в Фенербахче» на моем бланке останется пустой – выделять при разнице в 17 очков некого.

Но уже не 17. Меньше с каждым владением. Турки заводятся, и при «плюс 8» становится немного не по себе. Особенно при том, что у нескольких лидеров красно-синих, включая Де Коло, уже 4 персональных фола.

alt

Но время не тянется. Скорее быстро утекает, как и преимущество ЦСКА. Игра потихоньку становится связной – благо, у армейцев есть Де Коло, который задает ритм атаки. Теперь чуть спокойнее. Но Диксон пуляется трешками – точно. Де Коло на победу – в заднюю дужку. Капитан на месте!

Овертайм. Судьи к всеобщему удивлению начинают давать бороться, и секундным замешательством соперника после нескольких жестких стыков пользуется Хиггинс. Атака ЦСКА образца первой половины вернулась, и теперь она своего не упустит. Российские журналисты вскакивают с финальной сиреной с криками радости.

alt

Теперь можно подойти к площадке. Сначала – логичный приз MVP человеку, который задавал ритм концовки. Да, капитан заслужил не меньше. Но иностранным журналистам этого не понять.

alt

Потом – маленькие кубки каждому игроку. И, наконец, большой – Хряпе. В суматохе не разобрать деталей радости. Но главное то, что радость эта заслуженная. ЦСКА доказал, что в настоящем баскетболе он безоговорочно лучший. В ритмичной игре армейцы смогли создать достаточный запас, чтобы потом выдержать сумасшедший прессинг рваной игры от «Фенербахче».

alt
alt

***

На душе – радость. Хочется еще раз прокрутить в голове все события этой поездки, пропустив, пожалуй, лишь российский полуфинал (и то – лишь вопрос клубных пристрастий). Да и за него теперь не так обидно – ведь ЦСКА на голову превзошел «Фенер» в чистой игре. Плавно остановить эту машину, заставив ее саму изменить игровой темп, слишком сложно – настолько хорошо подготовился к финалу Итудис.

Но мысли не об этом. ЦСКА и «Локо» – в тройке лучших команд Европы. Совершенно заслуженно – кто, как не остановленная железнодорожниками «Барселона», мог еще претендовать на выход в этот Финал Четырех?

Хочется просто все это осознать. Ведь передо мной были фантастические вещи. Финал со второго ряда. Эмоции журналистов. Потерянные турки. 17-тысячный зал, наполненный энергией даже через полчаса после финала, когда большинство болельщиков уже разошлись.

Я взял от этого Финала столько, сколько смог – что эмоций, что подарков. Воспоминания о нем могут сравниться только с Олимпиадой в Сочи. Особые чувства, которые не описать словами.

***

Опустошение наступает утром понедельника. Там, где вчера все кипело, снова спокойствие. У «Мерседес-Бенц Арены» – ни души. Табличек на входах на арену уже нет – в радиусе нескольких кварталов о Финале Четырех напоминает только армейский бар и огромный баннер с Георгисом Призентисом из серии “Enjoy the flight”. На Александр-платц заканчивается демонтаж конструкций фан-зоны: туристов там не меньше, но теперь на них нет атрибутики команд Финала Четырех.

В Берлине праздничный день. Закрыто все: от продуктовых магазинов до сувенирных лавок и шопинг-центров. Зайти можно лишь в «Сити-молл», но и в нем не попасть ни в один магазин: внутри проходит фестиваль-флешмоб классической музыки, где все желающие могут присоединиться к народному оркестру и наполнить ближайшие кварталы произведениями Верди и Вагнера.

Время в Берлине подходит к концу – пора в маленький Шенефельд. Только там на последнем рейсе в Москву можно встретить болельщиков. На А-321 из столицы Германии улетают последние частицы баскетбольного мира, и Берлин будет жить дальше своей размеренной жизнью. А баскетбол – своей. Европа, храни свой баскетбол.

alt

PS. Дайте же, черт возьми, мячи ребятам из Dunking Devils!

PPS. Дописываю большую часть материала через несколько дней после возвращения. Что-то стерлось из памяти, какие-то эмоции ушли. Но ощущение кайфа от произошедшего не деть никуда. Спасибо, Евролига! Спасибо, «Локо»!

Огромное спасибо моему папе, Сергею Гольману, за эту поездку и прекрасное время в столице Германии!

alt

Большое спасибо Илье Донских за возможность не только быть в центре событий, но и пообщаться с ребятами в раздевалке «Локомотива»!

Андрей Гольман