5 мин.

Главный агроном «Ливерпуля» Дэвид Робертс – об «Энфилде», Мелвуде и Клоппе

Каждый раз, когда на газоне «Энфилда» происходит стык или футболисты радуются забитому голу, скользя по траве на коленях, – это вызывает особые эмоции у главного агронома клуба Дэвида Робертса. Как точнее всего охарактеризовать работу Дэвида Робертса, главного агронома клуба?

На фото – по центру.

«Если это что-либо растет и относится клубу – все это моя ответственность», – улыбается он.

Робертс и его преданная команда наблюдают травой и отвечают обслуживание всех игровых полей «Энфилда», Мелвуда и Академии Киркби, а также за прилегающий ландшафт.

Эта работа начинается с первыми лучами солнца и продолжается в кромешной ночной тьме; самые современные технологии под рукой у парней Робертса, чтобы на выходе все увидели первоклассный продукт и полюбовались им в дни матчей. 

«Думаю, что со стороны кажется, что мы просто ходим и стрижем траву. Многие считают, что смогли бы заниматься этим», – размышляет Дэвид, отвечая на вопросы журналистов из Liverpoolfc.com, приехавших к нему за интервью. – Но умения для работы с газоном и с тем, что находится под ним, внизу – для этого требуется целая наука, именно в этом заключается наш процесс. 

Мы проводим специальные процедуры для «отдыха» и восстановления поля во время пауз. По сути, мы работаем сразу для десятков тысяч ног спортсменов. 

Условия для роста, обогащение витаминами, состояние почвы – за все это отвечаем мы. Всегда нужно быть уверенным, что газон в наилучшем состоянии. Мы отвечаем за полив, проводим анализ почвы и анализ ткани листьев, смотрим необходимое, и составляем программу ухода, делая все на наивысшем уровне. У агрономов много общего с тем, что делают спортивные медики с футболистами – мы делаем похожие вещи для поля, на котором проходит игра». 

Сделать идеальные условия для игроков – это цель как Юргена, так и Робертса. 

Команда агрономов работает в тесном контакте с Клоппом и его штабом, чтобы футболисты играли в тех же условиях, в которых и тренируются. Аналогичные действия происходят и для выездных матчей. 

«Сейчас мы проводим гораздо больше тестов для поля, – говорит Робертс. – Итак, мы смотрим на упругость и взаимодействие бутс игроков с газоном, на отскоки мяча. Когда я только начинал, то сказал Юргену, что главное – это составить последовательный анализ. Потому что не хочется, чтобы игрок думал: «Так, ага. Я тренировался в Мелвуде, но сейчас еду на «Энфилд» и мне нужно сменить бутсы, потому что мяч тут отскакивает и катится по-другому». Нам не нужно таких размышлений. Какие бы тренировки не проводились в Мелвуде, когда парни едут Энфилд, в день матча для них ничего не меняется: все выглядит и чувствуется точно так же, как на тренировочном поле». 

Робертс уверен, что Юрген заинтересован этой сферой – еще один пример стремления использовать все возможные преимущества.

Дэвид добавляет: «За последние несколько лет стандарты футбольных полей улучшились, как и стандарты самого футбола футбола – в этом есть определенная связь. Юрген не требует многое, он просил две высококлассные тренировочные площадки по тому же стандарту, что и на «Энфилде», хороших мячей на поле, достойных игроков и отменный газон – все это должно вывести клуб на новый уровень. 

Приятно осознавать, что ты маленькая, но важная часть этого пазла». 

Робертс присоединился к «Ливерпулю» весной 2016 года. Его первая работа, связанная с футболом, была в Саутгемптоне. Оттуда он ушел через 12 лет, приняв предложение стать главным агрономом школы Чартерхаус — одной из девяти старейших престижных привилегированных средних школ Великобритании, основанной в 1611 году. 

Дэвид не относит себя к заядлому болельщику – у него мало времени, чтобы сосредоточиться на действиях футболистов. 

«Мы проводим больше времени, наблюдая за взаимодействием мяча и игроков с газоном, чем за самой игрой. Вы смотрите матч, и вы говорите: «Ух ты, он что, поскользнулся на ровном месте?» или же вы видите, как игрок падает с травмой: «Что же там произошло?». Мы должны знать ответ на этот вопрос. 

Самые трудные игры по времени – это дни в Лиге чемпионов. Для игр в Лиге чемпионов мы начинаем работу с 8 утра в тренировочный день, потому что соперники тренируются раньше. А когда закончим? Где-то в районе 21:30.

На следующий день мы вновь приходим к 8 утра, чтобы подготовить все к проверке стадиона судейской бригадой. Затем работаем до часа-двух ночи, чтобы включить освещение для травы».

Этот свет – освещение, которое имитирует солнечный свет – помогает сохранить состояние газона в те месяцы, когда трава перестает расти, примерно с конца октября до начала апреля.

Новые горизонты газона «Энфилда» открыты после того, когда в начале сезона 2017/18 было установлено более современное поле. Три процента газона изготовлены из искусственных волокон Desso Grassmaster – гибридной системы, разработанной специально для спортивных полей. 

Сейчас агрономы «Ливерпуля» работают над реализацией большой территории для разминки, специального вратарского поля, поля для восстановления, трех первоклассных тренировочных полей, одно – идентичное «Энфилду», два других – универсальных, трансформирующихся под газоны выездных стадионов, на новой тренировочной базе в Киркби, куда клуб переедет уже очень скоро. 

«Чем мы сейчас заняты? Берем все из Мелвуде и со всей точностью переносим в Киркби, – объясняет Дэвид. – Газоны должны быть лучшего качества. Самого лучшего. Чем лучше фундамент, тем лучше будет здание. В таком подходе есть масса дополнительных преимуществ.

Юрген действительно хорошо представляет себе концепцию «единого клуба». Мы все – одна команда, все пытаемся стать частью этого Большого клуба. 

Как только разминка заканчивается и парни возвращаются в раздевалку, чтобы готовиться к матчу, мы делаем все, чтобы убрать последствия тренировки и убедиться, что никакой из участков поля не поврежден. 

По большей части это рутинная работа: ты выходишь, ты на «Энфилде», но перед тобой лишь часть газона, с которым ты работаешь. Но потом ты смотришь по сторонам и говоришь себе: «Я на Энфилде!»

И это чувство, безоговорочно, достойно, чтобы отпраздновать забитый гол, скользя на коленях через все поле.

Материал от телеграм-канала «Шесть Элче».