10 мин.

Чем Ричард Хьюз завоевал внимание руководства «Ливерпуля» и почему клуб хочет назначить его новым спортивным директором

«Ливерпуль» вот-вот должен объявить о возвращении Майкла Эдвардса в клуб и назначении Ричарда Хьюза в качестве спортивного директора. И если мы все знакомы с Эдвардсом, то Хьюз не столь известен широкому кругу людей. Вместе с The Athletic разбираемся, кто же это.

Будучи футболистом, Ричард Хьюз в значительной степени оставался незамеченным. За исключением болельщиков «Портсмута», в котором он провел 9 сезонов по большей части в Премьер-Лиге, и «Борнмута», где он отыграл 2 сезона, вряд ли есть те, кто запомнил Ричарда.

Конечно, мало кто поверил бы, что он сможет заполучить одну из самых желанных должностей в мировом футболе. И всё же именно Хьюза «Ливерпуль» хочет видеть своим спортивным директором и человеком, который поможет сформировать будущее клуба без Юргена Клоппа.

Хьюз провел 10, по большей части, успешных лет в «Борнмуте», работая в отделе рекрутмента. В эти 10 лет также входит и должность технического директора, обязанности которого он выполнял с 2016 года. Предположительно, FSG обратил внимание на Хьюза по совету Майкла Эдвардса, который в настоящее время обсуждает возможность возвращения в клуб, но уже с более широким спектром обязанностей и полномочий.

Однако привлекательность Хьюза заключается не только в его связи с Эдвардсом, который фактически станет руководителем Ричарда. За его плечами впечатляющий послужной список, но нет сомнений, что связь между ними, возникшая, когда Хьюз был незаметной фигурой в полузащите «Портсмута», а Эдвардс работал в клубе в качестве одного из первых аналитиков английского футбола, сыграла важную роль.

Одной из первых задач Хьюза в «Ливерпуле» станет поиск замены Юргена Клоппу – одна из самых сложных задач, которую в принципе может прийти в голову. Для FSG важно, чтобы в центре этого процесса был спортивный директор клуба, потому что это позволило бы им объяснить структуру клуба потенциальным кандидатам, включая Хаби Алонсо, которому отдаётся особенное предпочтение.

Прошлым летом Хьюз привел в «Борнмут» Андони Ираолу на пост главного тренера клуба. Хьюзу и, следовательно, «Ливерпулю» повезло, что интересы Ираолы, как и Хаби Алонсо, представляет один агент – Иньяки Ибаньес.

Решение об увольнении предшественника Ираолы, Гари О’Нила, было довольно спорным, поскольку ему удалось сохранить прописку «Борнмута» в Премьер-Лиге. О’Нил, кстати, является бывшим партнёром Хьюза по «Портсмуту» и хорошим другом Майкла Эдвардса.

После прихода в «Вулверхэмптон» талант О'Нила стал еще более очевидным. Однако Хьюз согласился с мнением владельца «Борнмута» Билла Фоули и исполнительного директора Нила Блейка о том, что Ираола находится дальше в своем развитии и что его привлечение поможет клубу быстрее добиться успеха.

В принимаемом решении не было места сантиментам. «Борнмут» финишировал 15-м под руководством О’Нила в прошлом сезоне. Но, если взглянуть на текущую таблицу, то «Вулвз» сегодня находится несколько выше «Борнмута» Ираолы, поэтому споры о том, следовало ли увольнять Гари О’Нила остаются актуальными, несмотря на то что угроза вылета существенно отдалена.

Приоритеты «Ливерпуля» имеют диаметрально противоположный статус. Одной из проблем Хьюза будет то, как он справится с более острым и, тем не менее, широким вниманием к конечному успеху выполняемой им работы.

За период в «Борнмуте» Хьюз поработал с 5-ю менеджерами, 4 из них были за последние 4 года, поскольку клуб боролся за возвращение в Премьер-Лигу после ухода Эдди Хау, тренировавшего команду долгое время. Хьюз знал Хау с подросткового возраста, когда они начинали свои игровые карьеры в «Борнмуте», а позже присоединились к «Портсмуту» с разницей в несколько месяцев. Именно здесь они впервые пересеклись и с Майклом Эдвардсом.

Летом 2020 года, когда Хау покинул клуб, найти замену было тяжело – период между сезонами был сокращён из-за пандемии, а бывший владелец Максим Дёмин больше переживал из-за финансового вопроса, поскольку намеревался продать команду. В итоге на место Хау был назначен его ассистент Джейсон Тиндалл. Когда стало понятно, что принятое решение не принесло пользы, Джонатан Вудгейт был назначен на краткосрочный период, а затем Хьюз поддержал идею с назначением Скотта Паркета, который уже добивался подобной задачи с «Фулхэмом», вернув «дачников» в Премьер-Лигу.

После достижения поставленной цели, Паркер покинул команду из-за разногласий по поводу трансферного бюджета. Хьюз на тот момент рассматривал двух кандидатов – Марсело Бьелсу и Ираолу, который успел себя проявить с «Райо Вальекано».

На тот момент Ираола был недоступен, но, когда он покинул «Райо» в конце прошедшего сезона, руководство приняло волевое решение, несмотря на впечатляющую игру команды при Гари О’Ниле. Хьюз и его сотрудники считали, что, хоть О’Нил и был подающим надежды тренером, послужной список Ираолы давал больше гарантий.

Выступления на поле станут ключевым показателем успеха Хьюза, но о нём также будут судить по трансферам. Учитывая то, что к моменту повышения в Премьер-Лигу в 2015 году с Хау, средний возраст команды составлял 25 лет, в «Борнмуте» согласились с решением о необходимости смены курса для сохранения прописки в высшем дивизионе.

Первоначально это предполагало более прагматичные приобретения опытных игроков. Тем не менее, некоторые из возрастных футболистов быстро проседали физически. Это касалось таких игроков, как Сильвен Дистен, Джермейн Дефо, Джек Уилшер, которые никак не вписывались в игру команды.

Постепенно «Борнмут» всё чаще стал работать с игроками более молодого профиля. Тем не менее, по мере того как команда приближалась к вылету в 2020 году, Хау, а следовательно, и Хьюз, подвергались критике за деньги, потраченные на таких игроков, как Доминик Соланке, Джордан Айб и Брэд Смит. Каждый из них прибыл из «Ливерпуля», где работал Эдвардс, который в свою очередь получил серьезные деньги за игроков, которые попали в немилость Клоппа.

Хьюз предупреждал в 2019 году, что игрокам требуется время, чтобы освоиться в новой среде, и было бы разумнее «взглянуть на продукт через полтора года, а не через полторы недели». Соланке, например, потребовалось примерно столько времени, чтобы встать на ноги, хотя к тому моменту «Борнмут» уже был в Чемпионшипе. С тех пор ему удалось доказать, что потраченные средства были разумной инвестицией, на которой «Борнмут» мог бы заработать, если Доминик привлечет интерес со стороны больших клубов.

Хьюз также помог клубу оформить и другие трансферы: Тайрона Мингса («Ипсвич Таун»), Беника Афобе («Вулверхэмптон»), Макса Граделя («Сент-Этьен»), Льюиса Кука («Лидс Юнайтед»), Натана Аке («Челси»), Аарона Рамсдейла и Дэвида Брукса («Шеффилд Юнайтед»), Джефферсона Лерма («Леванте»), Филиппа Биллинга («Хаддерсфилд»), Арнаут Данжума («Брюгге») и Ллойда Келли («Бристоль Сити»).

Все эти игроки, за исключением одного, перешли в «Борнмут» либо из-за границы, либо из низших дивизионов Англии. Исключением является Натан Аке, который не смог пробиться в «Челси», но транзитом через «Борнмут» добивается высот в составе «Манчестер Сити».

Совсем недавно Хьюз смог привлечь в клуб множество молодых иностранных игроков, которые раньше считались бы недосягаемыми – Маркус Тавернье, Антуан Семеньо, Луис Синистерра, Алекс Скотт, Маркос Сенеси, Джастин Клюйверт – все они хорошо проявили себя. Единственное не оправдавшее ожиданий приобретение – Тайлер Адамс, который почти не выходил на футбольное поле с тех пор, как перешёл из «Лидса» в августе после того, как «Челси» решил не подписывать с ним контракт по итогам медицинского обследования.

С момента назначения Хьюза техническим директором «Борнмута», отдел рекрутинга увеличился втрое, хотя по стандартам Премьер-Лиги он всё равно остаётся небольшим. Хьюз считает, что более сплочённая группа способствует лучшим результатам. В группу также входит и Саймон Уорд, брат Джулиана Уорда, который некоторое время замещал Майкла Эдвардса в должности спортивного директора «Ливерпуля».

Хьюз – редкий пример игрока, добившегося успеха в качестве технического директора в Премьер-Лиге. Его роль не была публичной, он редко встречался со СМИ, и больше уделял времени поиску и подписанию новых игроков. В 2019 году он описал свою работу следующим образом: «я заряжаю пистолет Хау, чтобы он мог выстрелить наибольшим числом качественных пуль».

За Хау оставалось первое и последнее слово по трансферам, а Хьюз был продуктивен во всех остальных промежуточных этапах, передавая финансовые данные для рассмотрения генеральному директору клуба. В другом интервью Хьюз предположил, что Хау обладал способностью «заставлять плохие решения выглядеть достойно, а достойные решения – великолепно». Эта фраза вполне неплохо описывает и работу Клоппа в «Ливерпуле».

Игровая карьера Хьюза научила его футбольной политике и её острым граням – это тот опыт, на который ему нужно будет опереться в «Ливерпуле». В 2005 году, во время пребывания в «Портсмуте», ФА напомнила Хьюзу о его обязанностях, после того как он сделал ставку на то, что Харри Реднапп станет главным тренером команды. Он вспоминал этот инцидент в интервью The Athletic как особенно тревожный, поскольку считал себя «хорошим парнем».

Его пребывание на «Фраттон Парк» (прим. – стадион «Портсмута») завершилось болезненно, поскольку спор о продлении его контракта продолжался в течение 2-х лет. Ходили слухи, что Хьюз и его товарищ по команде Майкл Браун отказались играть за команду, но позже Хьюз предположил, что его попросили покинуть автобус команды по дороге в Норвич из-за сложностей по контракту.

«Я был потрясен тем, что люди думали, что я и Брауни управляли ситуацией», – размышлял Хьюз. «Нам диктовали условия. Мы доверяли людям, которые управляли клубом, но это было ошибкой. Я посвятил всю карьеру тому, чтобы быть командным игроком, но оказалось, что всё выставили иначе».

Игровая карьера Хьюза хоть и была сосредоточена на южном побережье, но у него всё равно накопился богатый жизненный опыт. Он провёл большую часть своего детства в Милане из-за работы своего отца, перешёл в «Арсенал» из молодёжной команды «Аталанты» и свободно говорит по-итальянски. Вместе со своими двумя братьями владеет четырьмя итальянскими ресторанами в Лондоне.

Чезаре Пранделли был его тренером в молодёжке «Аталанты», а в 2016 году Хьюз работал телевизионным экспертом на матчах Серии А и обсуждал «итальянство» в своих выступлениях. По его словам, его роль в значительной степени заключалась в том, чтобы «принимать на себя ответственность за команду», и эти слова он воспринимал буквально, как, например, в эпизоде, когда ударил Роналду, выступавшего за «Юнайтед» в 2007.

Хьюз понимал, что ключевой частью его игры было понимание того, как прерывать контратаки, а также «быть избирательным в том, в каких эпизодах можно получать жёлтые карточки».

Одним из таких моментов он запомнил особенно. Его отбор против Марио Мельхиоту в игре с «Уигана» в концовке сезона помог команде избежать вылета, несмотря на то что ситуация казалось обречённой. «Портсмут» вёл в счёте 2:1, а голландский защитник уже был близок к тому, чтобы забить.

«Это было то, с чем я рос», – рассказывал Хьюз местной газете. «Либо игрок проходит мимо тебя, либо мяч. Но оба сразу – никогда».

Понимание своих ограничений оказалось ключом к долгой карьере. «Если ты чувствуешь, что тебя ценят на том уровне, к которому ты стремишься, это того стоит», – рассказывал Ричард.

За семь лет, проведенных в Премьер-лиге с «Портсмутом», он ни разу не сыграл больше 26 игр за сезон. В среднем он выходил на поле всего 17 раз за сезон, но это количество он назвал «просчитанным решением», потому что вместо того, чтобы в конце карьеры заявлять, что он принял участие в сотнях матчей в низших лигах английского футбола, он предпочел бы сказать, что играл на «Олд Траффорд» или «Энфилде».

И каким бы маловероятным ни был этот путь изначально, «Энфилд», судя по всему, именно то место, где теперь будет его будущее.

Если вам понравилось прочитанное, подписывайтесь на «Шесть Элче». А еще у нас есть свой подкаст «Премия Дарвина», где мы говорим о «Ливерпуле», АПЛ и футболе в целом: он доступен на YouTube и всех музыкальных площадках.