9 мин.

Единая Лига ВТБ. Почему все так плохо?

Спорт – это бизнес. Ни больше, ни меньше. Поколению, выросшему при советской власти, людям, посвятившим свою жизнь такому понятию, как «физкультура», да и многим простым людям, наблюдающим за миром через экран телевизора, это тяжело понять. Money makes the world go round – наша планета сегодня живет по этому принципу. Любой проект погибнет, если он не будет коммерчески успешным. А в 2018 году спорт и околоспортивная деятельность – это на 100% коммерческая история. Таковы правила игры: ты либо делаешь круто и пытаешься зарабатывать наравне с другими, либо валяешь дурака и прикрываешься принципами типа «деньги – не главное, наш приоритет – здоровая молодежь» и прочим дешевым популизмом.

В горячо любимой нами Америке (та, которая более северная) уже давно поняли, что к чему. Там осознают, что 10-летний пацан, который решил заняться хоккеем, пришел на школьную тренировку не для того, чтобы укрепить свое здоровье. Он тупо посмотрел на Ютубе нарезки лучших моментов игрового дня в НХЛ, и ему это понравилось. Все просто, ребят. Чуть позже этот условный Марк из Колумбуса находит видео «Топ 10 лучших сейвов в карьере Сергея Бобровского», и единственной его целью в жизни становится – быть, как Сергей Бобровский. Он в этот же день закажет себе игровой свитер своего нового героя. А уже завтра он пойдет на его игру. К слову, за все это удовольствие родители парня отдадут порядка 150 баксов. Но это еще не все. После игры лицезревший воочию своего кумира Марк напишет на школьном форуме, что Сергей Бобровский лучший вратарь в истории хоккея, а те, кто считают иначе, в этой жизни в принципе ничего не понимают. Все это случайным образом увидел Келли, одноклассник Марка. Его очень заинтересовала логика и ход мыслей своего товарища, и он находит видео «Топ 10 лучших сейвов в карьере Сергея Бобровского»…

Это самая настоящая машина по зарабатыванию денег.

Но далеко не просто так появляются люди на трибунах, не по щелчку пальцев десятки тысяч людей приходят на чемпионский парад своей любимой команды, и совсем нелегко добиться миллионных продаж джерси игроков своей лиги. Это тяжелая работа, в которой нужно постоянно совершенствоваться, в которой нельзя стоять на месте.

Не так давно известный баскетбольный портал «Eurohoops» поставил Единую Лигу ВТБ на 2 место в рейтинге лучших европейских чемпионатов. Объективно ли это? Я думаю, да. У нас есть «ЦСКА», который за последние 16 розыгрышей Евролиги 15 раз играл в финале четырех. У нас есть «Химки», где прямо сейчас играет самый результативный и самый высокооплачиваемый игрок Европы. Есть «Локо» – финалисты Еврокубка прошлого сезона и бронзовые призеры Евролиги двухгодичной давности. Добрым словом можно вспомнить и УНИКС, команду, с богатой историей выступления в еврокубках. С точки зрения, результатов на международной арене, нам точно есть чем похвастаться. Все понимают, что мировой баскетбол делится на 2 категории. НБА и остальной мир. Так вот в этом остальном мире, мы уже много лет на главных ролях.

Но я не просто так выше писал о коммерческой стороне спорта. С точки зрения медийного продукта Единая Лига ВТБ отстает. Причем очень сильно. По зрительскому интересу мы находимся на уровне чемпионатов Италии, Франции, Чехии. Для сравнения, в сезоне 2017/2018 на Единую Лигу ВТБ ходило в среднем около 2.5 тысяч человек. Посещаемость чемпионата Испании в том году была значительно выше: около 6.5 тысяч в среднем. Лидером по совокупной аудитории на матчах Лиги ACB была «Баскония». В среднем на играх прошлогоднего финалиста чемпионата Испании присутствовало более 10 тысяч зрителей. У лучшей по этому показателю команды Единой Лиги ВТБ пермской «Пармы» эта цифра не доходит и до 5 тысяч (4.8 тысяч зрителей в среднем за матч). И это при том, «Баскония» провела почти в 2 раза больше домашних матчей. На «ВЭФ» в прошлом году ходило около 600 человек. О чем тут вообще можно говорить?

Если в целом смотреть на ситуацию в Единой Лиге ВТБ, я бы выделил 3 основные проблемы, которые тормозят развитие проекта.

  • Непостоянность.

30 разных клубов приняло участие в розыгрыше Единой Лиги ВТБ за 10 лет ее существования. Это очень большая цифра, учитывая, что в среднем каждый год в чемпионате играют 14-15 команд. Кто-то прекратил свое существование, кто-то вышел из состава участников по политическим причинам.

Лига – это большая организация, где решающее значение имеет коллектив, который создает основной продукт. В нашем случае продукт – это баскетбол, а коллектив – команды, которые в этот баскетбол играют. Любой топ-менеджер предпочтет работать с одной и той же группой лиц, нежели каждый год набирать себе новый штаб сотрудников.

Переводя это на тему Единой Лиги ВТБ, стоит сказать, что большой проблемой в непостоянстве участников чемпионата являются так называемые клубы-бюджетники. Их существование целиком и полностью зависит от настроения местных чиновников, которые собственно и выделяют деньги на команду из казны региона. Захотят видеть баскетбол в своих краях – будет вам баскетбол. Появятся более важные вещи, требующие существенного финансирования, придется вам, ребятки, про баскетбол забыть. К сожалению, это так, и лиге надо стараться избегать таких пассажиров. Работать либо с клубами, существующими за свои кровные, либо с уже проверенными временем участниками. На данный момент, по словам Сергея Иванова (почетный президент лиги), в Единой Лиге ВТБ всего 4 клуба, у которых в графе «бюджетное финансирование» стоит ноль, и, как бы горько это не звучало, в российских реалиях эта проблема кажется неразрешимой.

  • Отсутствие шоу

Вы глубоко ошибаетесь, если считаете, что на баскетбольный матч приходят только, чтобы посмотреть баскетбол. Шок, но это не так! Более того, 90% присутствующих на игре – вообще ни черта в ней не понимают.

Объясняю на пальцах: на матчи приходят, чтобы морально отдохнуть от работы, школы, универа. Условный Федя Матросов из Красноярска будет безумно рад зайти на арену и увидеть толпу полуголых девиц, которые радостно встречают его и предлагают принять участие в каком-нибудь высокоинтеллектуальном конкурсе, где он выиграет хот-дог или футболку с надписью «Я болею за Енисей». А студентка 1 курса СПБГУ Леся Иванова, придя посмотреть, как играет ее любимый «Зенит» будет на седьмом небе от счастья, когда она и ее новый друг Саша из параллельной группы попадут в Kiss Cam.

Первоочередная задача любой спортивной организации – сделать красивую картинку. Игровой стиль, результаты команды, место в таблице – оставьте все это тем, кто выходит на площадку. Людям, которые управляют этой командой изнутри. По данной теме есть прекрасный футбольный пример. Возьмем чемпионаты Англии и Испании по футболу. За последние 10 сезонов команды из Испании 9 раз выходили в финал Лиги Чемпионов и 7 раз Лиги Европы, выиграв эти трофеи семь и шесть раз соответственно. У английских клубов – 4 финала Лиги Чемпионов, 4 финала Лиги Европы. Одна победа в первом турнире и две во втором. На лицо тотальное превосходство испанской стороны. Тем не менее, прямо сейчас разница в уровне доходов от телеправ между двумя лигами колоссальная. 2.4 миллиарда евро в год против 900 миллионов. И побеждает в этом споре отнюдь не Испания. Умение продать свою лигу, сделать картинку позволило Англии сильно оторваться от ближайших конкурентов. И все это не смотря на не самый сильный по качеству исполнения футбол.

Медийный успех Единой Лиги ВТБ будет достигнут в том случае, когда к баскетболу в России начнут относиться именно, как к бизнесу, а подавать этот баскетбол будут так, как этого хочет зритель.

Кто-то скажет, что вечное хмурое недовольное закрытое российское общество пока не готово ни к какому шоу, что эти люди не способны создавать атмосферу на матчах, что рано нам пока использовать в организации мероприятий все эти «западные штучки». Абсолютно все это чушь! Опыт прошедшего чемпионата мира по футболу показал – русские могут танцевать, могут петь, могут веселиться, могут создать по-настоящему большой праздник вокруг себя. Нужно просто перестать мыслить стереотипами о том, что кто-то не такой, что-то не такое. Сделайте красиво, и народ потянется. Яркий пример – «Локомотив-Кубань». Для клубов Единой Лиги ВТБ это живой образец грамотного взаимодействия с болельщиками, работы СММ и организации домашних матчей команды.

  • ЦСКА

Я абсолютно уверен, что существование баскетбольного клуба «ЦСКА» убивает Единую Лигу ВТБ. Это главная причина отсутствия зрительского интереса. Любая лига, любой чемпионат умирает при отсутствии в нем конкуренции. И самое страшное в этой ситуации, что никто и пальцем не хочет пошевелить, чтобы эту конкуренцию создать. Оставшиеся клубы лиги давно приняли тот факт, что они тупо борются за 2 место.

Похожая ситуация сейчас происходит в НБА, где уже пятый сезон подряд доминирует «Голден Стейт Уорриорз». Там действительно собрались одни из лучших игроков своего поколения, и сделать что-либо с ними в игровом плане на данный момент не представляется реальным. Тем не менее, лига с общественностью делают все, чтобы развалить эту команду. Лидер «Уорриорз» Дрэймонд Грин не просто так пропустил 5 матч серии с «Кливлендом» в 2016 году, и не просто так сейчас идет работа по созданию новых суперкоманд в НБА. Болельщики других 29 коллективов лиги каждый раз освистывают «воинов» не для создания антуража на матчах. Сегодня это единственный способ хоть как-то помешать команде Стива Керра побеждать.

Вы хоть раз видели, чтобы на гостевых матчах «ЦСКА», команде гудел весь зал, оскорблял игроков, вывешивали баннеры с критикой московской команды? Кому-то это может показаться грязью, но по другому в этой войне не победить. А спор между командами в чемпионате должен быть именно войной, только тогда люди потянутся к этому. Никому не интересно смотреть битву за серебро. Кровь, пот, слезы – вот, что нужно зрителю.

В Единой Лиге ВТБ все вертится вокруг «армейцев», начиная от президента организации, заканчивая полной апатией к происходящему со стороны конкурентов. Пока в лиге не появится человек, который придет и скажет «Я грохну ЦСКА», все будет очень печально. И тут уже вопрос скорее к управленцам команд. Готовы ли они к этой войне, готовы ли они ее начать? Если все дальше продолжат сохранять свое тело в тепле и держаться на место, то ничего не получится. «ЦСКА» выиграет еще 10 титулов подряд, а мы так же будем продолжать сидеть и думать, что же с нашим баскетболом не так. Ничего не изменится, пока люди сами этого не захотят.

P.S:

Все в этом мире зависит только от нас самих. Хочешь сделать круто – сделай это сам. Когда я говорил о проблеме вечно угрюмых россиян, я не отрицал, что она существует. Мы не ходим с голливудской улыбкой 24/7, мы явно не самые приветливые люди, и не всегда мы легко идем на контакт с окружающими. Не хотелось бы размышлять на тему, почему так произошло, какие у этого причины. Это отголоски прошлого нашей страны. Но сейчас другое время, и у нас есть возможность делать то, о чем наши родители могли только мечтать. Ребята, идите навстречу к новому, не стесняйтесь своих чувств, веселитесь. И главное – не забывайте кайфовать. А лучше всего это делать на матчах Единой Лиги ВТБ.

Любите баскетбол, друзья!