10 мин.

ГРАН-ПРИ НИДЕРЛАНДОВ 2023

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Lights Out»! Гоночный уикенд на берегах Северного моря ознаменовал окончание длительного летнего перерыва - и начало второй части сезона не разочаровало! Проблемы у лидеров, неожиданное возвращение на подиум, новичок на стартовой решетке - обо всем этом и многом другом в обзоре самого северного Гран-при нынешнего сезона.

Одним из главных эпизодов уикенда стала авария Даниэля Риккардо во второй практике. Австралиец довольно широко вышел из второго поворота, и для него было полной неожиданностью увидеть «МакЛарен» его соотечественника Оскара Пиастри, перегородивший бэнкинг. Деваться Риккардо было некуда: либо в стену, либо в болид соперника. Пилот «Альфа Таури» выбрал первое - и заплатил за это переломом запястья. По оптимистичным прогнозам австралиец вернется в строй к середине сентября, когда пройдет Гран-при Сингапура. Однако лично мне больше верится в то, что Риккардо появится в паддоке в октябре, а то и позже.

Так или иначе, место номера 3 в кокпите «Альфа Таури» занял номер 40 - протеже «Ред Булл» новозеландец Лиам Лоусон.

Старт Гран-при выдался максимально хаотичным: буквально на первом круге трассу накрыл дождь, и многие гонщики (в том числе из лидирующей группы) сразу же свернули в боксы за «промежуточной» резиной. Ситуацией воспользовались соперники из дальних рядов пелотона: Валттери Боттас прорвался в топ-9, Нико Хюлькенберг оказался на 10-й позиции, а Эстебан Окон стал 12-м.

Шарль Леклер и Серхио Перес были среди тех, кто свернул в боксы на первом же круге. Оба гонщика потеряли по 6 позиций относительно стартовой решетки. По 4 позиции потеряли Пьер Гасли и Логан Сарджент. При этом американец, в отличие от француза, остался на трассе. Как раз Сарджент стартовал хуже всех, и, не случись дождя в первые минуты заезда, пилот «Уильямс» и вовсе откатился бы в хвост пелотона.

Под занавес гонки свои коррективы в финишные расклады внес второй заряд дождя. После длительной (более 10 секунд) смены шин на «промежуточные» Серхио Перес вылетел в первом повороте, едва не разбив машину. К счастью, обошлось, но эта ошибка стоила мексиканцу серебряного приза Гран-при.

Как известно, беда не приходит одна - и после рестарта гонки Переса наказали пятисекундным штрафом за превышение скорости на пит-лейн. Мексиканцу требовалось за оставшиеся 5 кругов создать достаточный отрыв от соперников - но времени не хватило, и под клетчатым флагом пилот «Ред Булл» пропустил на подиум Пьера Гасли. Таким образом, француз, стартовавший из-за пределов призовой десятки, отыграл 9 позиций - впечатляющий результат!

Сильное выступление показал Льюис Хэмилтон: после неудачной квалификации он сумел подняться в классификации на 7 позиций, принеся команде важные очки.

По 6 отыгранных позиций в активе Эстебана Окона и, как ни удивительно, новичка Лиама Лоусона. Француз претендовал на более высокое место на финише, в какой-то момент залетев в топ-5. В хаосе второго заряда дождя команда приняла нетривиальное решение перевести Окона на «дождевую» резину. Сам пилот это решение не оценил, назвав его худшим из всех возможных. Окона можно понять: он оказался единственным в пелотоне на шинах с синим ободком. Однако дождь внезапно резко усилился, Серхио Перес уехал на экскурсию в гравий, Макса Ферстаппена позвали в боксы... Казалось - вот он шанс, теперь-то Окон уничтожит всех своих соперников. Впрочем, тут же разбил машину Гуанью Чжоу, и гонка была остановлена.

Лоусону пришлось нелегко, однако он выступил достойно: сохранил болид в целости, да еще и финишировал выше Юки Цуноды (которого наказали 5 секундами штрафа за столкновение с Джорджем Расселлом). Сможет ли новозеландец громко заявить о себе на следующем Гран-при? Узнаем совсем скоро.

Кому-кому, а Джорджу Расселлу эту гонку занести в актив никак не получится: после ошибки команды с прогнозом на короткий дождь британец откатился в самый конец пелотона и весь заезд прорывался в призовую десятку. Перед рестартом он был 8-м, однако контакт с машиной Ландо Норриса отбросил Расселла на последнее место.

Сам Норрис, стартовавший с первого ряда стартового поля, большую часть гонки боролся в глубине пелотона, растеряв к финишу 5 позиций.

На 4 позиции в итоговом протоколе опустился Алекс Албон, однако винить пилота «Уильямс» в общем не за что: стартовавшие позади болиды ожидаемо оказались быстрее.

Абсолютно потрясающий результат показал в этот уикенд коллектив «Альпин»: после невзрачной квалификации обе машины финишировали в десятке, причем Пьер Гасли и вовсе оказался на подиуме. Команда забрала в два раза больше очков, чем «МакЛарен», приблизившись к конкурентам из Уокинга в зачете Кубка конструкторов. Хотя мне не верится, что в оставшихся Гран-при французы смогут ввязаться в битву за топ-5.

Пилотам «Альпин» не было равных и по отыгранным позициям. Если французский коллектив сумеет найти свой темп на быстром круге в квалификациях, тандем Гасли-Окон способен доставить неприятностей гонщикам лидирующей группы.

«МакЛарен» вновь испытывает трудности: после двух подиумов подряд в Великобритании и Венгрии пилоты британского коллектива откатились в район 7-го и 9-го места. В квалификациях оранжевые болиды все еще быстры, но если их гоночный темп пойдет на спад, зацепиться за 4-е место Кубка конструкторов станет невозможно.

С большим сожалением приходится констатировать, что «антилидерами» по потерянным позициям стали представители «Уильямс». С сожалением потому, что пилоты британского коллектива показали умопомрачительный результат в субботней квалификации: Логан Сарджент впервые в сезоне вышел в третий сегмент, а Алекс Албон едва не оказался на первом ряду стартовой решетки. Под занавес сессии Ландо Норрис и Джордж Расселл отодвинули его на 4-е место, но тем не менее - мало кто ожидал такого от «Уильямс».

В гонке же преимущество было утрачено еще в начальной фазе: Сарджент расколотил болид на 16-м круге, Албон почти весь заезд вел борьбу за пределами топ-5, но сумел-таки принести команде важные очки. В целом «Уильямс» продолжает понемногу прибавлять: в последних шести Гран-при Алекс Албон трижды финишировал в призовой десятке. Нам остается ждать прорыва от Логана Сарджента.

Подводя итог, нельзя не отметить «Ред Булл»: австрийский коллектив довел рекорд по числу побед подряд до 14, а Макс Ферстаппен сравнялся с результатом Себастьяна Феттеля образца 2013 года, завоевав девятую золотую медаль. На этом фоне все более выпукло выглядят неудачи и ошибки Серхио Переса: мексиканец уверенно удерживает вторую строчку в личном зачете, но нестабильные результаты вызывают все больше вопросов. Вот и в Зандворте Перес лишился верного подиума.

Противоречивый уикенд провели пилоты «Феррари»: не лучшая квалификация, а затем еще и сход Леклера. Сайнс выжал максимум возможного из строптивого болида, финишировав пятым, однако в зачете Кубка конструкторов итальянцы не только не обогнали «Астон Мартин», но даже немного отстали.

«Астон Мартин», похоже, возвращается к прежней форме. Фернандо Алонсо уверенно пилотировал болид, совершил несколько красивых обгонов в бэнкинге и вернулся на подиум после долгого перерыва в два с лишним месяца. Более того, впервые в сезоне Алонсо оставил за собой быстрый круг в гонке, заработав дополнительный балл в копилку «Астон Мартин». На фоне проблем «Феррари» борьба за 3-е место в зачете Кубка конструкторов обостряется.

В заключение - о громких заявлениях Валттери Боттаса, сделанных накануне гонки в Зандворте. В частности, финский пилот «Альфа Ромео» сказал: «Реалистично мы можем рассчитывать на седьмое место в Кубке конструкторов – и наша задача состоит в том, чтобы завоевать его по итогам сезона». В итоге Гуанью Чжоу разбил болид, а сам Боттас финишировал ниже Лоусона, впервые севшего за руль машины Формулы 1. Более того, на чистое седьмое место в Кубке конструкторов вышел «Уильямс». Думаю, прямо сейчас швейцарцам следует думать о борьбе с «Хаас», а не мечтать о топ-7.

Уже через несколько дней в Италии стартует первый гоночный уикенд сентября. До встречи в Монце!

БОНУС - Момент уикенда для сериала Netflix «Drive To Survive»

Не далее как на предыдущем Гран-при, в Спа, Пьер Гасли уже отметился попаданием в топ-3 (правда, в рамках спринта). Теперь француз вновь попал на подиум - уже по итогам воскресного заезда. Ранний пит-стоп обеспечил Гасли возможность почти всю гонку ехать в топ-4, при этом пилот «Альпин» грамотно защищался от атак Карлос Сайнса. После рестарта гонки Серхио Перес, как ни старался, не сумел опередить француза более чем на 5 секунд. В итоге место на подиуме досталось Гасли, который заработал четвертую призовую медаль в карьере. Теперь Пьер вновь лидирует в заочном соревновании со своим напарником по количеству подиумов (напомню, у Окона их три). Посмотрим, чем ответит Эстебан.