14 мин.

ГРАН-ПРИ АВСТРИИ 2023

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Lights Out»! Второй в нынешнем сезоне "спринтерский" уикенд Формулы 1 прошел на автодроме «Ред Булл Ринг» близ австрийской деревни Шпильберг. Команда "Ред Булл", лидирующая в обоих зачетах чемпионата мира, прибыла на домашнюю трассу, чтобы забрать максимум очков. Удалось ли? Об этом и многом другом вы сможете узнать в свежем материале.

Субботний спринт проходил в переменчивых условиях. Перед началом заезда прошел небольшой дождь, который предопределил старт на «промежуточных» шинах. Единственным смельчаком, выбравшим шины состава «медиум», стал Валттери Боттас. Правда, уже к завершению прогревочного круга финн понял, что риск не оправдался, и поехал в боксы.

Несмотря на влажную прохладу австрийского предгорья, старт выдался жарким: в борьбе за первое место схлестнулись Серхио Перес и Макс Ферстаппен. Корпус в корпус, колесо в колесо - отступать не собирался никто, однако в третьем повороте голландец фактически заблокировал своего напарника, вынудив того выезжать за пределы трассы. Больше всех в этом эпизоде пострадал Ландо Норрис: британец вынужден был тормозить едва ли не до блокировки колес, чудом избежав аварии с «Ред Буллом» Ферстаппена, чем воспользовались сразу пятеро соперников гонщика «МакЛарен». Среди них был и Алекс Албон, поднявшийся с 11-го на 7-е место.

5 позиций со старта отыграл Льюис Хэмилтон, проваливший квалификацию к спринту, а его напарник Джордж Расселл поднялся в протоколе на 3 строки.

После инцидента в третьем повороте Ландо Норрис не сумел исправить ситуацию - итогом первого круга для него стала потеря 7 позиций. Пьер Гасли, в свою очередь, уступил 3 позиции, а Гуанью Чжоу и Ник де Врис - по 2 позиции.

На финальные расклады максимальный эффект оказал подсыхающий асфальт. Джордж Расселл первым рискнул сменить шины на «софт», оказавшись после пит-стопа на последнем месте. Но свежий комплект сликов дал британцу такую прибавку к скорости, что в итоге он сумел ворваться в зачетную восьмерку! Более того, под клетчатый флаг он заехал одновременно с Эстебаном Оконом. Фотофиниш показал, что француз был впереди на 9 тысячных секунды.

Следом за Расселлом в боксы отправился Оскар Пиастри, а кругом позже - целая группа гонщиков, включая Льюиса Хэмилтона. Правда, реализовать преимущество по шинам удалось не всем. На мой взгляд, Расселл выбрал идеальный момент для своего пит-стопа: у британца оставалось достаточно времени, чтобы вывести шины в рабочий температурный диапазон и совершить свой прорыв. Визит в боксы одним или двумя кругами позже - и гонщик больше проиграл, чем выиграл.

К финишу Ландо Норрис сумел несколько поправить свои дела в классификации, но лишь немного: «-6» по итогам заезда и вылет за пределы очковой восьмерки, хотя квалификация к спринту прошла для британца блестяще, гарантировав 3-ю стартовую позицию. Разборки двух болидов «Ред Булл» перечеркнули планы Ландо на финиш в очках. Получилось не так ужасно, как в Испании, однако британцу стоит задуматься, уж не сглазили ли его недоброжелатели?

Кевин Магнуссен, сменивший комплект шин на «медиум», не смог извлечь из этого большой выгоды, финишировав 14-м. Таким образом, датчанин потерял 4 позиции. По 3 места проиграла целая группа гонщиков, включая Гуанью Чжоу, обоих пилотов «Альфа Таури», Пьера Гасли и Шарля Леклера.

К разговору о самой большой прибавке по очкам - по этому показателю в субботу не было равных «Астон Мартин». Команда решила оставить обоих пилотов на «промежуточной» резине, хотя разрыв между Фернандо Алонсо и Нико Хюлькенбергом на финише составил немногим более одной секунды. Однако зеленым болидам удалось отстоять свое преимущество, принеся «Астон Мартин» в обще сложности 9 очков. Отмечу, что мы вновь стали свидетелями сценария «Алонсо висит на хвосте у Стролла», и так и осталось загадкой, был ли у испанца темп для атаки на своего соотечественника Карлоса Сайнса.

А вот по отыгранным позициям в лидерах - «Мерседес». Верное стратегическое решение перевести обоих гонщиков на слики не только подняло их в общей сложности на 15 строк в итоговом протоколе, но и принесло коллективу один зачетный балл.

Надежды на очки, которые Ландо Норрис подарил болельщикам «МакЛарен» своим выступлением в квалификации к спринту, не оправдались. Для Ландо заезд пошел наперекосяк уже с третьего поворота, а Оскар Пиастри, несмотря на приличный темп на сликах, не сумел дотянуться до зачетной восьмерки.

В совокупности по 6 позиций потеряли гонщики двух коллективов - «Альфа Таури» и «Хаас». Однако индивидуально результат хуже у Кевина Магнуссена («-4»). Отмечу лишь, что Нико Хюлькенберг вновь потрясающе квалифицировался, поставил лучший круг в спринте да еще и принес команде 3 очка. С каждым Гран-при немецкий пилот все лучше приспосабливается к машине, чего не скажешь о датчанине.

Воскресная гонка проходила посуху, и вновь не обошлось без острой борьбы: Юки Цунода в первом же повороте поломал переднее антикрыло о правое заднее колесо болида Эстебана Окона, а три поворота спустя вылетел в гравий. Дирекция гонки объявила режим машины безопасности, зафиксировав тем самым итоги первого круга: лучше всех стартовали гонщики из дальних рядов, а именно Гуанью Чжоу (+3 позиции), Серхио Перес, Логан Сарджент и Ник де Врис (все - по +2 позиции).

После экскурсии в гравий Юки Цуноде пришлось совершить визит в боксы, что отбросило его в конец пелотона. Три позиции потерял Валттери Боттас, попавший в тиски между Цунодой и Оскаром Пиастри. Сам Оскар в итоге уступил не только Пересу, но и Чжоу.

Несмотря на то, что гонка прошла без особенных инцидентов, окончательные результаты стали известны через несколько часов после финиша (об этом - ниже). Тем не менее, впечатляющий прорыв Серхио Переса штрафы не затронули. Разумеется, геройствовать не пришлось бы, если бы не неудачное выступление в квалификации (уже четвертое подряд). Отмечу лишь, что к спринту Перес квалифицировался вторым. Возможно, черная полоса в выступлениях мексиканца наконец закончится?

На 5 строк в итоговом протоколе поднялись Гуанью Чжоу и Логан Сарджент. Кстати, 13-е место Сарджента - его второй лучший результат в сезоне после финиша в топ-12 в Бахрейне.

Целая плеяда гонщиков потеряла 3 позиции по сравнению со стартом, включая Юки Цуноду, Оскара Пиастри, Лэнса Стролла, Льюиса Хэмилтона и Карлоса Сайнса. Любопытное совпадение: и японец, и австралиец, и канадец совершили 3 пит-стопа по ходу заезда.

Подиум Серхио Переса и быстрый круг Макса Ферстаппена (ради которого нидерландец поехал в боксы, заставив поволноваться свою команду) принесли «Ред Булл» на 16 очков больше ожидаемого. А в целом за уикенд австрийский коллектив набрал 56 очков из 59 возможных.

По отыгранным позициям австрийцы также впереди всех - «+12» стараниями Серхио Переса. После гонки представители «Ред Булл», отвечая на вопросы журналистов, говорили о рекордах, которые команда может превзойти уже в ближайших Гран-при. Под угрозой рекорды «МакЛарен» образца 1988 года (11 побед подряд, у «Ред Булл» на данный момент 10) и «Мерседес» 2016 года (19 побед в 21 гонке сезона, у «Ред Булл» пока 9 из 9). Кроме того, если гонщики австрийской команды не проиграют ни одного заезда из оставшихся 13, «Ред Булл» сравняется с «Уильямс» по общему количеству побед. К слову, еще ни одной команде в истории Формулы 1 не удалось выиграть все гонки в сезоне. Возможно, на наших глазах пишется история.

На противоположном полюсе в очередной раз оказалась «Феррари». Результат вызывает смешанные чувства: с одной стороны, 7 потерянных очков, в том числе после выписанного Карлосу Сайнсу штрафа. С другой - Шарль Леклер завоевал серебряный приз Гран-при Австрии, доведя количество подиумов команды из Маранелло до фантастической цифры 800. Для сравнения: у ближайших преследователей из «МакЛарен» менее 500 подиумов, а у «Ред Булл», к примеру, и вовсе 248.

Еще одна ложка меда - «скудерия» второй раз подряд набрала больше всех очков за уикенд (исключая «Ред Булл», разумеется). И хотя президент компании «Феррари» Джон Элканн оценил выступление пилотов итальянской конюшни как лучшую гонку сезона, расслабляться рано: едва ли «Мерседес» и «Астон Мартин» отступят без боя в сражении за второе место Кубка конструкторов.

В «антилидерах» по потерянным позициям - «Хаас». Нико Хюлькенберг сошел с дистанции на 14-м круге, а его напарник почти всю гонку провел за пределами очковой десятки. Однако в целом этот уикенд не стал провалом для американской команды: заработанные в спринте очки подняли «Хаас» на 7-ю строку зачета Кубка конструкторов. С другой стороны, если соперники в лице «Альфа Ромео» и «Уильямс» с пользой проведут летний перерыв, результаты американского коллектива могут резко ухудшиться.

В заключение хотелось бы отметить выступление Ландо Норриса, который остановился в шаге от очков в спринте, а по итогам гонки занял 4-е место. И пусть этот результат стал возможен во многом благодаря перестановкам в протоколе после заезда, сейчас «МакЛарен» далеко не в том положении, чтобы отказываться даже от одного зачетного балла. Основной проблемой остается исключительная нестабильность в результатах - и эту проблему надо решать в первую очередь.

Совсем скоро стартует Гран-при Великобритании. До встречи в Сильверстоуне!

БОНУС - Момент уикенда для сериала Netflix «Drive To Survive»

На этот раз в качестве момента уикенда стоит выбрать события, которые происходили уже по завершении воскресной гонки. Судьи в ходе всего уикенда были очень дотошны в вопросе соблюдения гонщиками границ трассы. Пилоты же в поисках лучшего времени на круге использовали любой доступный сантиметр трека, частенько выезжая на поребрик всеми четырьмя колесами (особенным местом автодрома в этом смысле стал 10-й поворот). В итоге по ходу гонки многие пилоты получили штрафы за подобное нарушение, однако основные разбирательства начались после финиша. В «Астон Мартин» решили опротестовать результаты заезда, объяснив это тем, что не все гонщики, выезжавшие за пределы трассы во время гонки, были оштрафованы. Судьи рассмотрели более 1200 сообщений о таких нарушениях и наказали аж 8 человек! Карлос Сайнс отправился на 6-е место, пропустив вперед Ландо Норриса и Фернандо Алонсо, Пьер Гасли поменялся местами с Лэнсом Строллом, едва не выпав из очковой десятки, а Эстебан Окон схлопотал в совокупности 30 секунд штрафа. Также были наказаны Льюис Хэмилтон, оба пилота «Уильямс» и «Альфа Таури».

Среди предложенных решений проблемы - установка более высоких поребриков, создание гравийной зоны за пределами трассы либо снятие любых запретов. Какое будет принято решение, узнаем через год, тем более что Гран-при Австрии останется в календаре Формулы 1 еще как минимум на семь сезонов. Нет сомнений лишь в одном: результаты гонки не должны кардинально переписываться после завершения уикенда.