7 мин.

Пловец Шаварш Карапетян

Это мог быть просто интересный опус о многократном чемпионе мира и Европы по подводному-плаванию.Однако речь пойдёт не о спортивных достижениях,Шаварш Владимирович настоящий герой,спасший не один десяток жизней.

Шаварш Владимирович

16 сентября 1976 года. Шаварш вместе с младшим братом Камо, таким же пловцом-подводником, и тренером Липаритом на тренировке — бежит вокруг Ереванского озера привычные 20 км с привычным 20-килограммовым рюкзаком за спиной.

В это же время по дамбе Ереванского озера едет троллейбус №15,в котором находятся 92 пассажира.

Версий произошедшего далее две:

1.У водителя случился сердечный приступ и троллейбус потерял управление. Те же, кто стоял рядом с кабиной, все видел и выжил, рассказывали иное (официально расследование по этой версии не проводилось — не хотели поднимать шумиху).

2.Едет в этом троллейбусе пассажир имени которого история не сохранила,однако по словам выжевших очевидцов,человек этот из "мест не столь отдаленных".одходит к кабине и просит затормозить прямо на дамбе, где остановок не было и нет. Ему, возможно, искупаться захотелось или просто воздуха и простора. Водитель ему отказывает, пассажир настаивает, водитель говорит буквально: «Пошел на... Для тебя это не такси!» Пассажир берет какую-то увесистую железку — что-то из инвентаря — и со всей своей дури бьет водителя по затылку.

С берега все выглядело неправдоподобно: троллейбус на полном ходу дернулся вправо, проломил ограждение, насмерть сбил удившего парнишку и огромной неуклюжей то ли рыбой, то ли птицей нырнул в Ереванское озеро метрах в 25 от шоссе.Меньше чем за минуту 92 человека — почти битком набитый троллейбус — ушли на дно. Огромная машина застряла на подводном склоне мордой вниз — кабина на десятиметровой глубине, зад метра на три повыше. Над поверхностью жалко торчали кривые штанги и кругами расходилась вода, непроглядная от взметнувшегося со дна ила. Кто-то погиб сразу. Кто-то был жив и выбрался самостоятельно, кто-то не мог даже пытаться, а некоторые спасались от подступающей воды, пробираясь в конец салона, — под колпаком заднего стекла оставался воздух, там можно было дышать и ждать разве что чуда.

— Не хочу себя рекламировать, но я понимаю, что в этот момент в этом месте никто не смог бы сделать то, что сделал я. Вся моя спортивная подготовка соответствовала этому мгновению, и ждать было нечего.

Температура воды — 14-15 градусов, терпимо, но все же не самая комфортная среда для человека, только что пробежавшего кросс. Шаварш нырнул, наткнулся в мутной воде на металл, нащупал стекло, разбил ногой окно, порезался, схватил кого-то за волосы, оттолкнулся от троллейбуса и вытащил первого человека — Камо его подхватил. Набрал в легкие воздуха, нырнул, опять окно, опять битое стекло, второй человек на поверхности — Камо подхватил. На берегу собирались люди, на воде появились лодки, чтобы подбирать спасенных и спасшихся. А тонущие люди ведут себя по-разному. Один начинает отбиваться, когда его хватают за кудри, другой мертвой хваткой вцепляется в ноги спасателя и грозит потопить и себя, и его, третий впивается в поручень и не отпускает. И таких десятки. И когда тебя хочет утопить утопленник — страшно.

— Нет в мире бесстрашного человека. Бесстрашие появляется с профессионализмом, к бесстрашию приводит опыт. И все равно я боялся, когда поплыл туда и нырнул в первый раз.

С берега опять все выглядело неправдоподобно: минута — человек, минута — человек, минута — человек. Шаварш хватает тело, отталкивается от крыши троллейбуса, Камо ныряет ему навстречу, на глубине метра-полутора подхватывает спасенного и вытаскивает на поверхность. Шаварш выныривает, вдох-выдох-вдох — и снова под воду. Видимость — ноль.

— Всегда мой тренер говорил, что одного вдоха недостаточно для мозга, а тут я в какой-то раз вынырнул, сделал вдох и обратно ушел — настолько обнаглел со всеми своими спортивными разрядами и рекордами. И я почти потерял сознание, действовал рефлекторно, схватил очередного и не ощутил, что это сиденье, а не человек... Никто не может попрекнуть меня, кроме меня самого, — но я себе этого очень долго не прощал. Это сиденье стоило одной жизни.

Двадцать с лишним минут Шаварш нырял и поднимал на поверхность человека за человеком, наконец остановился. Продолжать не имело смысла — живые в троллейбусе к тому моменту закончились.

Сколько всего людей они с Камо подняли со дна, неизвестно, никто тогда не считал. Больше двадцати? Точно. Больше тридцати? Возможно. Из спасенных ими пассажиров выжили 20, а всего спаслось 46 человек, ровно половина.

После короткого полуобморочного отдыха Шаварш нырял снова, чтобы зацепить за кузов троллейбуса тросы подогнанных кранов, — больше некому было, у спасателей с береговой станции в баллонах не оказалось кислорода. Получилось не с первого раза. Он провел в осенней воде не меньше 40 минут, а через три четверти часа после катастрофы погибший троллейбус уже выволокли на берег — такой слаженности и быстроте позавидуют и современные службы спасения. Дело было сделано.

Троллейбус

Выйти сухим из этой воды не получилось. Двусторонняя пневмония, заражение крови — Шаварш Карапетян провел в больнице 45 дней. Вышел оттуда с поврежденными легкими, с поврежденными ногами, с поврежденным здоровьем. Он, конечно, вернулся в большой спорт, но, по сути, лишь для того, чтобы присутствовать на финале своей блистательной карьеры. Сам он говорит об этом мягче: «Конечно, прежнего блеска уже не было». В 1977 году был еще один — последний, 11-й — мировой рекорд на 400 метрах, были еще первые места, но все это через боль и преодоление, на пределе возможностей. В 80-м он ушел из спорта.

В циничном мозгу рождается вполне здравая мысль: а не жалеет ли этот человек, что погубил лучшего подводника страны? Что утопил его в грязной воде Ереванского водохранилища? Ведь там была какая-никакая спасательная служба на берегу, пусть и без воздуха в баллонах. Там было полно сбежавшихся отовсюду людей. Там был брат, которого можно было бы подстраховать с лодки.

— Иногда я задаю себе этот вопрос: а если б я не пошел в воду? И что? И я стал бы говнюком для своего народа. Для человечества. Фиг с ним, чемпионами могут быть и другие — а для тех людей чемпион не нужен. Им нужно, чтобы они жили. Помните этот анекдот? К утопающему подплывает катер, а он говорит: «Нет, меня Бог должен спасти!» А потом уже на небесах Бог, увидев этого человека, удивляется: «Ты как тут оказался? Я же катер к тебе отправил!» Вот я и был этим катером.

Карапетян

У Шаварша Карапетяна трое детей — две дочери и сын. На вопрос, какой день в своей жизни он считает главным, Шаварш Владимирович, для приличия порассуждав о том, что в жизни вообще много хороших красивых дней, отвечает: главный день — день рождения сына. Тиграну 15 лет, он занимается плаванием (обычным, не подводным), и отец очень хочет сделать из него большого спортсмена, потому что знает, как делаются большие спортсмены.

А были и ещё подвиги...8 января  1974 года Шаварш Карапетян возвращался на автобусе со спортивной базы Цахкадзор  (всесоюзная спортивная база для тренировок советских спортсменов к олимпийским соревнованиям) в Ереван.В автобусе в тот момент находилось более тридцати пассажиров, включая спортсменов. На крутом подъёме водитель вынужден был остановиться, поскольку заметил неполадки в работе мотора, и выйти. В тот же момент неуправляемый автобус тронулся с места. Первым отсутствие водителя заметил Карапетян, который сидел ближе всех к кабине шофера. В попытке остановить автобус и избежать падения в ущелье, Шаварш локтем разбил стеклянную стенку, отделявшую кабину от салона, и резко направил автобус в сторону горы. При анализе этих событий было определено, что такое решение было единственно правильным для предот­вра­ще­ния катастрофы.

И ещё...19 февраля 1985 года Карапетян стал участником спасения людей в другой аварийной ситуации — на пожаре в Спортивно-концертном комплексе в Ереване (на холме Цицернакаберд). Карапетян оказался на месте возгорания одним из первых и принялся помогать пожарным. Получил травмы и ожоги.

Сюжет о Шаварше Владимировиче:

 

P.S. 6-го октября Шаварш Владимирович был факелоносцем и волею судеб факел потух...так вот,было много насмешек по этому поводу,а я вот полностью соглашусь с Владимиром Соловьевым,который все верно сказал.