4 мин.

Вопрос, конечно, интересный

Судя по последним сообщениям из Будапешта и Маранелло, Фелипе Масса выбыл из строя надолго. Нужна замена.

Случись такое с любой другой командой, вопрос решился бы просто, без особых драм. Вызвали бы резервного гонщика или кого-то из молодежной программы, если она есть, да и все дела!

С «Феррари» сложнее. И во времена Комендаторе, и в свою новейшую эпоху Скудерия считалась этакой иконой европейского автоспорта. Благополучие этой команды, ее конкурентоспособность всегда были частью интриги, определявшей имидж «Формулы-1». Гоночный гигант из Маранелло против британских «гаражистов»! Или наоборот: «гаражисты» против «Феррари», – этот сюжет эксплуатировался годами.

Вот почему после ухода Михаэля Шумахера с неослабевающим интересом обсуждается вероятность перехода под знамена Скудерии любого из тех, кто обладает харизмой, задатками лидера. Райкконен надежд не оправдал, Масса всегда считался командным игроком и не более того, – и на протяжении двух с половиной лет ни на неделю не прекращаются спекуляции о претендентах в «новые Шумахеры». Кубица, Феттель, Алонсо, Хэмилтон – стоит на гоночном небосклоне заблистать очередной звезде, и тут же можно услышать рассуждения о том, насколько к лицу пришелся бы ей алый комбинезон.

Так было практически всегда! У Энцо Феррари стремились гоняться лучшие из лучших, и Старик даже спекулировал на этом, когда речь заходила о размерах гонораров или призовых: «Выступать у нас – это уже большая награда!..»

Интересно вспомнить некоторые фрагменты истории внеплановых замен в составе Скудерии.

Август 1976 года. Достоверных сведений о состоянии Ники Лауды еще нет, а наследник уже готов: Карлос Рейтеманн быстренько развязал контракт с «Брэбэмом», готовясь занять «освобождающееся» место, и это даже привело к конфузу, когда Ники, превозмогая боль от ожогов, вышел на старт в Монце. Для Рейтеманна пришлось готовить третью машину…

1982 год. В ходе сезона состав команды сменился полностью. Когда погиб Жиль Вильнев, на замену пригласили свободного от контракта Патрика Тамбэ. Француз до этого звезд с неба не хватал, стоил недорого, но всегда считался гонщиком небесталанным. Когда же из строя выбыл и Дидье Пирони, в Монцу позвали харизматичного Марио Андретти. Итальянец по рождению, великий Марио не смог устоять от искушения предстать перед соплеменниками в такой момент и в такой роли! В начале 70-х, когда команда была не в лучшей форме, он провел в составе «Феррари» несколько гонок, и отработал свой выход на высочайшем эмоциональном подъеме, поднявшись на подиум – вместе с Тамбэ.

Июль 1999 года. Лука Бадоер уже готовился выйти на замену получившему травмы Михаэлю Шумахеру, но свободное место досталось человеку со стороны, Мике Сало – таково было пожелание самого Шумахера.

Каждый раз руководству команды приходилось решать непростую задачу, как с морально-этической, так и с коммерческой точки зрения. Нынешний случай не исключение. Очень уж неудачный момент выбрала эта злосчастная пружина, чтобы выбить из строя Массу! Впереди еще значительная часть сезона, но нужно думать не только о текущих результатах, но и о будущем. В этом ключ проблемы.

Где гарантия, что Фелипе вернется в строй хотя бы на заключительную часть сезона? Какие последствия будут иметь его травмы? Сможет ли он выступать в полную силу в следующем сезоне? На какой период понадобится замена: на пару-тройку ближайших гонок или… навсегда?

Проще всего было бы взять тайм-аут и вызвать кого-то из тест-пилотов, Луку Бадоера или Марка Жене. Но проблема в том – и именно это имел в виду испанец, когда говорил в воскресенье, что вряд ли ему стоит рассчитывать выйти на замену, – что сегодня, когда счет в каждой из квалификационных сессий идет на доли секунды, нет никакой гарантии, что растренированные и не слишком мотивированные Бадоер и Жене выдадут нужный команде результат.

Значит, должны сработать другие аргументы. В идеале неплохо было бы посадить в кокпит человека, на которого команда хотела бы сделать ставку в будущем. Фамилии мы уже перечисляли, но любой из названных выше связан контрактными обязательствами с другими командами.

Ходят слухи, что Алонсо готов немедля разорвать контракт с «Рено» после очередного потерянного на «Хунгароринге» колеса. Но французам не меньше итальянцев нужен сильный гонщик – и если вырвать из их рядов двукратного чемпиона мира прямо сейчас, когда нет достойной замены, запросто можно подтолкнуть «Рено» к решению о прекращении программы «Ф-1».

Рассматривать же кандидатов, неизвестных широкой публике, просто не имеет смысла – это же «ФЕРРАРИ»! И ей нужен лидер, который возглавит поход обновленной команды за возрождение ее былой славы.

Шумахер? А что, это вариант! В свои сорок лет Михаэль в хорошей физической форме и соблазн напомнить о себе может оказаться велик, тем более что впереди и его любимая Спа, и очень важная для команды Монца. В кратковременной перспективе это мог бы быть сильный ход: герой, мастер, завершивший карьеру на пике славы, в трудную минуту подставляет плечо своим братьям.

Но согласится ли Шумахер? В условиях запрета на тесты он обречен на роль статиста. Надо ли это ему? Конечно, у «Феррари» есть Фьорано и Муджелло, где можно потренироваться за рулем прошлогодней машины. Есть Вайрано, где под видом «линейных тестов» можно приспособиться к нынешней модели. Хватит ли этого, чтобы выглядеть достойно?

Как видите, поиск замены в «Феррари» – та еще головная боль!..