4 мин.

Чао, Флав!

Экклстоуну придется искать себе нового наследника. Флавио Бриаторе, претендовавший на пост распорядителя коммерческими правами «Формулы-1», навсегда отлучен от гонок «за действия, наносящие ущерб репутации спорта».

В истории с «Рено» для меня самое удивительное, как это Флав умудрился так вляпаться! Это при его-то прагматизме и волчьем инстинкте! Как могло изменить ему чувство опасности, когда он принимал решение о переводе в запас Нельсона Пике? Ведь знал же о том, какая фига лежит в кармане у Пике-старшего. Все об этом знали! Стоило потерпеть пару месяцев, и никакого скандала не было бы. По окончании сезона Пике-младший пошел бы себе, солнцем палимый, как не оправдавший надежд – очередная жертва пресловутого «персонального менеджмента» в исполнении циничного итальянца. А Бриаторе сохранил бы и власть и влияние. Да и вообще, все осталось бы на своих местах…

А вот не осталось! Королева распростилась с человеком, стремившимся изменить ее облик, и гоночные пуристы, вроде Фрэнка Уильямса, в душе наверняка благодарны за это Максу Мосли. Или семейству Пике.

В «Формуле-1» не принято сочувствовать проигравшим. О ветеранах вроде Дэйва Райана, Патрика Симондса или Найджела Степни, отдавших автоспорту всю свою жизнь и вынужденно покинувших падок Гран-при, здесь вспоминают с теплотой и сожалением – они были свои. Бриаторе, просуществовавший в этом же мире два десятилетия, таких эмоций не вызовет. Он был другим, не этого поля ягода – и таким оставался на протяжении всей своей гоночной карьеры. Его не интересовали машины, моторы, аэродинамика, искусство вождения и прочая ерунда, составляющая основу этого спорта. Бриаторе в автогонках привлекало совсем иное. Для него это был отличный, глобальный бизнес с огромными оборотами и мировой славой – не то, что торговля каким-то там текстилем.

Он искал здесь свою формулу успеха – и без труда нашел покровителя в лице Берни Экклстоуна, оценившего деловой подход итальянского коллеги, углядевшего в нем человека, близкого по духу. Чемпионат мира должен быть зрелищем, красивым продуктом, который можно продать кому угодно и хорошо на этом заработать, – такова их философия.

Оговорюсь: лично я не вижу в этом большого криминала, но меня в гонках всегда привлекала борьба людей, а не компаний (команд) и уж тем более не технологий. Зрелищность – следствие этой борьбы, не самоцель. Но в «Ф-1» личность гонщика сознательно и старательно подавляется, и это отлично видно на примере конвейера по подготовке кадров для профессионального автоспорта, созданного Флавио Бриаторе под флагом молодежной программы «Рено».

Идея такого метода продвижения гонщиков принадлежит другим. Задолго до появления Флава в автоспорте существовали похожие программы, и одной из самых известных была программа «Мальборо». Похожие – но не такие! Та же «Мальборо» вкладывала свои средства в тех, кто делом доказал свой талант. Там прекрасно понимали, что классный гонщик – штучный товар (да простят меня за такое сравнение гонщики!), а никак не массовое производство. А вот Бриаторе поставил дело на поток, конвейер, сродни тому, что можно видеть в паркеровском фильме по пинкфлойдовской «Стене»: безликая толпа индифферентно марширует по направлению к мясорубке…

«Рено» с ее возможностями, интересами и амбициями послужила отличной питательной средой для продвижения идей Бриаторе. Его агенты засыпали предложениями о контрактах всех ведущих гонщиков национальных чемпионатов «Формулы-Рено». Первые десять из итальянского, немецкого, британского, французского первенства получали их автоматом. Условия договора довольно жесткие: желающим поучаствовать предлагается продать свою душу никак не меньше чем на 10 лет. Если бы вы знали, сколько наивных мотыльков пообжигало на этом свои крылышки, сколько осталось безвестными, так и не получив от Бриаторе никаких предложений, но оказавшись надолго связанными с ним контрактными обязательствами…

Со временем в эту структуру была включена «Формула-Ниссан»/Мировая серия «Рено», а также серия GP2, заменившая Международную «Ф-3000». Последним проектом напрямую руководит Брюно Мишель, непосредственный помощник Бриаторе.

Имея столь разветвленную систему отбора кадров, нетрудно играть в коррупционные игры. Яркий пример: судьба аргентинца Хосе Мария Лопеса. В свое время довелось выслушать немало историй о том, как этого не очень-то талантливого, но обеспеченного парня буквально за уши тянули в «Формулу-1». Дотянули до тестов в «Рено» и «Минарди», попутно произведя в чемпионы итальянской двухлитровой «Ф-Рено» и серии «Рено V6». И где он теперь, этот парень, переигравший в 2003 году самого Роберта Кубицу (кстати, тоже участника программы «Рено», но не такого богатого)?..

Разумеется, есть и позитивные примеры. В разное время подопечными Бриаторе были (и некоторые остаются до сих пор) Физикелла, Трулли, Алонсо, Ковалайнен, Уэббер, Грожан. Алонсо – выстрел в десятку для обеих сторон. Физикелла и Трулли, пережив немало разочарований, с трудом, но вырвались на свободу. Уэббер попытался – и вернулся. Ковалайнен и Грожан не спешат этого делать, прекрасно понимая, что в роли свободных агентов у них мало шансов…

Пике – тоже из тех, кто рискнул продать свою душу итальянскому дьяволу и обжегся на этом. Ну не было у него другой возможности пробиться в королевский класс! Только через Бриаторе, который, между прочим, за свои услуги запросил 20% от заработков способного бразильца. Наверняка, сегодня оба вспоминают о договоре, подписанном в конце 2006 года, с сожалением, и еще не известно, кого из них это чувство гложет сильнее.

Но теперь это их личные проблемы…