Жизнь после Мосли
Макс Мосли уходит с поста президента ФИА. Он сам сообщил об этом в среду в письме членам Федерации, подтвердив тем самым договоренности, позволяющие сохранить единство в спорте. Теперь самое время приступать к восстановлению изрядно расшатанного гоночного хозяйства…
Одиозный. Обидно, наверное, остаться в памяти потомков с такой вот приставкой к своей фамилии. Увы, но надо уметь не только красиво войти, – как устами Штирлица говаривал Юлиан Семенов. Куда важнее красиво выйти – последние слова (дела) запоминаются лучше.
В последние годы Мосли при неизменной поддержке Экклстоуна наломал столько дров, что ныне все слова уходящего президента о том, как он заботился о проблемах автомобилистов, сколько сделал для безопасности гонок и еще для чего-то такого же важного и общественно полезного, не имеют никакой цены.
Вошел-то он красиво! Взял на пару с Берни действующего президента (тогда) ФИСА Жана-Мари Балестра практически на понт, напугав перспективой раскола в «Формуле-1» – священной корове ФИА. Балестр в свое время тоже наделал немало глупостей и в конце концов вызвал активный протест автократическими методами руководства спортом. Альтернативу в лице образованного и энергичного Мосли встретили на ура и с готовностью поддержали на очередных выборах.
«Вообще-то я не планирую уделять «Формуле-1» много времени, – кокетничал тогда Макс. – Она ведь и сама неплохо самоуправляется!»
Но уже очень скоро стало совершенно очевидно, что истинной целью воцарения Мосли на троне ФИА была приватизация – причем, не только «Формулы-1», но и всей Федерации в целом.
«Пару лет назад Макс и Берни узурпировали «Формулу-1», – признал в одном из интервью в 1993 году Фрэнк Уильямс. – Теперь они делают с ней, что хотят, и нам приходится терпеть. Мы ничего не можем с этим поделать!»
Итог известен. Берни, действуя в стиле Михал Самуэлевича Паниковского (помните: «Паниковский всех вас купит, продаст, потом еще раз купит…» и так далее?), создал финансовую пирамиду, которая поедает сама себя. Откуда, вы думаете, эта странная любовь к освоению новых (нефтедолларовых) территорий? Почему «Формула-1» не желает поступиться ни единым евро, навязывая организаторам гонок кабальные промоутерские сборы, и в результате теряет места своего традиционного обитания? С чего вдруг возникла эта безумная идея ограничить бюджеты команд? И почему Берни при этом отказывается от любых переговоров по вопросам более справедливого распределения доходов?
Ответ прост: «Формула-1» ныне принадлежит брокерской компании CVC Partners. Два года назад она выкупила контрольный пакет ФОМ вместе с принадлежащими ей коммерческими правами «Ф-1», а Экклстоун с тех пор исполняет обязанности генерального директора компании Alfa Prema, управляющей инвестициями, вложенными CVC в «Формулу-1». Но что самое замечательное, деньги-то CVC вложила не свои, заемные, и теперь должна всем! Вот на погашение этих долгов и уходит та часть денежного пирога, которая по Договору Согласия остается у Берни.
Зная это, нетрудно понять раздражение менеджеров ведущих команд «Ф-1». «Мы живем по календарю, который не устраивает ни нас, ни наших спонсоров, – говорит один. – Причина одна-единственная: необходимость выплачивать этот чертов долг CVC. Вот откуда эти невероятные цены на билеты – нормальные люди не стали бы их покупать и за половину стоимости!»
«Мы не прочь, конечно же, оставить пару гонок в Азии, но нам жизненно необходимо вернуться в Северную Америку, – утверждает другой. – Монреаль – крайне важная для нас гонка, но мы просто обязаны гоняться в США. Вопрос настолько серьезен, что вполне можно согласиться и на некоторое самоуничижение; к примеру, лет пять, если необходимо, погоняться без всяких выплат, всерьез заняться продвижением чемпионата, показать наши машины на Таймс-сквер, чтобы сказать американцам: «Мы знаем, что сейчас мы вам не очень-то интересны, но мы нуждаемся в вашей любви». Нам нужно гоняться там, где наши спонсоры продают свои товары и услуги, а не в странах, способных скупить весь мир на корню, но абсолютно чужих «Формуле-1».
Ну и последняя капля: «Мы не понимаем, что у нас за правила. Сегодня KERS, завтра бюджетное ограничение и двойной регламент, послезавтра еще что-то. Нам нужна стабильность!»
Это снова к Мосли, сумевшему в угоду своим политическим амбициям довести до абсурда политику в области управления спортом. Месяц назад я писал, что недовольство прошло критическую точку и кому-то придется уйти. Сегодня уже известно, кому.
Предвыборная кампания потенциальных кандидатов только что началась. Сам Мосли в качестве своего преемника предлагает Жана Тодта. Бывший раллийный штурман (ездил с Уве Андерсоном, Йоахимом Вармбольдом, Ханну Микколой, Тимо Мякиненом, Ги Фрекеленом) в середине 80-х вывел «Пежо» в чемпионы мира по ралли, в начале 90-х организовал этой же компании победы в Ле-Мане, ну а его работа на посту спортивного директора «Феррари» в представлении не нуждается.
Успешный менеджер, но весьма и весьма неоднозначная фигура как политик. И дело даже не в скандальном «Рубенс, пропусти Михаэля вперед в интересах команды». Если бы Тодт баллотировался на госдолжность в России, его наверняка забраковали бы. Да, сам он уже два года не имеет ничего общего ни с «Феррари», ни даже с «Мазерати». Но в «Формуле-1» набирает силу его сын Николя Тодт, а это значит, что на самом деликатном направлении работы будущего президента ФИА у Жана Тодта есть свой очевидный меркантильный интерес…
В минувшие выходные в качестве гостя на Гран-при Германии пожаловал другой известный в прошлом раллист, финн Ари Ватанен. Он стал чемпионом мира в 1981 году в паре с Дэвидом Ричардсом (да-да, тем самым, хозяином «Продрайва»), выиграл десяток этапов чемпионата мира и четыре «Дакара». В конце 90-х закончил гоночную карьеру ради политической.
С 1999 года Ватанен – член Европарламента, занимается вопросами транспорта (мобильности), работает во французском фонде «Мобильность во имя процветания». Как политик пользуется в Европе большим авторитетом и вполне мог бы баллотироваться в Европарламент на третий срок, но на предложение своих соотечественников уже ответил отказом. Ватанен всерьез настроен поработать в ФИА, и визит в Нюрбургринг послужил для него стартом предвыборной кампании.
С точки зрения будущего Ари, видимо, более предпочтительный кандидат – уже хотя бы потому, что это человек нейтральный, но при этом прекрасно знающий спорт изнутри. Кроме того, ФИА – это ведь не только спорт и опыт, влияние и связи Ватанена вполне могли бы помочь укреплению авторитета Федерации.
С другой стороны, все более возрастающим влиянием в ФИА пользуется Лука ди Монтеземоло. В президенты он не рвется, но его поддержка наверняка сыграет важную роль в предпочтениях тех, кто в октябре будет нажимать кнопку (или как там у них происходит процесс подачи голосов).
Монтеземоло сумел свалить Мосли, но это пока лишь локальная победа. Свое слово еще наверняка скажет аппарат, подобранный нынешним президентом, и потому будущее нашего любимого спорта по-прежнему вызывает тревогу.
welzevol, верно говоришь. там на разных трассах разных гонщиков так «любят» :)
Но так ли уж нам интересно ее мнение? :)
Теперь о вашей родной Карелии - мне тоже очень близка Карелия, ведь 48 лет назад я начал свою деятельность по обеспечению флагмана отечественного бумажного производства в Кондопоге, моя контора усиленно работала и с Костомукшским ГОКом.
А в части проявления национализма, конечно ситуация в Карелии разнится от Молдавии, которая тоже очень хотела оказаться в составе независимой, но нищей Румынии. Карельский национализм видимо другого характера, всем ясно, что Финляндия стала богатым и высокоразвитым государством. Но возникает вопрос - а сама Финляндия, а не её отдельные политиканы, хочет возврата обнищавшей в советское время Карелии? Или я чего то не знаю и в чем то не прав?
Да, и ОТКУДА в вашей голове появилось словосочетание «Карельский национализм»? Вы ваще о чём?
Если Кондопога «прозвенела», то там скорее «низы - не хотели, а верхи - не могли» и к национализму это не имеет отношения. Просто, «списать» на национализм значительно легче, чем комплексно решать большие и сложные проблемы, чего власть в России по определению делать не умеет.
А насчёт присоединения Карелии к Финляндии - это вообще «бред сивой кобылы», ржунимагу=))
п.с. предлагаю завязать дискуссию про эти американские шоу-гонки. пустой треп. ни к чему продуктивному мы не придем - доказано. :)
За Трейси я когда-то болел. Он не сдал,он сдался (или сдулся) своему главному обидчику.И мне неприятно о нём говорить. Что-то типа хуже Барикелы стал.
Я знаю про вранье о Ратценбергере и Сенне. Когда дело касается смертей, то тут вся Ф1 отходит на второй план. Не знаю, как тебе ответить, извини. Я просто люблю Ф1 и точка.
П.С. Да уж с Индикаром тебе не повезло.
П.П.С. Скачивать гонки инди долго, я нетерпелив. Лучше заказать по почте разом. Но, блин, ща с деньгами у меня туго. Но когда-нить я закажу, хочу на Найджа посмотреть, на Вильнева, Трейси молодого, Рейхола, Эмо.
Кстати, как считаешь, почему Трейси так сдал под конец карьеры?
А затем эти «преклонники» точно также ходили на этапы американских гоночных серий, так что я бы не стал разделять по такому принципу, вот сюда приходят одни люди, а сюда другие. Поэтому то были не «американские преклонники ф1», а «американские преклонники гонок»:))
«ну хотя бы те же японцы,если бы этот фарс случился бы у них где-нибудь в Сузуке?»
Поговаривают, что в Японии граждане подисциплинированнее будут. Не знаю, может враки...
Любопытно было послушать высказывания о НАСКАРе от человека,который его не смотрит. И про «шоу» и про «цирк». Забавно,по-крайней мере. А чего не ладится с архивом-то по ф1? У тебя же Интернет есть? А в нём по этой самой ф1 столько всё понавалили,что бери-не хочу! Скачивать гигами можно.Одних фоток тысячи. Это тебе не историю ИндиКара изучать.
По Трейси понятно.
П.С. ухожу, работа ждет :)
Гордона вот закидывают:)
Было плохо после Австрии02 (надеюсь не будем перетирать эту тему, бередить раны), но Ф1 мне всегда интересна.
Хотя вру, было несколько раз чувство некоего отторжения. Но не потому, что Ф1 меня задрала, а потому что у меня столько всего на компе лежит непрочитанного и все время не успеваю прочитать - расстраивает. Сколько уж пытаюсь архив упорядоченный создать, но это так долго и нудно, что времени просто жаль - так все и висит - тут-там. :)
Кстати, я хотел написать фразу, которую Андрей привел про политику в наскаре, но не стал, т.к. не слишком-то осведомлен об этих гонках, но мне всегда казалось, что раз уж в америке гонки - это шоу и все делается ради этого шоу, то там по-любому и политики навалом, и цирк там - отец родной. Гонщики вроде раскованнее себя ведут, разговорчивее, но все они ходят под спонсорами и говорят то, что от них хотят услышать сопнсоры. По 7тв наскар показывали, дак там победитель вылезает из машины, ему вопрос - типа крутая гонка и все такое, а гонщик как по бумажке, хочу поблагодарить моего спонсора и понес. Не претендую на объективность, но сколько ни смотрел, все время так.
А уж как зрители там себя ведут - это кошмар! Неуважаю.
Что тут делаю? Просто нету здесь пока таблички: «Всякому презирающему ф1 вход воспрещён!» Здесь же пишут о ф1,ну и я пишу о ней тоже.А потом,согласитесь,ведь есть же в ней много такого,за что её можно презирать или,в крайнем случае,не любить? Ответьте. Только без лукавства. Я Вам постараюсь поверить.
наскар мне неинтересен, формулы рулят
не пойму, что вы тут-то делаете, если Ф1 презираете?
Как говорится, труба пониже, да дым пожиже.
Может, потому не так и заметно :)