7 мин.

Монтелла вернул Турцию в плей-офф топ-турниров. Но пик еще впереди

Арда Гюлер с нами надолго.

Турция шестнадцать лет не играла в плей-офф. На чемпионаты мира не пробивалась с тех пор, как покорила Японию и Корею. На последних Евро вылетала из группы.

За это время потеряли пару неплохих поколений. Когда появилось еще одно, страна сделала главное: подобрала тренера.

Монтелла – последователь Гвардиолы, который ускорил перемены в итальянском футболе

Несколько лет назад британский The Athletic собрал 20-ку самых тактически значимых команд 2010-х. В рейтинг, почти целиком состоявший из икон уровня «Атлетико» и «Ман Сити», угодила «Фиорентина» Монтеллы. Она ничего не выиграла, но те, кто видел ее, не забыли подаренные впечатления.

Винченцо попал во Флоренцию в 2012-м. Ему было 38; он сохранял поджарую фигуру, безупречную (если килограмм геля вообще может быть безупречен) прическу, которую не растрепать ураганом, и узнаваемую нервную энергетику. Пиджак на нем выглядел стильно и неестественно. Казалось, он вот-вот сорвется и забьет, ускользнув ото всех.

Его идеи были непростыми и ясными: Монтелла первым в Италии последовал за Гвардиолой. «Он днями следил за Пепом: за движением в атаке, затяжным перепасом», – вспоминал Алессандро Биринделли. Винченцо мечтал о похожем футболе. Он маниакально настраивал треугольники, оттачивал структуру владения и натаскивал на агрессию после потери. Ему хотелось короткого паса и технического превосходства.

Различий было немного, но они определили стилистическое своеобразие «Фиорентины». Монтелла часто использовал 3-5-2, которую подхватил у Капелло в «Роме», а в остальное время переключался между 4-3-1-2 и 4-3-3. Выбор зависел от набора полузащитников. Иногда флорентийцы отказывались от прессинга, чтобы потом раскрыть соперника – в мире Гвардиолы такое недопустимо.

Но главное: Монтелла играл с четырьмя плеймейкерами одновременно. Его 4-3-1-2 заполняли Давид Писарро, Матиас Фернандес, Борха Валеро и Альберто Аквилани. У них не было жестких ролей. По ходу карьеры все поиграли на разных позициях в полузащите, неизменно отвечая за связывание игры, и тренер использовал это: они свободно менялись, вольно заполняя зоны между линиями и запутывая соперника.

Стиль при этом оставался неизменным. Игроки одной линии двигались друг от друга, разрывая дистанцию. Соперник раскрывался, бегая за мячом, а флорентийцы терпеливо выискивали брешь – и, едва нащупав, прерывали горизонтальный перепас. Если владение становилось стерильным, солист (вингер или второй форвард) взрывал его ярким экспромтом; на позднем этапе эту роль играл молодой Салах – его преображение началось со знакомства с Монтеллой.

В первый же год «Фиорентина» взлетела с 13-го места на 4-е. В двух других повторила результат. Для Лиги чемпионов этого не хватало, но флорентийцы добирались до полуфинала ЛЕ. Директор клуба Эдуардо Мачия восхищался: «Монтелла превратил одаренных игроков в победителей. Назначив его, мы получили нечто большее, чем просто тактику. Что-то на уровне Гвардиолы».

Величайший комплимент «Фиорентине» отвесил сам Пеп. Когда Марио Гомес засобирался из Мюнхена, каталонец отправил его во Флоренцию – и отдельно посоветовал поработать с Монтеллой.

Винченцо показал Италии, что необязательно подстраиваться под соперника и выжидать ошибки, защищая гарантированный минимум, чтобы добиться успеха – сделал то, что не удалось Луису Энрике и Гасперини. С него началась волна амбициозных и рискованных назначений: «Наполи» позвал Сарри, «Аталанта» выбрала Гасперини в перспективный проект. Монтеллу позвал «Милан».

Там у него получилось не все, но это другая история. А в середине десятилетия Сакки включал его в восьмерку самых восхитительных тренеров вместе с Анчелотти и Конте: «Монтелла хорош. Спустя 70 лет футбол меняется, и тактики в меньшинстве – на коне стратеги, которые побеждают, не эксплуатируя звезд, а опираясь на них в командной игре».

Турки потеряли несколько поколений, но новое уже затмило предыдущие

С началом 2010-х турецкий футбол развалился. Сборная пропустила 4 из 6 топ-турниров, сыгранных с той поры, и дело точно было не в одних тренерах. Команду (команды!) мотало изнутри.

Спортивная репатриация превратила Турцию в сборную Евросоюза. В одном углу держались турки, рожденные в Германии. В другом турки, которые родились в Нидерландах. В третьем – турецкие турки. И каждая группка тянула в свою сторону. Каждая продвигала своих, образовывала фракции по интересам и связям (включая клубные) и перемалывала тренеров.

Монтелла потушил все пожары (а может, порох отсырел): неясные слухи о борьбе за сферы влияния, сопровождавшие сборную, наконец прекратились.

За эти годы турки потеряли несколько неплохих поколений, но новое ничуть не хуже. В его центре – Чалханоглу, который часто играет на профильной и немного забытой позиции под нападением. За ним неплохая защита, которая почти не доехала на турнир (выбыли Сеюнджю и Кабак). Озджан из «Боруссии» и Кекчю из «Бенфики». Эффектный Ферди Кадыоглу – левый защитник с техникой бразильского вингера.

И Йылдыз с Гюлером на флангах – пара 19-летних художников, ногами которых двигают тени великих. Арду сравнивают с Гути: работает левой как кистью. Кенана называют вторым Дель Пьеро.

А на острие – пугающе быстрый Барыш Йылмаз. Обычно он играет на краю и далеко не всегда в атаке (может, поэтому не забивал на Евро?), но само его присутствие впереди вынуждает соперника держаться ниже: пара забегов, и защитники интуитивно садятся, чтобы больше не соревноваться с ним в скорости.

Новое поколение уже превзошло предыдущие, но еще не вышло на пик: все эти звездочки подоспеют к ЧМ и следующему Евро. Турция – в тройке самых молодых команд этого лета.

У Турции полно изъянов, но классная фаза владения

Первые слова Монтеллы в «Фиорентине» звучали так: «Я получил команду, полную качественных исполнителей. У меня всего один путь – устроить шоу».

Кажется, в сборной он следовал тому же принципу.

Турция в восьмерке лучших по владению (55,9%) и точности передач. В их перепасе – все та же терпеливая манипуляция чужим прессингом, бравирование выдающимся техническим потенциалом (турки прекрасны между линиями – рисуй, ставь в рамку и забирай в музей) и продвижение через геометрически правильные треугольники (кажется, у самого Пепа они уже не так выражены). Все то, за что Монтеллу когда-то назвали троянским конем позиционного футбола в Италии.

И это работает. Турки четвертые по количеству ударов за матч (17) и вторые – по средней остроте удара (любопытно, что лидируют австрийцы). У их нападения три узнаваемых приметы:

1. Великолепная переходная фаза: Монтелла готовит ее еще на стадии обороны, быстро разжимается и продуманно доводит мяч до Йылдыза или Йылмаза. Кенан не боится давления, способен собрать защитников или прорваться сквозь линию. Барыша тяжело удержать на пространстве;

2. Массированная передняя линия в позиционном владении – до пяти-шести человек. Они свободно меняются, чтобы создавать численное превосходство на краях или между линиями (в зависимости от соперника и ситуации);

3. Проблемы с соперниками, которые перекрывают центр. Турки насыщают край и переходят на кроссы с поиском дальней штанги, но теряют остроту – нет исполнителей, способных замкнуть. Они 16-е на турнире по точности навесов – 17,9%.

Без мяча Монтелла просит центральных защитников играть высоко и преследовать оппонентов 1-на-1 даже на чужой половине – так создается компактная структура с высокими шансами на быстрый возврат. Один из крайних защитников при этом компенсирует движение, восстанавливая численность последней линии.

Если быстрый возврат не удается, турки предельно уязвимы против контратак. Еще один оборонительный минус – слишком атакующий левый край в позиционной защите: Монтелла обороняется в 4-4-2, сужает пространство между обороной и полузащитой и задействует всех игроков, но Йылдыз и Кадыоглу просто не слишком хороши без мяча.

Впрочем, кому есть дело до этого? На Турцию надо смотреть с мячом.

***

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА

Почему Турция сменила официальное название страны

Игра: вы – на паспортном контроле. Решите, кого пустить на Евро, а кого нет

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Massimo Paolone, Gabriele Maltinti, Lars Baron, Kevin C. Cox