8 мин.

Как главным клубом Евро стала «Болонья»?

От лучшего защитника до швейцарского трио.

Когда «Болонья» впопыхах искала замену Михайловичу, кандидатур было несколько. Их рекомендовал не компьютер. Итальянские футбольные технологии продвинулись ровно настолько, чтобы звонки заменили рукопожатия: алгоритм поиска заключался в справочной консультации с людьми, которые кое-что понимают.

Мотта обошел конкурентов уже на этапе рекомендаций. Знакомые, к которым обратился спортивный директор Ди Вайо, аттестовали тренера так: «Избранный». Поработав с ним, Марко признал, что в Тиаго действительно есть что-то особенное.

Евро-2024 парадоксально превращается в еще одну историю об этой особости. Мотта незримо присутствует на турнире, на котором не представлен физически. И постепенно становится теневым героем. Игроки, которых он подготовил, затмевают звезд. Сборные копируют отдельные тактические элементы.

Игроки Мотты успешнее звезд «Реала» и «Барсы»

В конце марта мы выкатили не совсем обычный тактический текст – о лучших персональных настройках в Серии А. Каждый второй представлял «Болонью». Так в общем тексте проявилось, как игроки преображаются в футболе Мотты.

На групповой стадии Евро болонцы выдали 7 результативных действий – больше всех, включая «Реал» и «Баварию».

В этом проявилась еще одна особенность Тиаго. Его подход глубже простой тактической адаптации. Он преподает футбол.

Год назад итальянец Джованни Фаббиан не всегда проходил в старт молодежки, а в мае претендовал на участие в Евро. В дебютном большом сезоне он накопил 5 голов. Когда полузащитника спросили, что стоит за прогрессом, ответил: «Мотта. Он преподаватель футбола: развивает и технически, и тактически. Мы стремимся не только побеждать, но и играть. И рассматриваем глагол «играть» не как определение, а как шанс прочувствовать футбол как совокупность творчества, дисциплины, таланта и организации».

Евро он все-таки пропустил. Но приехали девять других. В первую очередь – Рикки Калафьори, от которого пищит та часть Европы, что слишком самонадеянно игнорировала «Болонью» в этом сезоне. Его поэтичный, вырванный из времени образ становится лицом турнира, которому критически недостает личностей: прическа, проходы и пас возрождают те благословенные времена, когда индивидуализм и был сутью футбола.

Прошлым летом Калафьори негромко вернулся из базельской ссылки за пустяшные 4 миллиона. Монстром он стал у Мотты: «Перевод с края в центр защиты произошел вынужденно, но в первый же день в Болонье Тиаго сказал, что видит меня центральным. Я предупредил, что играл только в тройке – а он ответил, что различий не так уж много и вообще он доверяет мне. Стиль Стоунза близок мне, но не я решаю, когда подниматься в полузащиту. Это диктует тренер. Он перевернул мой способ читать противника и анализировать пространство».

Похожее перерождение пережил Штефан Пош – 190-сантиметровый центральный защитник, выкопанный в «Хоффенхайме». Итальянский быт ему не давался. Итальянский футбол казался еще сложнее. Но пришел Мотта, и трудности адаптации моментально исчезли: «Он очень многому учит. Невозможно не восхищаться им, если вы футболист».

Мотта перевел австрийца направо, и ход выглядел необдуманным: что может на краю нескладная палка без большой скорости? Оказалось, многое. Сейчас Пош не претендует на лучшего правого фулбека только потому, что на Евро есть Киммих. Но он почти так же хорош. Штефан лидирует по отборам и блокам, второй по перехватам, а в сборной Рангника лучший даже по вовлеченности – делает больше касаний, чем полузащитники.

В основе подхода – обучение футболу, а не узким ролевым принципам: Мотта не признает классические позиции и не выносит ограниченных игроков. «Он ставил меня на край, хотя я девятка, – делился Антонио Раймондо, – и объяснял, что важно адаптироваться к команде, не зацикливаясь на роли. Выдающийся тренер. Ко всем относится с уважением, всем – новичок, ветеран, неважно – уделяет время. Каждому помогает расти. Но жесткий как молот: всегда требует предельного внимания и максимальной отдачи».

В последней фразе, как и в оговорке Поша («невозможно не восхищаться, если вы игрок»), раскрывается еще одна грань. Мотта превращает защитников-полузащитников-нападающих в футболистов. Тактике с этим не справиться. Тиаго воспитывает парней на личностном уровне, и здесь не до уговоров. Даже мухи помалкивают на его тренировках. Недоработал в прессинге – сел. Обвинил одноклубника – сел. Никаких поблажек и скидок: есть части целого, а не единоличники, игроки, а не роли – все разрушители и все творцы. Границы стираются – тактически и ментально.

«Он из тех, кто оглядывается по сторонам и выделяется великолепной техникой, – объяснял Мотта на примере Схаутена. – Но мне пришлось постараться, чтобы расслабить его. Он слишком много раздумывал о тактических особенностях разных позиций. А между тем у Йерди есть все, и мне хотелось, чтобы он меньше заморачивался и беззаботно играл – потому что играть он умеет. Так от него больше пользы».

Когда Тиаго пришел, голландец метался между разными ролями в полузащите – искал себя, – а эксперты называли его карьеру разочарованием. Сейчас он ведет игру Нидерландов. «Болонья» продала его всемеро дороже, чем купила.

Игроки Мотты идеально готовы физически – это помогает блистать на турнире

«Болонья» делегировала девятерых, и никто не разочаровал. Лучший центральный защитник, лучший ассистент, лидер по оборонительным действиям – все натасканы Моттой.

Болонцы выделяются даже физической подготовкой. Дан Ндойе – третий спринтер с 35,6 км/ч. Калафьори десятый по километражу. Эбишер в тройке по пробегу в своей роли.

Мотта – ученик Гасперини, и проявляется это не только в фиксации на персональном прессинге. Его физподготовка – каскад интенсивных рывков, развивающих скоростно-силовую выносливость. Те, кто не выдержит, к нему не попадают. Мотта запрашивает у директоров только атлетов, и даже им приходится сложно: Тиаго требовательнее тренера по физподготовке – тот называет главного «стальным сержантом».

Впрочем, есть еще один важный момент: у болонцев не было еврокубков. Они свежее звезд, и это наверняка повлияло на статистику. Но мы ведь простим им легкое читерство?

Мотта влияет и на сборные – его элементы находят в разных командах

После 2-го тура Вадим Лукомский обнаружил элементы 2-7-2 в футболе Мартинеса: края сохраняли структуру, а центральные свободно двигались по своей оси.

Еще раньше Калафьори нашел общее в подходах Спаллетти и Мотты. По большей части Лучано стремится к идеям, разработанным в «Наполи», но совершенствует их продвинутыми рюшечками, примерно поровну заимствованными у «Интера» и «Болоньи». От Индзаги он взял обмены целыми линиями. От Тиаго – симбиоз между позиционной игрой и реляционным владением.

Но заметнее всего призрак Мотты витает в игре Якина. «Болонцы тащат Швейцарию, – рассказал Gazzetta dello Sport бывший полузащитник сборной Блерим Джемаили. – Мы колоссально прибавили. Перед Евро не было ясно, можем ли мы расти. Но с первых матчей мы увидели уверенную команду с выраженной идентичностью и отличной полузащитой. Фройлер страхует игру. Умница Эбишер начинает слева и смещается в центр, чтобы делать то, что умеет лучше всего: играть третьего полузащитника. Адаптации – его главный актив. Ндойе – настоящий сюрприз: создает, завершает, обыгрывает. Очень хорош».

Якин вольно относится к классическим позициям, но за решениями стоит не общая тактическая установка, а подстройка под обученный хаос болонцев – они задают стандарты. В первую очередь это касается Эбишера. Уходя слева в центр и направо, он запускает серию смещений и адаптаций, которые перемешивают структуру.

Мотта его обожает: «Мишель удивил меня. Он показался очень закрытым, вечно в себе: одновременно улыбчив и напряжен. Но он очень умен. Сразу понимает, что от него хотят, и умеет играть в любой роли. Очень интересный игрок».

Фройлер – лучший ассистент Евро и балансир швейцарского владения. Ндойе сделал половину командных обводок; Мотта считает его уникумом: «У него есть качество, которое все труднее найти: он правша, который накручивает соперников справа. В современном футболе это умение почти утрачено».

***

7 из 9 игроков, посещавших лекции Мотты в этом сезоне, прошли в плей-офф. Никак не показал себя только Зиркзее, у которого не было времени.

Может, зря хорваты не взяли Моро? Кажется, ему было что донести остальным.

***

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА

Лучшего защитника Евро слил Моуринью. Травма из мотокросса сделала Калафьори уникумом

«Механика Пепа на его фоне – беготня школьников». Чего ждать от «Ювентуса» с Моттой

Лукаку на этом Евро – уже мем. А вы бы пустили такого Ромелу на турнир?

Фото: Gettyimages.ru/Alessandro Sabattini, Lars Baron, Kevin C. Cox, Stu Forster