3 мин.

«Крылья» феникса, безлюдная «Москва»

«Фиорентина», «Малага», «Альмерия». Три этих клуба объединяет одна деталь из их истории – все они переставали существовать как клубы, а спустя несколько лет возрождались из пепла и возвращались на прежний высокий уровень. Примеров можно привести больше. И очень скоро этими примерами могут стать самарские «Крылья Советов» и самая что ни на есть московская «Москва».

Честно скажу, я не очень переживаю за самарцев. Учитывая тот энтузиазм, который проявили поклонники в попытках сохранить клуб, даже если «Крылья Советов» исчезнут как клуб, то буквально года через три-четыре вновь образованный ФК со схожим названием (например, просто «Крылья») из Самары мы вновь будем наблюдать в премьер лиге. Да, это неприятно лишать себя футбола высшего уровня на несколько лет, зато это вызов всем тем, кто горд называть себя болельщиком самарского клуба – это возможность познаться в беде, возможность сплотить ряды в самый трудный для команды момент, открыть для себя новые выезды, в конце концов. И когда «Крылья» вновь пробьются в элитный дивизион (а это случится непременно), это станет для болельщиков настоящей победой над обстоятельствами.

Не подумайте, я не хороню пациента раньше времени. Только отмечаю, что даже в самом худшем сценарии футбольная жизнь в городе не остановится, только если сами люди не опустят руки. А что-то подсказывает, что не опустят.

С «Москвой» всё сложнее. Болельщиков существенно меньше, история существенно короче, и команд в столице – пальцев на одной руке не хватит пересчитать. Это всё банальные аргументы, которые болельщикам клуба давно набили оскомину. И я их могу в некоторой степени понять, хотя бы потому, что сам вот уже несколько лет наблюдаю за коматозным состоянием футбольного клуба из родного города, у которой каждый год 33 несчастья и одни похороны. Действительно традиции не появляются вот так сразу, и их надо когда-то создавать, и работа над привлечением болельщиков идёт. Но мне, как и многим другим любителям российского футбола, интересно не авансы выдавать и аплодировать первым шагам на пути футбольной истории, а здесь и сейчас наблюдать за противостоянием клубов, у которых за плечами десятилетия жизни и солидная армия болельщиков.

Но главное, чтобы желания и эмоции не перекрывали здравый смысл. Все вопросы о том, насколько морально обоснованны притязания «Алании» на премьер лигу уже в этом году, излишни, ведь на этот случай есть регламент турнира. Он для того и существует, чтобы пресекать кухонно-интернетные поиски справедливости. Справится «Москва» в ситуации, значит, остаётся. Не справится, значит, добро пожаловать, «Алания». И претензии в адрес осетин по поводу такого возможного выхода в ПЛ будут неуместны. В конце концов, это не их вина, что у клубов из высшего дивизиона существуют серьёзные проблемы. Они своё дело сделали – заняли третье место в первом дивизионе.

И я не согласен с Василием Уткиным, когда он пишет, что «для футбола в равной степени нужны как живые деньги, так и публика, способная обеспечить своим интересом эти деньги стратегически» и «что профессиональный, но не популярный футбольный клуб меньше нужен национальному футболу, чем популярный, но бездарно управляемый» в том аспекте, что нельзя ставить деньги и болельщиков на одну ступень.

История и традиции – это одни из немногих вещей, которые нельзя купить за деньги. Может быть я и наивен, но, по-моему, в футбол должны играть для людей в первую очередь. Это основа. Всё остальное – экономика, хозяйственное управление, это важные составляющие, но они второстепенны. Без них клуб может исчезнуть на какое-то время. Но только при наличии людей, которым клуб небезразличен, он может возродиться.

Как «Фиорентина», как «Малага», как «Альмерия».