6 мин.

Всегда вперед! Небольшие изменения в новом логотипе «Юве»

С полуночи 1 июля 2020 года произошло событие, которое практически никто не заметил, но которое имеет большое значение. Вступило в силу небольшое изменение в новом логотипе «Ювентуса», который был введен в 2017 году вместо старого. С 1 июля с логотипа исчезает слово «Ювентус», остается только стилизованная буква «J».

Изменение, которое имеет второстепенное значение, но на самом деле является частью более широкого процесса интернационализации, к которому стремится Андреа Аньелли. Президент намеревается сделать клуб узнаваемым прежде всего как бренд, только через символ, а не по названию, как это происходит у других крупных спортивных брендов, например «Янкиз».

Ребрендинг

Ребрендингом компаний никого не удивить. Регулярно появляются новости о том, что какая-то фирма поменяла логотип/фирменный стиль/слоган, открыло новое направление деятельности или создало уникальный сервис. Но как провести ребрендинг футбольного клуба? Это изменение, затронет всех фанатов для которых футбольный клуб смысл жизни.

В футбольных клубах к дизайнерам привыкли обращаться по двум поводам: заказывали либо косметический ремонт, либо актуализацию чего-нибудь из прошлого, обязательно пропитанного «духом побед». Лондонский «Арсенал» упрощал пушку и отказывался от слогана на латыни, ПСЖ сводил к четырем штрихам Эйфелеву башню, «Челси» возвращал льва, «Манчестер Сити» — кораблик, «Зенит» — стрелку. Однако даже все эти вроде бы исторически справедливые ходы принимали не сразу, потому что «традиции».

Но футбол давно превратился из спортивной игры в прибыльный бизнес. Аньелли замахнулся на большее, превратить титулованный клуб в мировую корпорацию. Впервые клуб представил новый образ ещё в весной 2016 года. Тогда на закрытой встрече руководства клуба впервые был продемонстрирован новый логотип, простая и стильная буква «J» взамен сложного геральдического знака. Конечно же, большинство болельщиков выступило против нововведений. Но клуб твердо стоял на своём.

Следующий шаг — полный ребрендинг клуба, который вывел «Юве» из футбольной плоскости. Новое лого вышло очень спорным, в нем нет ничего футбольного. Именно этого и добивался клуб. «Ювентус» захотел стать узнаваемым среди аудитории, не имеющей отношения к футболу. И ему это удалось.

«Бьянконери» разработали очень крутой дизайн и начали выпускать огромное количество стильных товаров, которые вы бы с удовольствием использовали в повседневной жизни (от ручек до одежды). Логотип стал основой новой визуальной системы. Привычные полоски формы были заменены на 2 четкие черно-белые половины.

Андреа Аньелли следует «духу времени». За три года, которые прошли с момента запуска нового лого, клуб стал героем документального сериала от Netflix, запустил собственный мультфильм на YouTube Kids, организовывал дискотеки в Нью-Йорке и кооперировался с скейт-брендом Palace.

Но секрет вовсе не в смене логотипа. Секрет в эмоциях, именно за это люди готовы платить деньги. Идея, которая легла в основу ребрендинга, это создание бренда, который будет связан с эмоцией победы, как Red Bull — с энергией, Harley Davidson — со свободой, Ferrari — со скоростью.

Комментарии клуба

«Этот логотип представляет собой саму суть "Ювентуса", и включает сразу три элемента, которые составляют ДНК клуба», — говорится в пресс-релизе на официальном сайте «Старой синьоры».

— Мы показали, кем хотим быть, — объяснил президент Аньелли. — Нам нужно не только определить принадлежность к чему-то, но и определить стиль «Ювентуса», который можно использовать, обращаясь к разным аудиториям: детям, женщинам, молодежи. Мы хотим, чтобы они стали ближе к нам не только из-за футбола – который остается для нас главным – но и из-за нашей философии, нашего стиля.

Смысловая нагрузка

Первый элемент – традиционные для «Ювентуса» черно-белые полоски. Второй – буква J, первая буква названия клуба на итальянском – Juventus. Третий элемент, который, как уверяют в клубе, можно увидеть в эмблеме – это стремление к чемпионству и нацеленность на победу.

В «Ювентусе» подчеркнули, что их логотип действительно далек от классических футбольных эмблем, к которым привыкли болельщики. Зато он «передает идентичность, чувство принадлежности и философии. Это логотип современной эпохи».

Фактически «Ювентус» отказался от 70% своей предыдущей эмблемы, продержавшейся с небольшими вариациями больше 100 лет: не осталось ни щита, ни короны, ни «безудержной зебры»; только две изогнутые белые полосы и восемь букв. Такой ребрендинг вряд ли сразил бы наповал кого-то в любом традиционном бизнесе, но в консервативном мире футбольной айдентики на подобное до итальянцев решались разве что в английской премьер-лиге, летом 2016-го перекрасившейся из белого и синего в фуксию и салат.

Реакция

Вечер 16 января проходил очень спокойно. Неожиданно после 10 вечера стало очень шумно. В это время в миланском Национальном музее науки и техники имени Леонардо да Винчи начался праздничный вечер в честь презентации нового логотипа «Ювентуса». В присутствии сотни футбольных и не очень VIP-гостей.

Прошел еще час, и хэштеги #2BeJuventus и #JuventusLogo уже пробивались в мировые тренды твиттера: настолько провокационным оказалось решение компании, оценивающей свою аудиторию в 180 миллионов человек.

Реакция на что-то новое очень часто бывает отрицательной, вообще без какого-либо восторга. Логотип «Ювентуса» не стал исключением. Сказать, что болельщики удивились, значит, ничего не сказать. Многие были в шоке. Интернет был завален различными карикатурами на эту тему. Поклонники других клубов попросту издевались над тем, что в тот понедельник руководители «Ювентуса» с гордостью представили в Национальном музее науки и технологий Леонардо да Винчи.

17 января 2017 года проснувшись, я стал просматривать утреннюю прессу и увидел новость – «Ювентус» представил новый логотип. Спросони не поняв, что произошло. Постепенно начало доходить, «Юве» нехило бомбанул. Эмили Ратаковски рядом с «Эль Генерале» и этим. Первая мысль - что происходит? Где полоски? Бык? Что творит Аньелли? Но шоковое состояние схлынуло когда вспомнились слова человека, благодаря которому «Юве» стал легендой.

«Я каждый раз чувствую эмоциональную встряску, когда беру в руки газету и вижу в ее заголовке букву «J». В такие моменты я сразу же начинаю думать о «Ювентусе». Джанни Аньелли.

Адвокат был бы доволен племянником.