7 мин.

Футбол на бейсбольном поле

В воскресение 27 января 2013 года гол Джанкарло Гонсалеза привел сборную Коста-Рики к очередной победе в Центральноамериканском кубке. Бурное празднование победы хозяевами как будто опровергало тот факт, что этот турнир по значимости уступает любому другому соревнованию сборных. Каждые два года семь команд из Центральной Америки съезжаются и борются за пять путевок на Золотой Кубок КОНКАКАФ, неизменно проводящийся в тот же год в США. Недостаточная популярность турнира привела к тому, что в этом году только финалист Гондурас смог привезти игроков, выступающих за пределами национального чемпионата.

Для большинства команд квалификация на престижный и прибыльный КОНКАКАФ из года в год являет собой чистую формальность, но для одной из команд-участниц Кубок Центральной Америки – единственный опыт международных матчей. Игра сборной Никарагуа в первом матче группы А против Гватемалы стала первой для них за последний год. Самая большая в регионе страна только однажды смогла пройти отбор на КОНКАКАФ и регулярно представляет собой "боксерскую грушу" для экономически более развитых соседей.

В квалификации к чемпионату мира 2010 года в Североамериканской зоне Никарагуа по сумме двух матчей сенсационно уступила в первом же раунде сборной Нидерландских Антильских островов, суммарное население которых менее 200 тысяч человек. В то время, как многие футболисты сборных этих небольших государств выступают в низших европейских лигах, некоторые игроки сборной Никарагуа в этом двухматчевом противостоянии вообще впервые проводили матчи на международной арене.

В 2010 году мое путешествие завело меня в Гондурас сразу после финалов Кубка Никарагуа, где я смог понаблюдать за полуфинальными матчами местной футбольной лиги – турнир, к слову, проходит на протяжении двух лет. На матчах в Гондурасе присутствовали тысячи болельщиков, в то время как финал Кубка их географические соседи играли на бейсбольном поле. Все четыре месяца, что я преподавал английский в столице Никарагуа Манагуа, я пытался понять причину, такой разрухи и упадка в местном футболе.

Несмотря на площадь страны и количество природных ресурсов, ВВП Никарагуа один из самых низких в мире. Пережив в 70-е годы разрушительное землетрясение и гражданскую войну, Никарагуа стала беднейшей страной региона. После государственного переворота 1979 года, к власти пришла партия сандинистов, захватившая власть над основными государственными институтами. Инфраструктура была полностью уничтожена, а большая часть населения стала жить за чертой бедности. В таких условиях футболу на высшем уровне уделялось совсем мало внимания. Куда больше в стране стал популярен бокс и бейсбол.

Несмотря на то, что в бейсбольной лиге играет только 4 команды, она носит статус профессиональной. В каждом крупном городе Никарагуа есть бейсбольный стадион, многие игроки уезжают в Национальную Лигу (США), включая первого бейсболиста в НЛ из Латинской Америки. Здесь родились два чемпиона мира по боксу. Один из них – Алексис Аргуэйо, самый известный никарагуанец, бывший мэр Манагуа, погибший при загадочных обстоятельствах в 2009 году (многие в Никарагуа уверены, что в его смерти было заинтересовано высшее руководство страны).

Возможно футбол и не национальный вид спорта, но его популярность можно оценить вниманием никарагуанцев к чемпионату мира в ЮАР. Хотя некоторые матчи начинались не то ночью, не то утром(5:30 по местному времени), столичные бары были каждый день заполнены людьми в цветных футболках и болельщиками, укутанными в национальные флаги. Большинство их них поддерживали европейские сборные, но особо внимательно следили за Германией и Испанией. В Никарагуа большой популярностью пользуются АПЛ и Ла Лига. Путешествуя по стране, я видел, что, несмотря на нищету, дети не гоняют летучих мышей, а играют на улицах в футбол. Очевидно, что растет интерес к спорту, но власти не обращают на это никакого внимания.

Здесь я познакомился с 23-х летним британцем, женатым на никарагуанке и работающим футбольным тренером в одной из частных школ. В Манагуа он считается одним из самых лучших специалистов, хотя в Англии у него не было даже лицензии. По его словам, основной проблемой местного футбола является то, что большая часть выделяемых на футбол государственных средств «теряется» в карманах чиновников. Он рассказал, что в поисках юных талантов, он однажды отправился в сельские районы столицы. На одной их площадок, он увидел, по его словам, "нового Месси" - щуплого мальчишку, не старше восьми лет, оббегавшего ребят вдвое старше его, как статуй. После тренировки он поинтересовался, не желает ли он завтра приехать в Манагуа на просмотр в детскую команду. Мальчик рассмеялся и сказал, что завтра ему надо работать на ферме с родителями, да и к тому же его не возьмут в детскую команду, потому что ему 13 лет. Большинство детей в Никарагуа страдают от недоедания, поэтому он и выглядел как ребенок.

Мне удалось увидеть встречи команд "Реал Эстели" и "Манагуа Вальтер Ферретти" в рамках чемпионата и в финале Кубка. Первая игра проходила на бейсбольном стадионе, так как газон домашней арены "Эстели" готовили к матчу Лиги чемпионов КОНКАКАФ. Формально, представлять Никарагуа в турнире был должен клуб "Нозерн Трейн", но команду дисквалифицировали из-за непригодного состояния домашней арены. Большой трагедией, однако, это для них не стало – за всю историю они ни разу не смогли преодолеть первый раунд. Очень немногие никарагуанцы получают возможность перейти в зарубежный клуб – большинство из них так и проводят всю карьеру в местном чемпионате.

Спустя год после поражения от Антильских островов, Никарагуа принимала участие в Центральноамериканском кубке. Несмотря на поражение от Гондураса, они, однако, сыграли вничью с Белизом и Сальвадором. В результате никарагуанцы финишировали не на последнем месте и получили шанс сыграть с Гватемалой за выход в финальную часть Золотого Кубка КОНКАКАФ. Футболисты Никарагуа одержали победу 2-0 и впервые в истории квалифицировались на Золотой Кубок. Вояж в США оказался провальным – никарагуанцы проиграли все три игры, пропустив восемь мячей и не забив ни одного. Через два года в Панаме Гватемала взяла реванш.

Поражение в 2011 году было расценено, как жертва подготовке к отборочному турниру чемпионата мира в Бразилии. Попав в группу с опытным турнирным бойцом – сборной Панамы и очевидными аутсайдерами – сборной Доминики, никарагуанцы начали с победы, забив в гостевом матче два безответных мяча в ворота последних. Во втором матче, который должен был пройти на частично построенном домашнем национальном стадионе, их ждала, находящаяся в отличной форме команда Панамы. Опытный нападающий Луис Техада, вывел гостей вперед, однако автогол панамцев восстановил статус-кво, приведя весь стадион в неистовый восторг. К сожалению, чем дольше продолжался матч, тем хуже физически и морально выглядели неподготовленные никарагуанские футболисты. Комбинация форвардов сборной Панамы Блаза Переса и Техудо закончилась голом последнего, принесшего победу сборной Панамы. Несмотря на поражение, окончательно шансы на квалификацию сборная Никарагуа потеряла, проиграв в гостевом матче все тем же панамцам. В той игре Техудо и Блаз на двоих забили пять мячей. В последней встрече отборочного турнира никарагуанцы одержали утешительную победу над Доминикой.

Вместо того, чтобы набираться опыта и вести серьезную подготовку к турниру, в период с ноября 2011 по январь 2013 года, сборная провела всего четыре товарищеских матча, причем все они были сыграны против одной и той же команды – сборной Пуэрто-Рико, которая обладает еще меньшим международным опытом, чем никарагуанцы. Для сравнения: Гватемала за этот же период сыграла 16 встреч, 10 из которых были товарищескими против сборных различного уровня. Недостаток игровой практики привел к тому, что на последнем кубке Центральной Америки сборная Никарагуа заняла последнее место. Вырвав победу на 90-й минуте, сборная Белиза – страны с населением 300 тысяч человек, впервые вышла в финальную часть турнира КОНКАКАФ.

На мой вопрос никарагуанцам, почему государство так мало внимания уделяет развитию футбола в стране, жители непонимающе жмут плечами, но некоторые честно отвечают, что это - вопрос политики. К сожалению, большая часть информации скрыта от общества, поэтому невозможно сделать объективный вывод о причинах такой ситуации в футболе. Лидер партии сандинистов – Даниэль Ортега, переизбранный в 2012 году изменил конституцию, согласно которой он теперь может избираться на свой пост более одного раза. Очевидно, что регресс в стране прямо связан с монополией социалистической партии на власть в последние 30 лет. Однако Венесуэла – страна со схожей общественно-политической системой, в 2011 году добралась до полуфинала Копа Америка, оставив позади такие команды, как Аргентина и Бразилия. Некоторые скажут, что причиной является популярность бейсбола, но этот же вид спорта является национальным и в Панаме, однако уровень развития панамского футбола опережает никарагуанский на несколько десятков лет.

Но все-таки есть и положительные моменты. Построен национальный стадион, призванный обеспечить местных футболистов самыми современными средствами для подготовки, повысить авторитет футбола и привлечь молодежь. Не обладающий большим опытом, наставник сборной Энрике Ллена взял под личное руководство все возрастные категории футбольной сборной. Остается только надеяться, что у никарагуанцев получится извлечь из этого выгоду в будущем. Как долго продлится это начинание никому не известно. В стране, где в столице улицы не имеют названий (местные жители и туристы ориентируются по достопримечательностям), а руководство страны в своих решениях руководствуется советами из Каркаса и Гаваны, быстрого результата ждать не приходится. Как показал опыт других Латиноамериканских стран, катализатором интереса к футболу может стать успех одного из местных футболистов в зарубежной лиге. До тех пор, Никарагуа придется мириться со статусом отстающей футбольной страны.

Дейв Фримен. IBWM