3 мин.

Пост №12

Стыд/Shame

Драма, США, 2011, 101 мин.

Режиссёр: Стив МакКуин

В ролях: Майкл Фассбендер, Кэри Маллиган, Джеймс Бэдж Дейл

 

Пролог

Достаточная богатая фильмография Майкла Фассбендера за пару-тройку лет заставила приглядеться  в последнее время к его текущим работам в кино. Причем, чем больше у него было ролей второго-третьего и даже эпизодического плана, в которых он оставлял ощутимый след, тем с большим интересом ожидал его работ, в которых ему могло отводиться куда больше экранного и вообще смыслового пространства.

Последним просмотренным фильмом, в котором более-менее удалось разглядеть какие-то наброски его драматического таланта, был «Опасный метод», где жизнь и новые веяния становившегося тогда супермодным (но при этом не менее спорным) психоанализа с креном рассмотрения причин и мотиваций поступков через сексуальное (вы ведь все еще помните дядюшку Фрейда?), дала хоть и небольшие, но тем не менее краски какого-то драматического толка. А уж если с зимы анонсировался фильм, в котором в похожей области (правда, более прикладного и узкого характера, который дал бы богатейшую пищу для размышления самому Фрейду) кинокритики ждали появление Фассбендера, то пропустить этот фильм я не мог.

 

О чем фильм

Фильм о современном мире и человеке, который ничем не примечателен в этом мире, но который переживает внутри целую Вселенную чувств, разочарований и истязаний, которые прячутся за ширмой внутренней сексуальной распущенности.

Если и рассказывать, то придется выдать некоторые контрольные точки, за которыми вроде бы неспешно и где-то однообразно развивающийся вектор событий делает невидимый поворот и для внимательных и ищущих ответы или пищу для размышлений зрителей уносит в довольно серьезные темы для анализа в стиле «а почему так…?». По большому счету, своего рода интерпретация на тему того, как сексуальные поступки являются следствием глубинных проблем человека, а не наоборот – разве даже с этой точки зрения не интересен диалог через века с Фрейдом, утверждавшим обратное?

 

Что понравилось

Понравился сам Майкл Фассбендер – в этом фильме исполнял очень сложную, но довольно ладно сидевшую на нем роль, после которой уже и сложно представить кого-то другого. Несмотря на вроде бы внешнюю простоту происходящего и ясные цели действий главного героя, с каждой минутой режиссер здорово утаскивает на глубину отдельной человеческой драмы, пытаясь рассмотреть за настоящим в жизни чьи-то не совсем умелые или до конца продуманные действия или поступки близких людей в далеком прошлом. Это смотрелось по-настоящему пронзительно в на фоне отношений героя Майкла через сестру со своим далеким детским прошлым, из глубин которого они уже выплывали вместе.

Что интересно – на этом посыле с легкостью открываешь для себя вывод, что каким бы не казался враждебным и сложным мир, решение проблем с самим собой, имевших давнишний срок, куда как сложнее. И если хватает сил это преодолеть, то остальное покажется семечками.

 

Что не понравилось

В принципе только лишь одно – откровенность, порой даже через жесткая, которая для многих может стать и отталкивающим эффектом и побудить сделать довольно поверхностный вывод. Что еще забавно – фильм не вызывает никаких промежуточных оценок, а только крайние – лишь «ужасно и ни о чем» до «офигенной драмы».

 

Для кого фильм

Если вы смотрели «Телефонная будка», где главный герой переживал почти схожие проблемы, но был куда более фееричен в камуфлировании оных по причине того, что был экстравертом (все поступки и метания у него были в основном на виду), и если сдобрить драматизм «Будки» размышлениями об инструментах вытаскивания наружу истинной причины («Опасный метод»), то на выходе логичным продолжением и получается «Стыд», своим названием, будто болевым ощущением от вытащенной гнилой уже занозы причин, ставящим точку во внешнем проявлении лечебного эффекта, наподобие того, когда больной выздоравливает и приходит наконец-то в себя.  А учитывая, что мы все понемногу, каждый по-своему, «больны гандболом…», при внимательном рассмотрении каждый найдет что-то свое.

Приятного просмотра!