5 мин.

Валентин Иванов. Посвящается дедушке

Этот пост я посвящаю своему дедушке, благодаря рассказам которого я узнал о легенде московского "Торпедо".

Мой дедушка всегда болел за "автозаводцев". Может, потому что сам был заводским человеком (пусть и работал не на автозаводе), может, потому что ярчайший игрок в торпедовской истории Эдуард Стрельцов так же, как и он, стал жертвой советской власти (его отца расстреляли в 1937-м, и сам он до 56го жил с нелестным титулом "сын врага народа"). Но скорей всего потому, что московское "Торпедо" в конце пятидесятых - начале шестидесятых, когда телевидение стало пробираться в самые отдалённые уголки Союза, было самой яркой командой страны. Команда легендарного Виктора Маслова демонстрировала остроатакующий, эстетский футбол, а тон в ней задавали лидеры советского футбола. Из тринадцати медалей разного достоинства половину "чёрно-белые" выиграли в этот период.

Любимыми игроками дедушки были Валерий Воронин и конечно же Эдуард Стрельцов. Про феноменальный талант и трагические судьбы обоих написано и сказано уже довольно много, поэтому ограничусь лишь одним фактом. В 1965 году бразильцы играли в Москве товарищеский матч со сборной СССР. Действующие чемпионы мира разгромили нашу команду 3:0, дублем отметился Пеле. После игры многие наши игроки желали обменяться футболками с "королём футбола". Но он сам снял майку и обменялся с Ворониным.

И разумеется, рассказы дедушки о "том самом Торпедо" не могли обойтись без историй о "Валюхе" (для дедушки легенды советского футбола были почти как родственники, потому такое панибратство). "Иванов, - рассказывал дедушка, - ЗАБИВАЛ..." Тут он всегда делал многозначительную паузу. Дескать, он не просто забивал, он ЗАБИВАЛ! К сожалению, подтвердить или опровергнуть красоту голов торпедовской "восьмёрки" я не могу, но та интонация, с которой дедушка говорил про Иванова, заставляла поверить, забивал он красиво и много: 166 голов в зачёт клуба Федотова (причём в еврокубках ему поучаствовать не посчастливилось), 26 голов за сборную - лучше лишь у Блохина и Протасова.

В 1956 году Иванов был незаменимым игроком в сборной СССР на Олимпиаде в Мельбурне. Пусть финальный матч он вынужден был пропустить из-за травмы, но его вклад в итоговую победу сложно переоценить. 

В 1958 году, без Стрельцова, Огонькова и Татушина, сборная СССР достойно сыграла на чемпионате мира, а через два года капитан той команды Игорь Нетто поднял над головой первый Кубок Европы. И к первому, и ко второму успеху был причастен и торпедовский форвард.

Чемпионат мира-1962 наша пресса чаще всего вспоминает из-за травли, которую устроили Льву Яшину после поражения в четвертьфинале от чилийцев. А между прочим, зря. Валентин Козьмич Иванов забил на том турнире 4 мяча и разделил титул лучшего бомбардира с пятью игроками. Кто-то скажет "эка невидаль". Но не стоит забывать, что тогда на чемпионат выходило лишь 16 сборных, и недоразумения вроде Саудовской Аравии-2002 или КНДР-2010 отсеивались на ранних стадиях. Как бы то ни было, Валентин Иванов долгое время был единственным отечественным футболистом, добившимся такого высокого результата (в 1994 Олег Саленко также вошёл в историю).

Через четыре года после победы на кубке Европы сборная СССР довольствовалась серебряными медалями, проиграв в финале испанцам. Та команда сильно отличалась от триумфаторов-1960. Лишь трое футболистов "золотой" сборной поехали на поля Испании: Лев Яшин, Виктор Понедельник. Третьим был Валентин Иванов.

Именно ему была доверена капитанская повязка сборной после ухода Игоря Нетто. Увы, носить её Иванову довелось лишь два года. В 1965-м он провёл последние игры за сборную и "Торпедо", и на чемпионат мира уже не поехал. Несмотря на довольно раннее завершение карьеры, именно Валентин Иванов держит рекорд "Торпедо" по числу мячей в чемпионатах (124). У Эдуарда Стрельцова - 100 (или 99, по разным источникам).

Впрочем, без дела Валентин Козьмич не остался, и почти сразу вернулся в родной клуб на Восточной улице уже в качестве тренера. Когда я спрашивал дедушку, кто тренировал торпедовцев, он неизменно отвечал: "Сперва Маслов, потом этот... как его... (Марьенко), потом Иванов. А потом уже Союз распался".

На самом деле, дедушка был не совсем прав. Всезнающая Википедия говорит, что Иванов возглавлял команду с перерывами. В 1970м на три года вернулся Маслов, в 1979-1980 команду возглавлял Сальков. Тем не менее, вся карьера Иванова так или иначе была связана с автозаводцами. И почти все достижения оных так или иначе связаны с его футбольным, а потом тренерским мастерством. В 1976 году "Торпедо" в третий и последний раз стало чемпионом СССР, в 1986-м был последний кубок Союза, а в последний сезон первенства СССР торпедовцы смогли взять бронзовые медали.

Увы, российская действительность "Торпедо" запутана и в большинстве своём безрадостна. Дедушка был уверен, что связано это было с тем, что из клуба выгнали Иванова. Источники тех лет рассказывают о непростом характере тренера, да и знаменитое ютубовское видео это подтверждает. Прав дедушка или нет, я не знаю. Как бы то ни было, возвращение в 1994-1996 гг. в родной клуб не принесло Иванову дивидендов.

1997 год - кошмар для легендарного клуба. Именно после этого сезона дедушка потерял какие-либо пристрастия в чемпионате страны и переживал лишь за сборную. На вопрос "за кого ты болеешь?", он говорил: "Раньше за Торпедо болел. А сейчас я даже не знаю, какое торпедо - настоящее".

Эх, дедушка, будь я постарше, я бы наверняка ответил: "Настоящее "Торпедо" осталось в 80-х"...

Тем не менее, Валентин Козьмич успел поработать (без особого успеха) в обоих "Торпедах": в лужниковском, в 1998м, и в экс-ЗИЛовском клубе с чудовищным названием "Торпедо-Металлург", в 2003м. Это было последнее серьёзное место работы ветерана. Увы, годы берут своё, и Валентин Козьмич это вовремя понял.

За 30 с лишним лет тренерской карьеры он воспитал не только немало выдающихся игроков, но и ряд сильных тренеров. Огромное ему спасибо за тот вклад, что он сделал в наш футбол.

Виктор Маслов, открывший Валентина Иванова, умер в 1977 году. Валерий Воронин трагически окончил жизненный путь в 1984-м. Эдуард Стрельцов - в 1990м. В 2007м году ушёл из жизни мой дедушка. Сегодня не стало и Валентина Иванова...

Я знаю, в небесном матче дедушка обязательно будет сидеть на трибуне в первых рядах. А на поле обязательно выйдут торпедовские легенды. И как в старые времена Метревели отдаст пас на Иванова, и он неотразимо пробьёт в дальний угол. И первым отличившегося поздравит его ученик Юрий Тишков...

Дорогие наши футбольные ветераны! Каждый из вас принёс нашему футболу столько пользы, сколько никогда не принесёт ни Фурсенко, ни Мутко, ни Адвокат, ни Аршавин, даже все вместе взятые. Пожалуйста, не торопитесь на небесные поединки. Оставайтесь с нами подольше. А уже ушедшим - светлая память и низкий поклон.