9 мин.

«Тренеров он не слушал, вечно дергал девочек за юбки и толкал их на лед». О трудном пути Хавьера Фернандеса

Пока наши девушки-одиночницы сменяют друг друга на верхней ступени пьедестала чемпионата Европы и не уступают европейское «золото» уже 6 лет, у мужчин все эти годы в Европе был только один король, которого не смогли подвинуть ни россияне, ни кто-либо еще. С 2013 года испанец Хавьер Фернандес 7 раз подряд брал титул сильнейшего фигуриста континента и ни разу не давал повода усомниться в своем превосходстве. Еще в конце прошлого года Фернандес заявил, что нынешний Евро в Минске станет для него последним крупным стартом в карьере, на котором он собирается поставить жирный восклицательный знак в своих выступлениях. Все ждали его триумфа, и Хави не подвел. После окончания произвольной программы Хавьера зал «Минск-Арены» окрасился в испанские флаги, так что можно было подумать, что тут играет сборная Испании по футболу, а не выступают спортсмены-фигуристы. И конечно, это приветствие адресовали Хавьеру Фернандесу его многочисленные болельщики. Такова его история – от экзотичного представителя страны, где катков и льда почти не увидишь, до топового фигуриста мирового уровня и любимца публики во всем мире.

Как же так вышло, что Фернандес увлекся не футболом или теннисом, а фигурным катанием? Все дело в его сестре Лауре: однажды она увидела фигурное катание по телевизору и решила начать заниматься этим видом спорта. А под впечатлением от уроков сестры фигурным катанием увлекся и Хавьер. Кстати, Лаура Фернандес не ограничилась интересом и тоже представляла Испанию на чемпионатах мира и Европы, пусть и не так успешно, как младший брат.

Можно только вообразить себе, как сложно дорасти до фигуриста мирового класса, когда ты живешь в Испании. С футбольными полями, бассейнами или кортами проблем нет никаких, а вот катков в Испании совсем мало: всего чуть больше 10 на всю страну, их которых многие – частные. Но поскольку семья Хавьера жила в столице, с этим было немного проще. Фернандес начал заниматься фигурным катанием с 6 лет, параллельно играя в футбол, теннис и хоккей и бросил остальные виды спорта только когда ему исполнилось 8 лет. Его первый тренер Каролина Санс отмечала у мальчика явный талант и критиковала за плохую дисциплину. В семье Хавьер даже получил прозвище El Lagartija («ящерица») из-за того, что никак не мог усидеть на месте и был очень непослушным. «Тренеров на катке он не слушал, вечно дергал девочек за юбки и толкал их на лед», - вспоминал журналист Педро Ламелас. Но довольно скоро он научился делать двойной аксель, а в 12 лет сделал свой первый тройной прыжок.

Мне довелось первый раз увидеть выступление Фернандеса на чемпионате Европы 2009 в Таллине. Оказалось, что в Испании не просто есть фигуристы: Фернандес уже тогда владел четверным тулупом, что было для того времени очень впечатляюще, а его программы выглядели очень ярко и живо и заставляли улыбаться. Например, дорожку шагов, похожую на ту, как делал Фернандес в произвольной программе в образе пьяного Джека Воробья, трудно вспомнить у кого-то еще. Ну и как было не присоединиться к его болельщикам?

Для тех, кого тянет поностальгировать, даже нашел то самое выступление на чемпионате Европы:

К тому времени Хавьер покинул родной Мадрид и перебрался в США тренироваться у Николая Морозова. Решение переехать в Нью-Джерси он принял в 2008 году почти сразу, как встретился с известным тренером на летнем сборе и получил от него приглашение. «Морозов увидел, что он был как неогранённый алмаз. Вероятно, без этой встречи, мы не имели бы сейчас чемпиона мира», - говорил испанский тренер Даниэль Пейнадо. Родители поддержали Хавьера, хоть и столкнулись с большими финансовыми трудностями. «У нас не было грантов или финансовой поддержки от государства. Мы платили 2-3 тысячи евро в месяц. Испанская федерация отнеслась к его переезду очень отрицательно. Когда он вернулся, чтобы выступать на соревнованиях, с ним почти не разговаривали. Они притворялись, что не знают его», - рассказывал позже отец фигуриста Антонио Фернандес. Чтобы покрыть расходы сына, Антонио устроился на вторую работу и это притом, что платить нужно было только за проживание. За тренировки Николай Морозов не брал денег со своего ученика.

Переезд себя вполне оправдал: это был лучший шанс достичь реальных высот, и Хавьер его не упустил. Тогда на чемпионате Европы в Таллине он впервые в карьере попал в восьмерку сильнейших и добыл для Испании 2 квоты на следующий год. А в феврале не ударил в грязь лицом и на своей первой Олимпиаде в канадском Ванкувере, где занял достойное 14-е место.  

Фернандес долго работал с Николаем Морозовым и очень лестно отзывался о нём. "Он лучший тренер, который у меня когда-либо был. Он просто великолепен. Я действительно хочу остаться у него, даже если он переедет в Россию," - говорил он после своего первого по-настоящему хорошего сезона 2009/2010. Со следующего сезона он действительно отправился в Россию вместе с Морозовым и тренировался в Москве и Латвии, а российских болельщиков порадовал своей веселой короткой программой на музыку из мультфильма «Ну, погоди!». Но сотрудничеству Фернандеса и Морозова, несмотря на их хорошие отношения, вскоре пришел конец, и Фернандес все же принял решение сменить обстановку.

Самых главных побед в своей жизни Хавьер добился уже после того, как переехал тренироваться в Торонто к Брайану Орсеру. В 2013 году в Загребе Фернандес выиграл свой первый чемпионат Европы, более чем на 20 баллов опередив ставшего вторым Флорана Амодьо. Там же он имел все шансы впервые в карьере обыграть своего кумира детства – Евгения Плющенко. Наш прославленный фигурист уступил испанцу в короткой программе, но снялся с турнира из-за травмы. Победить его Фернандесу так и не удалось: когда звезда Хавьера только взошла, Плющенко уже замучили травмы и выступить лруг против друга им не удалось даже на Олимпиаде в Сочи. Плющенко там был очень хорош в командном турнире, где испанская сборная не была представлена, а в личном турнире Евгений выступить не смог. А вот Хавьер боролся за личную медаль до последнего, но в итоге меньше двух баллов уступил бронзовому призеру Денису Тену. Фернандесу было тогда невероятно обидно остановиться в шаге от исторического успеха. Не сдаваться и продолжать идти к вершине Хавьеру помог в первую очередь Брайан Орсер, который убедил его, что тот еще обязательно выиграет олимпийскую медаль и вдохновил подопечного на еще один олимпийский цикл.

Фернандес долго тренировался у Орсера вместе со своим главным конкурентом Юдзуру Ханью, но их жесткая конкуренция на льду никак не отразилась на их дружеских отношениях вне соревнований. «Когда вы постоянно тренируетесь вместе, то создается ощущение, что вы одна семья. И мы действительно очень близки: если одному из нас нужна помощь, второй ее без раздумий предоставит. Иногда у меня или у него случаются плохие дни, и мы поддерживаем друг друга», - так Фернандес отвечал на провокационные вопросы журналистов об их взаимоотношениях с Ханью. Тот факт, что Фернандес и Ханью тренировались у одного наставника и практически знали программы друг друга наизусть, тоже не очень беспокоил Хавьера и, по его словам, даже больше мотивировал. «Ежедневно мы работаем на тренировках, подстегивая друг друга. Я вижу, сколько труда он вкладывает, чтобы создать иллюзию легкости, и это меня мотивирует. Юдзуру видит, как работаю я, и это мотивирует его. Мы учимся друг у друга, но каждый из нас остается самим собой, со своим индивидуальным стилем катания», - говорил об этом Хавьер.

Но на стартах каждый из них бился только за себя. Несмотря на многочисленные успехи японца и два титула чемпиона Олимпийских игр, Фернандесу удалось одержать над Ханью несколько громких побед. Первая из них – на чемпионате мира 2015 в Шанхае, где в плотной борьбе с Ханью и Теном Фернандес оказался наиболее стабильным по сумме двух программ и стал чемпионом мира. А через год на ЧМ в Бостоне испанец выдал прекрасную произвольную программу и набрал рекордные для себя 314.93 балла по сумме, почти на 20 баллов опередив Ханью. По выражению издания El Pais, в ту ночь в Бостоне семья Хавьера, которая специально прилетела в США, 20 тысяч зрителей и судьи ощутили, что стали свидетелями чего-то уникального.  «Многие люди говорят, что это, возможно, лучшая программа, которую они когда-либо видели», - с гордостью говорил потом наставник Хавьера Брайан Орсер.

Олимпиады в Пхёнчхане Фернандес ждал долго и в Корее сделал еще один важный шаг вперед. Было бы просто несправедливо, если бы он так и закончил карьеру без медалей Олимпийских игр, особенно после «деревянной» медали четырехлетней давности. Стать чемпионом у Хавьера не получилось: помешал вечный соперник по группе Орсера Юдзуру Ханью, который умудрился набрать отличную форму после травмы за несколько месяцев до старта, а вторым стал еще один юный японец Шома Уно. Зато юных вундеркиндов Бояна Цзиня и Натана Чена Фернандес обошел благодаря большему опыту и стабильности и все-таки сумел взять историческую бронзовую медаль. Пусть это не максимум, на который он мог рассчитывать, но тоже очень весомое достижение, которому Фернандес был несомненно рад. «Я наконец-то завоевал медаль, которую всегда хотел. Это значит много для меня и, надеюсь, для моей страны тоже. Я знаю, как это важно для моей семьи, которая вложила для этого так много усилий и средств», - так прокомментировал свой результат счастливый испанец.

После успеха на Олимпийских играх Хавьер уже окончательно решил завершить карьеру, почти год не выступал и решил, что его последним стартом будет его любимый турнир – чемпионат Европы, так что проводить героя получил честь Минск. В отсутствие практики Фернандес немного сдал и в этот раз выиграл без привычного гигантского запаса (во многом благодаря отличному выступлению нашего Александра Самарина). Короткую программу он даже проиграл нашим Михаилу Коляде и Александру Самарину, но в итоге класса и запаса в оценке за компоненты Хавьеру хватило, чтобы отлично исполнить свою олимпийскую произвольную программу «Man of La Mancha», опередить всех в произвольной программе и взять свой седьмой подряд континентальный титул. К тому же грубых ошибок он не сделал и вполне заслужил эту победу. Теперь он твердо хочет стать тренером в родной Испании, так что будем надеяться, что у него получится передать свой колоссальным опыт молодым талантам.

 «Фигуристы – это не только прыжки, целостное катание гораздо важнее. Надеюсь, что я оставил что-то подобное в фигурном катании», - сказал Фернандес после своей произвольной программы в Минске. И Фернандеса можно назвать именно таким целостным фигуристом, который не боялся экспериментировать и шел на сложнейшие технические элементы, но в то же время оставался артистом на льду, превращающим каждую свою программу в представление.

¡Gracias, Javier! Мы тебя не забудем!