13 мин.

Форвард ХК «Сокол» Алексей Князев: «Мы вместе будем биться за свою мечту»

Прошлый сезон стал пока лучшим в карьере Алексея Князева. На седьмой год в Красноярске он установил личный бомбардирский рекорд в регулярном чемпионате, набрал больше всех очков в плей-офф, остановился в шаге от Кубка Петрова, а уже после завершения сезона был признан лучшим нападающим ВХЛ. К радости болельщиков, Князев остался в Красноярске, хотя, несомненно, спрос на него был чрезвычайно высок. Сейчас Алексей вместе с командой проходит тяжелейшие сборы в Железногорске, но он нашёл время, чтобы вспомнить прошлый серебряный сезон и поделиться мнением о будущем клуба в новом чемпионате.

Кубок важнее

— Тяжёлые первые сборы, наверное, стали для тебя привычными за столько лет в «Соколе»?

— С октября восьмой год пойдёт, как я в Красноярске. Если честно, даже не верится, что столько лет прошло. Когда переходил в «Сокол», даже не думал, что останусь так надолго. Первые предсезонные сборы похожи: монотонный труд — важный, но не всегда приятный. С каждым годом предсезонка даётся всё тяжелее, но я очень люблю хоккей, а это — его важная часть. Поэтому готов ко всему. Сейчас у нас только земля, много беговой работы, жёстко нагружают в плане железа. На лёд выйдем только после 16 июля.

— Зато реально по нему соскучитесь.

— Не скажу, что в отпуске по льду особо скучал, а сейчас уже очень хочется на него вернуться.

— Три года назад ты обновил снайперский рекорд «Сокола», забросив 26 шайб. Если не брать командный результат, а только личные ощущения, какой сезон был лучше, тот — 2019/20 года — или прошедший?

— Стопроцентно прошедший. Меня признали лучшим нападающим ВХЛ, и это на всю жизнь запомнится. Когда забил 26-ю, был очень рад, всё-таки вписал своё имя в историю «Сокола». Да и вообще, тот сезон стал прорывным, работа, которую я проделывал на протяжении многих лет, стала давать плоды. А награда лучшему нападающему — это ещё одна ступенька на моём пути, но не конечная остановка, хочется двигаться дальше. На награждении в Сочи испытал такие эмоции, которые хочется повторить. Не время назад отмотать, а ещё раз оказаться на этом мероприятии.

— Тогда же ты говорил, что мечтаешь поднять над головой кубок за победу в ВХЛ. Сейчас сказал, что хочешь вернуться в Сочи и вновь получить приз лучшего нападающего. Если, к примеру, «Сокол» выигрывает Кубок Петрова, но ты больше никогда не признаёшься лучшим — согласишься?

— Здесь вообще без вариантов. Командная победа гораздо важнее, и я готов ради неё отказаться от всех личных наград. А о Кубке Петрова мечтал и мечтаю. Ничего не изменилось.

— Тогда твоя мечта виделась несколько эфемерной, никак красноярская команда не выглядела претендентом на титул. Однако в прошлом сезоне вы остановились в шаге от него. Со стороны всё это было похоже на сказку, а как всё воспринималось внутри коллектива?

— Для нас на самом деле в моменте ничего величественного не происходило. Мы играли, жили этим сезоном, этим плей-офф. Наверное, только по итогам, уже когда прошло некоторое время после финала, поняли, что сделали. Не скажу, что безумно радовались серебряным медалям, внутри всё равно остался осадок, что могли добиться большего. После завершающей игры все были расстроены, конечно. Но потом пришло понимание, что это тоже успех. Мы бились и старались, выходили на лёд и за себя, и за болельщиков, и за весь город.

«Сокол» не обидел

— Лично у тебя не было ощущения нереальности происходящего? За шесть предыдущих сезонов ты с «Соколом» максимум проходил во второй раунд, а во время решающих игр в ВХЛ давно уже был в отпуске, но здесь прошла неделя плей-офф, месяц, второй — а вы всё играете.

— На одном из собраний во время финала Павел Николаевич Десятков сказал: «Пацаны, сейчас во всей лиге 40 человек в хоккей играют, остальные давно в отпуске. Выходите и кайфуйте». На самом деле это было очень круто. Мы понимали, чего хотим, куда идём и за что бьёмся. Думаю, в таком результате сыграло огромную роль, что мы реально стали одним целым: сплочённой командой, коллективом, даже семьёй. Наверное, за всю прошлую карьеру такой сплочённости не испытывал, безумно рад, что оказался в этой команде.

— Удивительно, что ты в ней и остался. Лучший нападающий лиги по-прежнему играет в команде, которая далека от лидеров ВХЛ по своим финансовым возможностям. Три года назад ты уже удивлялся, что так долго играешь за «Сокол»; прошло ещё три года, ты достиг пика карьеры и по-прежнему здесь. Почему?

— У меня в карьере было всего две команды — «Буран» и «Сокол». Если клуб идёт мне навстречу, то и я делаю так же. Так было и в Воронеже, и здесь. В «Соколе» меня всегда ценили и уважали. Стараюсь в ответ отдавать ему всё, что могу. Мне очень нравится в Красноярске, и я горд носить эту форму.

— Но ведь ты знаешь, сколько игроки твоего уровня получают в Новокузнецке, «Югре» и других богатейших клубах лиги. Это альтруизм?

— У меня очень хорошие отношения с президентом клуба Александром Валерьевичем Сёминым, с которым мы ещё за «Сокол» вместе играли. Те условия, что он предложил, меня полностью устроили. Естественно, что родной Воронеж всегда в сердце, но на сегодняшний день мой хоккейный дом здесь. Вообще не смотрю в чужой карман. Абсолютно всё равно, сколько получают игроки из других клубов ВХЛ, если мне достаточно того, что имею сам на данный момент. И «Сокол» меня совсем не обидел.

Стыдно играть плохо

— Ты в Красноярске разные времена повидал. Когда в плей-офф смотрел на заполненную «Платинум Арену», верил глазам своим?

— Мы по сезону поступательно шли к этой цели. Завоёвывали внимание людей своей игрой, помогли Красноярску поверить в «Сокол» и полюбить хоккей. Ведь столько народу пришло именно на нас, не на какое-то другое масштабное событие, а на «Сокол». Когда видишь столько болельщиков на своём стадионе, эмоции словами не описать. За семь лет в Красноярске повидал действительно многое. И без болельщиков в пандемию играли, и когда совсем мало зрителей приходило. Понятно, что каждый хоккеист выходит на лёд для себя и для команды, но в первую очередь мы делаем это для зрителей. И наши болельщики для нас как шестой полевой игрок. Мы их ценим и уважаем.

— В прошлом сезоне методом проб и ошибок была найдена прекрасная первая тройка нападения: Князев — Тарасов — Потехин. Вы остаётесь в прежнем составе или грядут какие-то изменения?

— Нашу тройку сохранили. Думаю, что показывали неплохую игру и давали результат, но мы можем больше и готовы к этому. Главное — пользу команде приносить, а со всем остальным справимся.

— За сезоны в «Соколе» ты играл в двух тройках, которые назывались в числе лучших в лиге. Нынешнее сочетание, а также тройка с Антоном Гловацким и Владимиром Коротковым — какая из них сильнее?

— Наверное, сравнивать неправильно. Они разные, но мне было очень приятно и комфортно играть с каждым из этих ребят. В том, что я стал больше забивать и набирать очков, их огромная заслуга.

— Вы вместе с Богданом Потехиным боролись за звание лучшего бомбардира регулярного чемпионата, но на последний тур в Тулу не поехали, как и многие другие ключевые игроки. О чём ты тогда думал? Расстроился или все мысли были уже о плей-офф?

— Прямо тогда не то чтобы сильно расстроился, но небольшое сожаление присутствовало. Хотя быстро переключился на подготовку к следующим матчам и для себя решил, что хорошо: в регулярке не получилось — значит надо становиться лучшим бомбардиром плей-офф. И небольшое расстройство внутри переросло в спортивную злость, желание доказать и показать в матчах на вылет всё, на что способен. Павел Николаевич подошёл перед Тулой, всё объяснил. Оказалось, что он был абсолютно прав. Пусть не стал лучшим бомбардиром регулярки, но аналогичное звание в плей-офф, приз лучшему нападающему и, главное, финал с «Соколом» — это гораздо важнее.

— «Сокол» можно назвать королём камбэков. Сколько было матчей, когда вы вроде бы безнадёжно проигрывали в две и даже в три шайбы. А затем за считанные минуты всё переворачивали. Почему так получалось?

— Пока петух не клюнет, никто никуда не побежит. Вот и мы так. Особенно когда дома играешь и летишь в несколько шайб — появляется злость, самолюбие играет. Люди пришли поддержать, а мы так горим. Вот и заводились, стыдно играть плохо и безвольно, когда на тебя столько народу смотрит.

Сложно с «Рубином»

— Какая вообще задача была поставлена перед матчами на вылет?

— Мы все знали внутри коллектива, чего хотим и к чему стремимся. Во всеуслышание это не объявлялось, но никто не собирался довольствоваться первым или вторым раундом. Были заряжены и шли к одной цели все как один.

— Путь «Сокола» к финалу был чрезвычайно зрелищным. Две семиматчевые серии, множество победных овертаймов. Казалось, что именно так и выглядит дорога клуба, от которого не ждали больших свершений, к чемпионству. Но выиграть Кубок Петрова не получилось. Сейчас уже прошло достаточно времени, что перевесило по итогам — горечь от поражения за шаг до титула или радость от того, чего всё-таки достигли?

— Проигрывать всегда неприятно, тем более в финале. И тогда сразу после поражения перевешивали негативные эмоции. Но сейчас пришло понимание, что мы сделали всё, что могли, и даже больше. Показали свой максимум. Чуть не хватило, но это игра, всегда есть тот, кто побеждает, и тот, кто уступает. В конце концов, мы играли в финале. Подарили радость болельщикам, а значит, не всё так плохо.

— Какой из матчей прошлого сезона стал самым запоминающимся?

— По эмоциям — три овертайма в матче с «Рубином». Вообще, считаю, что, несмотря на счёт серии, он был самым сложным соперником на пути к финалу. Там же всё на тоненького происходило. Первая победа в овертайме, вторая — в третьем овертайме. В гостях сразу 0:8 получили, но пережили, настроились и всё перевернули во втором гостевом матче. А потом четвёртую победу вырвали за 20 секунд до конца основного времени. Чрезвычайно тяжёлая серия была.

— «Югра», выигравшая регулярку, вылетела в первом раунде. Вы стали третьими, но сыграли семь матчей с 13-й и 14-й командами гладкого чемпионата. Да и вообще неожиданных результатов хватало. О чём это говорит — в ВХЛ все настолько равны?

— На самом деле впервые в карьере получился такой чемпионат. Вообще не было проходных игр, реально каждый каждого победить может. И не важно, первые 16 команд или те, кто не попал в плей-офф, в конкретный день могло произойти всё что угодно. Кто вообще мог прогнозировать такой финал — «Сокол» — «Химик»? Но и мы, и воскресенцы дошли до решающей серии заслуженно. И я не согласен с теми, кто говорит, что «Химик» стал чемпионом неправильно, что вместо него играл московский «Спартак». Это регламент, никто ничего не нарушал. Нам «Амур» помогал, им — «Спартак». Всё справедливо. Если «Химик» чемпион — значит, он это заслужил.

— Ты ведь тоже был в такой ситуации, когда тебя и других игроков главной команды командировали в «Красноярские Рыси» и после вашего выигрыша Кубка Федерации болельщики других клубов возмущались, что это несправедливо, когда вместо «Рысей» играет «Сокол». Тот трофей в третьей по силе лиге стран что для тебя значит?

— Не буду лукавить. Когда выиграли в финале, был рад, конечно. Но это всё-таки не то, чего хочу в хоккее. Кубок Федерации — это приятно, но не тот момент, которым стоит гордиться. Далеко не вершина карьеры. Я играю в ВХЛ и хочу выиграть трофей именно здесь.

Готовность к ответственности

— Ушёл капитан Константин Майоров. Как у вас определяется, кто им будет? Тренерский штаб назначает или хоккеисты голосуют?

— Капитан всегда выбирается перед сезоном. Проходит голосование команды. Сейчас неизвестно, кто им станет, кого ребята выберут, тот и будет капитанствовать.

— Ты хотел бы стать капитаном «Сокола»?

— Если выберут, постараюсь сделать всё возможное, чтобы соответствовать, сплотить коллектив, с которым мы пойдём плечо к плечу и нога в ногу и будем сражаться друг за друга в течение всего сезона, что бы ни происходило.

— Звание капитана — это же не просто нашивка на свитере. У этой должности определённый функционал и нагрузка, в том числе связь между хоккеистами, тренерским штабом и руководством. Если тебя выберут, повышенная ответственность не повлияют на саму игру?

— Если вопрос в том, готов ли я к этой ответственности, отвечу: готов. Лишние эмоции, конечно, будут, но ничего в этом страшного нет. Я всегда за коллектив, если надо, помогаю всем чем могу. А что касается моей игры, то на неё это никак не повлияет. Буду играть в свой хоккей, получать удовольствие и стараться дарить его болельщикам, и неважно, капитан я при этом или нет.

— Плей-офф был праздником хоккея. Максимальная заряженность, каждый матч невероятно важен, полные трибуны. А сейчас начнётся длинный регулярный чемпионат с бесконечными переездами и поединками, которые, конечно, тоже важны, но их ценность несоизмерима с играми на вылет. Что ты чувствуешь в связи с этим?

— Хоккей для меня не работа, а самое важное в жизни дело, от которого я действительно кайфую. И каждая из встреч регулярного чемпионата будет в удовольствие. Понятно, что у плей-офф другой накал, но никто не собирается относиться спустя рукава к тому или иному поединку регулярки. Нельзя себе давать слабину, потом в самый важный момент это аукнется.

— На протяжении многих сезонов цель «Сокола» была проста: попасть в плей-офф, а дальше по ситуации. Сейчас, после второго места, вряд ли можно ставить какую-то иную задачу, чем сделать шаг вперёд и стать первыми. Иного болельщики клуба просто не поймут. Есть ли у тебя и у команды понимание многократного повышения спроса, ведь теперь на вас и зрители, и соперники будут смотреть совсем иначе?

— Не секрет, что самое сложное — подтвердить свой результат. Думаю, что каждый соперник будет стремиться обыграть финалиста Кубка Петрова. Надо быть к этому готовым. Будет непросто, в хоккее просто вообще не бывает, но, думаю, мы справимся.

У нас обновился состав, однако костяк команды сохранился. Мы понимаем, чего от нас будут требовать, и знаем, чего хотим сами. Никто не удовлетворится просто попаданием в плей-офф. И те ребята, которые пришли, должны осознавать, что они оказались не просто в очередном клубе, а в команде-финалисте, которая ставит перед собой максимальную задачу. Это всё объясняется и проговаривается, хотя новички и так всё понимают. Двух одинаковых сезонов не бывает, никто не сможет предсказать, как сложится, но мы все вместе будем биться за свою мечту.

Статистика

В минувшем сезоне Алексей Князев стал четвёртым в списке бомбардиров регулярного чемпионата, набрав 49 очков в 46 матчах. В плей-офф Князев стал лучшим по очкам, на его счету 10 шайб и 8 передач в 23 поединках.

Досье

Алексей КНЯЗЕВ, хоккеист, нападающий.

Дата и место рождения: 23 января 1994 года (Воронеж).

Карьера: на молодёжном уровне играл за ярославский «Локомотив» и «Серебряных львов» из Санкт-Петербурга. Карьеру в ВХЛ начал в «Буране» из родного города. Параллельно выступал в ХК «Россошь» в МХЛ. В 2016 году перешёл в «Сокол».

Достижения: рекордсмен «Сокола» по голам за сезон (26 шайб). Финалист Кубка Петрова сезона 2022/23 года. Лучший бомбардир плей-офф ВХЛ — 2022/23. Лучший нападающий ВХЛ — 2022/23. Обладатель Кубка Федерации в составе «Красноярских Рысей».