11 мин.

25 самых богатых клубов Беларуси. Часть II

12. ГК «Динамо» Минск

Бюджет: 3,0 миллиона долларов

Основные источники дохода: БФСО «Динамо», ОДО «Виталюр», ООО «Юнос Ойл», «Аквабел», «Белагропромбанк»

Руководство: Михаил Маевский (генеральный директор)

Турниры: чемпионат Беларуси (чемпион), Лига чемпионов, Кубок ЕГФ

Средняя посещаемость: 300 — в чемпионате Беларуси, 2000 — в еврокубках

Социальная активность: «Вконтакте» (110)

Комментарий Goals.by: как и хоккейное «Динамо», клуб крайне неохотно озвучивает какие-либо цифры. Однако в прессу просочилась информация о том, что у двух гандбольных монстров бюджеты около трех миллионов долларов. Длительная неопределенность повлияла на «Динамо», и его бюджет оказался ниже того, что есть у БГК. Однако сейчас трудности позади. Есть все основания считать, что в новом сезоне «Динамо» шагнет на пару позиций выше в данном рейтинге.

Нужно отметить, что «Динамо» старается работать с болельщиками. Однако добиться того успеха, который есть у хоккейных одноклубников, пока не получается. Это еще раз говорит о факторе «Минск-Арены» и важности высокого статуса соревнований. А пока рычагов для заработка у такого мощного проекта почти что и нет.

11. ФК «Гомель»

Бюджет: 3,1 миллиона долларов

Основные источники дохода: РУП «Беларусьнефть»,горисполком, «Гомельоблгаз», «Гомельэнерго»

Руководство: Иван Бородинчик (председатель наблюдательного совета), Евгений Поболовец (директор)

Турниры: чемпионат Беларуси (3-е место), Кубок Беларуси (полуфинал), Лига Европы (3-й квалификационный раунд)

Средняя посещаемость: 5210 зрителей

Социальная активность: «Вконтакте» (3785), Twitter (370)

Комментарий Goals.by: с приходом Евгения Поболовца и Олега Кубарева у «Гомеля» появились цели и задачи. За три года клуб хотел выйти в высшую лигу, закрепиться там и завоевать медали. Выходит, получилось даже с опережением графика — третье место уже на второй год. Кроме того, недавно Поболовец озвучил похвальную цель — выйти в групповой раунд Лиги Европы. При соответствующей постановке дела белорусский клуб давно мог там быть, однако почему-то ни один клуб туда даже не стремится.

«Гомель» является самым посещаемым клубом высшей лиги, что уже само по себе лестно. Правда, это не помогает сильно много зарабатывать. По сведениям Goals.by, клуб в прошлом сезоне заработал что-то около 15% бюджета. Это говорит о том, что в Беларуси нужно коренным образом пересматривать устройство всего футбольного хозяйства. На сегодняшний день зарабатывать можно или на трансферах, или на еврокубках (в случае попадания в групповой раунд).

При этом вопреки постоянным сетованиям Олега Кубарева на финансовое состояние смеем заверить, что «Гомель» имел в 2011-м вполне конкурентоспособный бюджет, уступив по этому показателю только «Динамо», «Шахтеру» и БАТЭ. Причем запланированная изначально сумма была увеличена в связи с обвалом рубля и выходом клуба в еврокубки. Правда, небольшая задолженность по премиальным заставила в межсезонье расстаться сразу с несколькими лидерами: ушли Стасевич, Лисовой, Концевой. Но грамотная трансферная политика помогла не заметить этих потерь, и «Гомель» вновь среди претендентов на медали.

Отметим публичность директора Евгения Поболовца. Ясно, что это менеджер новой формации, способный сдвинуть дело с мертвой точки.

10. БГК им. Мешкова

Бюджет: 3,3 миллиона долларов

Основные источники дохода: ОАО «Белгазоаппарат» (GEFEST), ОАО «Белгазпромбанк»

Руководство: братья Мешковы, Анатолий Петрукович (заместитель управляющего)

Турниры: чемпионат Беларуси (2-е место), Кубок вызова (четвертьфинал)

Средняя посещаемость: в чемпионате Беларуси — 500, в еврокубках — 3500

Социальная активность: «Вконтакте» (280)

Комментарий Goals.by: один из немногих частных клубов в стране. Братья Мешковы, не скупясь, вкладывают средства в свое детище. Однако побороть «Динамо» у брестчан никак не получается. Когда при сопоставимых возможностях раз за разом не удается навязать борьбу лидеру, закрадывается вопрос о состоятельности менеджмента БГК. Там и вправду не совсем понятные пертурбации происходят: литовцы меняют друг друга…

Интрига предстоящего сезона не только в том, сможет ли БГК претендовать на золото. Не так давно Александр Мешков стал председателем наблюдательного совета «Белтрансгаза», который выкупил «Газпром». Российская компания известна своей любовью к футболу (спонсорство «Зенита», «Шальке», «Црвены Звезды», а также рекламный контракт с Лигой чемпионов). Впрочем, Мешков поспешил заверить, что «Газпром» не будет спешить вкладывать деньги в белорусские футбольные или хоккейные клубы. Возможно, это будет гандбол? Вдруг интерес к Ивано Баличу – не такая уж и утка?

9. ХК «Шахтер»

Бюджет: 3,5 миллиона долларов

Основные источники дохода: ОАО «Беларуськалий», ОАО «Купалинка»

Руководство: Леонид Фатиков (директор)

Турниры: чемпионат Беларуси (5-е место, вылет в полуфинале плей-офф)

Средняя посещаемость: 1251 зритель

Социальная активность: неофициальная группа «Вконтакте» (260)

Комментарий Goals.by: это «рекордсмен» среди всех футбольных и хоккейных клубов по количеству заработанных денег — всего 152 миллиона. Статья дохода — трансферные сделки. Судя по всему, это деньги, вырученные за продажу Павловича в «Динамо». Все остальные статьи доходов (билеты, хоздеятельность, реклама, прочее) у «Шахтера» девственно чисты. Мы помним, как Леонид Фатиков долго обсуждал с «Динамо» цену Павловича. Однако дело тут далеко не в нем, как вы понимаете. Модель существования клуба в принципе не подразумевает маркетинговой деятельности. Зато в Солигорске есть мощное предприятие с валютной выручкой. Как долго продлится такое положение вещей?

8. ФК «Шахтер»

Бюджет: 4,5 миллиона долларов

Основные источники дохода: ОАО «Беларуськалий»

Руководство: Владимир Кучеров (председатель правления), Юрий Вергейчик (генеральный директор)

Турниры: чемпионат Беларуси (2-е место), Кубок Беларуси (чертвертьфинал), Лига Европы (2-й квалификационный раунд)

Средняя посещаемость: 1636 зрителей

Социальная активность: «Вконтакте» (2330), Twitter (110)

Комментарий Goals.by: еще один солигорский клуб довольно давно не знает никаких финансовых трудностей. Результат у клуба стабилен — место в троечке, вылет в первом раунде еврокубка. А вот средняя посещаемость находится на постыдном для серебряного призера уровне. Соответственно, клуб зарабатывает очень и очень мало. И не совсем понятно, как можно поправить ситуацию в ближайшее время, если «Шахтер» никак не сподобится на адекватную финансированию постановку целей. Любопытно, что главного спонсора – «Беларуськалий» - это, судя по всему, устраивает. Во всяком случае Юрий Вергейчик в клубе уже очень давно. 

7. ФК «Динамо» Минск

Бюджет: 5,8 миллионов долларов

Основные источники дохода: холдинг «Трайпл»

Руководство: Юрий Чиж (председатель правления), Валерий Стрельцов (генеральный директор)

Турниры: чемпионат Беларуси (4-е место), Кубок Беларуси (1/8 финала)

Средняя посещаемость: 2444 человека

Социальная активность: «Вконтакте» (4500), Twitter (475), Facebook (375), неофициальная группа «Вконтакте» (6130)

Комментарий Goals.by: деградация менеджмента «Динамо» в 2011-м, казалось, достигла апогея. Команда второй сезон кряду осталась без еврокубков. Снова сменила тренера по ходу сезона. Со скандалом рассталась с Сергеем Овчинниковым. Но еще один шанс Валерию Стрельцову был дан. И ставка, как сейчас стало ясно, не сыграла.

Юрий Чиж не жалеет на команду денег. Но его щедрость как-то избирательна. Бывает, что никчемный легионер получает много больше, чем динамовец плоть от плоти Сергей Кисляк. В «Динамо» случаются хорошие вещи, но главное, что мешает — отсутствие ясного вектора развития. Другая очевидная проблема — недостаточность полномочий у генерального директора.

Со стороны кажется, что не дорабатывает и менеджмент клуба. Во всяком случае, такой команде, как «Динамо», не собирать аншлаг на трехтысячном стадионе даже на матчи с БАТЭ — это позор. Мы видим в городе билборды «Юности», хоккейного «Динамо», а детище Юрия Чижа никак себя не позиционирует. 

6. ХК «Гомель»

Бюджет: 5,7 миллиона долларов

Основные источники дохода: ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

Руководство: Сергей Сосновский (председатель совета клуба), Виталий Усович (директор)

Турниры: открытый чемпионат Беларуси (3-е место, вылет в полуфинале плей-офф)

Средняя посещаемость: 2028 человек

Социальная активность: неофициальная группа «Вконтакте» (2010)

Комментарий Goals.by: областной центр не жалеет денег на хоккей и даже был готов в какой-то момент заявиться в КХЛ. Однако сам клуб практически ничего не зарабатывает (около 1,5% от бюджета за счет хозяйственной деятельности). И эта проблема характерна для всех представителей ОЧБ. Турнир теряет привлекательность и вряд ли способен стать в ближайшее время инструментом для зарабатывания денег. Ситуация на самом деле парадоксальна. Те, кто зарабатывают хоть что-то («Химик-СКА», «Витебск», «Брест»), давным-давно находятся на задворках. Лидеры же сплошь на иждивении. И, кажется, особо не пытаются изменить ситуацию.

5. ХК «Неман»

Бюджет: 6,6 миллиона долларов

Основные источники дохода: Гродненская табачная фабрика, ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно»

Руководство: Василий Рудько (директор)

Турниры: открытый чемпионат Беларуси (2-е место, финал плей-офф)

Средняя посещаемость: 2510 человек

Социальная активность: неофициальная группа «Вконтакте» (2400)

Комментарий Goals.by: любовь губернатора Гродненской области к спорту поспособствовала тому, чтобы хоккейный клуб вошел в пятерку самых богатых клубов страны. Однако у «Немана» один из самых низких показателей в лиге по проценту заработанных средств — около 1%. Видимо, Семену Шапиро такое положение дел надоело. Дабы его хоть как-то исправить, хоккейному клубу в мае 2012 года была выдана лицензия на оптовую торговлю сигаретами Гродненской табачной фабрики. Поговаривают, теперь розницу с помощью административного ресурса принуждают покупать продукцию именно у хоккейного диллера. Ну и правильно, Шапиро ведь не вечен. Правда, еще вопрос, как «Неман» распорядится своей возможностью. Да и опыт других клубов показывает, что такое распыление не идет на пользу результату.

4. ХК «Металлург»

Бюджет: 7,5 миллиона долларов

Основные источники дохода: Белорусский металлургический завод

Руководство: Анатолий Савенок (председатель наблюдательного совета), Иван Колос (директор)

Турниры: открытый чемпионат Беларуси (1-е место, победитель плей-офф)

Средняя посещаемость: 1821 зритель

Социальная активность: неофициальная группа «Вконтакте» (540)

Комментарий Goals.by: это еще один пример того, как важно для белорусского клуба иметь мощное предприятие в своем городе. Желательно с валютной, как в случае с «Металлургом», выручкой. Проблема заработка остается актуальной. Тренеры (что Гусов из «Шахтера», что Спиридонов из «Металлурга») в один голос твердят о том, что национальный чемпионат нужно развивать. Однако финансовые показатели говорят о том, что коренным образом нужно ломать всю систему. Примеры БАТЭ и минского «Динамо» показывают, что собрать аудиторию и заработать можно, только если ты участвуешь в большом турнире, который интересен более, чем двум тысячам человек. Но про финансы тренеры не думают, что объяснимо. Думать об этом нужно людям в ФХРБ.

3. ФК БАТЭ

Бюджет: 8,4 миллиона долларов

Основные источники дохода: собственные средства, ОАО «БАТЭ», облисполком

Руководство: Анатолий Капский (председатель правления), Михаил Деменцевич (генеральный директор)

Турниры: чемпионат Беларуси (чемпион), Лига чемпионов (групповой раунд, 4-е место)

Средняя посещаемость: 4115 зрителей

Социальная активность: «Вконтакте» (3345), Twitter (2020), неофициальная группа «Вконтакте» (13 810)

Комментарий Goals.by: это единственный клуб в стране, который может отказаться от бюджетного финансирования хоть завтра. Понятно, что бизнес-модель довольно хрупкая, ей далеко до европейских образцов (выручка от ТВ-прав и от продажи билетов минимальна). Достаточно БАТЭ не выйти в групповой этап Лиги чемпионов, и большей части доходов клуб лишится. Однако грамотный подход к распределению финансов допускает такой поворот событий. В сезоне-2011 клуб при бюджете в 8,4 миллиона долларов заработал больше 20 (13,5 — призовые за участие в Лиге чемпионов, 1 — билеты, 6 — трансферы Нехайчика и Шитова). Это позволило футболистам даже не почувствовать того, что в Беларуси были трудности с валютой.

Плюс клуб строит стадион, который должен вывести развитие клуба на новый уровень. Это абсолютно логичный шаг, так как старый стадион редко когда заполняется меньше, чем на 90 процентов. Также отметим, что БАТЭ продает порядка двух тысяч абонементов, что для Беларуси является фантастическим показателем.

Отметим открытость БАТЭ. Глава клуба Анатолий Капский не стеснятся называть цифры. Известны зарплаты Виктора Гончаренко и Виталия Родионова. Доподлинно известно, что бюджетных денег в БАТЭ всего 4 миллиарда. Это меньше, чем практически в любом клубе высшей лиги. В Борисове тратят то, что заработали. Поэтому сильно улыбают рассуждения в стиле: нам бы такой бюджет — мы бы тоже смогли шесть раз подряд чемпионами стать. Бюджет БАТЭ — это следствие удачных выступлений, а не причина. Это единственный клуб, у которого есть четкая стратегия в трансферной политике. Который понимает, что ему может дать первое место в чемпионате Беларуси. Который по крупицам собрал еврорейтинг, позволяющий теперь иметь привилегии при жеребьевке.

2. ХК «Юность»

Бюджет: 9,3 миллиона долларов

Основные источники дохода: горисполком и все, все, все (взгляните на забавную мозаику внизу главной страницы официального сайта)

Руководство: Сергей Солонец (генеральный директор)

Турниры: открытый чемпионат Беларуси (4-е место, вылет в четвертьфинале плей-офф), Континентальный кубок (2-е место)

Средняя посещаемость: 442 зрителя

Социальная активность: неофициальная группа «Вконтакте» (200)

Комментарий Goals.by: отметим, что это совокупный бюджет двух команд – «Юности» в ОЧБ и «Юности» в МХЛ (она тянет порядка 1,3-1,5 млн). Агрессивная манера Сергея Солонца и Михаила Захарова дает свои плоды. Кажется, не помогают «Юности» только те, кто умер.

Однако в ситуации с «Юностью» тревожит отсутствие сильного маркетингового отдела. Сергей Солонец точно хорош при переговорах с Мингорисполкомом, однако от бизнес-подходов клуб очень далек. У него самая низкая посещаемость среди всех футбольных и хоккейных участников данного рейтинга. Учитывая желание «Юности» выступать в КХЛ, хотелось бы понять, как клуб собирается заполнять «Чижовку-Арену». Даже раскрученная НХЛ крайне редко позволяет, чтобы две команды базировались в одном городе. КХЛ сейчас на это внимания не обращает, но это важно должно быть для ФХРБ. Да и сама «Юность», хочется надеяться, задумается, для кого же она на бортах расклеивает рекламу своих многочисленных спонсоров.

1. ХК «Динамо» Минск

Бюджет: 21,5 миллиона долларов

Основные источники дохода: ОАО «Беларуськалий»

Руководство: Юрий Бородич (председатель наблюдательного совета), Алексей Торбин (генеральный директор)

Турниры: КХЛ (13-е место, вылет в первом раунде плей-офф)

Средняя посещаемость: 14 193 зрителя

Социальная активность: «Вконтакте» (7635), Twitter (1710), Facebook (2125), неофициальная группа «Вконтакте» (10400)

Комментарий Goals.by: самый секретный белорусский клуб за четыре года своего существования старается тему бюджета всячески обходить. Алексей Торбин говорил о том, что клуб находится на 17-18 месте в лиге по его величине. Однако и это мало о чем говорит, ибо российские команды также не спешат открывать свои цифры. Нет сомнений, что «Динамо» - самый богатый белорусский клуб. Главным спонсором является «Беларуськалий», который также содержит футбольный и хоккейный «Шахтеры». Валютная выручка промышленного гиганта позволяет «Динамо» дышать спокойно.

Отметим, что «Динамо» один из немногих белорусских клубов, который думает о том, как деньги заработать. До самоокупаемости еще далеко (Торбин заявил о 12%), но тут надо учитывать и тот факт, что КХЛ — это лига, которая пока не сильно заботится о заработках. Это, а также необходимость соперничать с российскими клубами с бездонными бюджетами, осложняет процесс выхода на самоокупаемость.

Также у «Динамо» самая большая в стране армия поклонников (3000 проданных абонементов тому подтверждение), которые в перспективе могут приносить в клуб существенную часть бюджета. Поставим это в заслугу маркетинговому отделу. Впрочем, не будем забывать также фактор «Минск-Арены» и высокий уровень соревнований. Без этого мы вряд ли бы могли наблюдать подобный феномен.

Из отрицательных моментов надо сказать о чрезвычайной закрытости руководства клуба. Оно крайне редко объясняет свои решения и неохотно делится информацией, что создает трудности для более четкого понимания ситуации в «Динамо» и оценки эффективности менеджмента.