10 мин.

Все дело в юбке. История пятая

1950-е. Европа с помощью ассигнований по плану Маршала восстанавливается от руин войны и залечивает душевные раны. Людям хочется забыть о страшном времени. Постепенно стараются и увести в прошлое образ сильной женщины. Женщинам не нужно теперь работать на заводах за мужчин, управлять самолетами и защищать города во время артобстрелов. Нет, они не превращаются в кисейных барышень – героинь веков минувших. Улыбающаяся, пышущая здоровьем, заботящаяся о себе, муже, детях и доме – такой женский идеал навязан обществом, а значит и рекламой.

В США формируется определенный образ семьи среднего класса – преуспевающий муж, ухоженные дети, прекрасно выглядящая жена и мать, которая, работая по дому, выглядит как манекенщица, с прической волосок к волоску, а вечером легко превращается в светскую даму.

К слову сказать, женщины, устав от забот и тягот военного времени, «хотят быть девочками и носить платья». После господствовавших в 1940-е почти мужских строгих костюмов  и платьев до колена входящая в моду женственность становится даже гипертрофированной. С легкой руки Кристиана Диора, точно угадавшего женские чаяния, платья ужимаются в талии, сильно прибавляют в длине и дополняются корсетом.

В 1947-м французский кутюрье представляет коллекцию, которую Кармел Сноу из журнала «Harper’s Bazaar» назовет «New Look» («Новый образ»). Жакет в талию и пышная плиссированная юбка производят на поколение, пережившее войну, эффект разорвавшейся бомбы. Отныне отнюдь не модельной внешности месье Диор повелевает сердцами дам по обе стороны Атлантики. Его любимый розовый цвет вслед за платьями с лифами на косточках и многометровыми юбками становится писком моды.

 

(Из коллекций Дома Christian Dior 1947г., 1950-х)

Но фигурное катание эта «вакханалия женственности» почти не касается. Наоборот. Фигуристки, десятилетиями отвоевывающие себе право на короткий подол, не удлиняют его, а уменьшают – теперь он примерно закрывает ягодицы. Вопрос практичности для спортсменок в данном случае важнее.

(Фото 1950-х)

В 1949-м Алена Врзанева из Чехословакии первой исполняет двойной лутц, а в 1953-м американка Керолл Хейсс демонстрирует двойной аксель. Возрастает сложность элементов – увеличивается количество оборотов в прыжках, вращения выполняются в нескольких позициях, модернизируются парные поддержки, наконец, программа уже выполняется на скорости, при которой хочется не просто любоваться плавностью и невесомостью ледовых фей. Да и сами феи идут на штурм новых элементов.

Юбка уже не сдает своих позиций, позволяя делать акцент на верхней части костюма, а себе оставляя лишь свободу в выборе фасона – прямая, плиссированная (привет коллекции Диора) или расклешенная (здесь тенденции 1940-х продолжаются).

(Олимпийская чемпионка-1960 Кэрол Хейсс в Центральном парке. 1955г.)

Естественно, в пуританские, проходящие под знаком семьи 1950-е мини-юбка немыслима без шорт, нижних штанов или панталон (называйте как вам нравится). По правилам юбка должна быть, по меньшей мере, на 5 см ниже шортиков.

(Костюм для фигурного катания 1950-х, США)

 

Помимо вновь обретенного процветания, женственных силуэтов, ярких цветов и брендов с именами дизайнеров (кроме Диора на подиуме властвуют Кристобаль Баленсиага и Пьер Бальмен) мода в 1950-х знаменуется начинающимся бунтом подростков, появлением индивидуальными трендов с элегантным и умным взглядом. У диоровского «Нью лука» популярность перехватывают костюмы Шанель, большие пояса, узоры, цветные расклешенные юбки. И наряду с уже упоминавшимися юбками эти влияния также видны в костюмах фигуристок.

В 1955-м Кэрол Хейсс появляется на обложке журнала Sports Illustrated в красной расклешенной юбке, широком черном поясе и элегантной белой блузке.

(Хейсс на обложке Sports Illustrated. 1955г.)

 В 1956-м Тенли Олбрайт выигрывает «золото» Олимпийских игр в розовом платье (и снова Диор) без воротника.

(Тенли Олбрайт. 1956г.)

В отличие от повседневной жизни, где женщины оголяют свой верх достаточно откровенно, в фигурном катании эта тенденция не набирает обороты. Сказывается то, что большинство тренировок и соревнований фигуристки проводят на естественном льду. Особенно в Европе, в США искусственные катки уже становятся обычным делом. Но на улице ни с большим вырезом, ни с короткими рукавами особо не покатаешься.

«В Америке мы катались в помещении - в костюмах из шифона и бархата, за границей же чаще всего на открытом воздухе – и тогда под шифон одевали теплые вещи», - вспоминает Хейсс-Дженкинс.

(Кэрол Хейсс. 1956г.)

(Тенли Олбрайт. 1956г. Рекламный плакат 1950-е)

Длинные рукава, как, кстати, и использование входящей в моду бахромы, наряду с оставшимися в качестве наследия 1940-х тесьмы и кисточек, приветствовались фигурным этикетом. Об этом ясно говорит сайт Национальной ледовой ассоциации Великобритании и Северной Ирландии.

Благодаря ему мы узнаем интересные предписания (наставления) из области костюма для выступлений в 1950-х (а ранее 1940-х):

- Для украшения вашего платья используйте больше бахромы, кисточек и цветную тесьму

- Одевайтесь на соревнование не как на шоу

- Дизайн вашего платья должен соответствовать вашей фигуре

- Пухлым девушкам следует надевать платья с V-образным вырезом и юбкой, расширяющейся постепенно от линии талии

- В магазинах сейчас много хлопковых тканей веселых расцветок и экзотических разновидностей шелка, которые так и кричат о том, что из них можно пошить модные ансамбли для фигурного катания

- Неубранные волосы выглядят слишком повседневно

- Не катайтесь в платье, инкрустированном камнями во всех местах

- Драгоценности следует оставить дома

- При чистке фигурных ботинок не пренебрегайте полировкой каблуков

- Длинные узкие рукава выглядят лучше, чем вставки на широких или коротких рукавах

 

Вот так. Хотя та же Олбрайт, как показывает практика, вернее фото, может быть исключением.

(Тенли Олбрайт. 1950-е)

А Жаклин дю Бьеф на Играх-1952 поразит мир повязками на рукавах. При скручивании рук фигуристки они создадут совершенно волшебный эффект – движущейся красно-белой спирали. Как настоящая француженка ученица Жаклин Водекран покорит, ошеломит и влюбит в себя публику и судей, став чемпионкой мира в том же 1952 году. В другой программе она предстанет ожившей статуей.

(Жаклин дю Бьеф. 1952г.)

По сравнению с артистичной дю Бьеф англичанка Джанетт Алтвегг (финалистка юниорского Уимблдона – да-да, турнира по теннису), выигравшая те Игры-1952, суха и педантична. Ее конек – обязательные фигуры. Но и она выделяется в своем костюме – платье чемпионки переливается блеском и обращает на себя внимание замысловатым верхом с вырезами.

(Пьедестал почета на Олимпийских играх-1952. Олимпийская чемпионка-1952 Джанетт Алтвегг)

Именно ворот или его отсутствие зачастую становится тем элементом наряда, в котором проявляется индивидуальность. Платье без воротника, с воротником-стойкой, с V-образным вырезом, с воротником Питер Пэн, матросским воротником…

(Кэрол Хейсс и Тенли Олбрайт. 1953г. Олимпийские чемпионы-1960 Барбара Вагнер-Роберт Пол. 1959г. Фото 1950-х)

и даже гофрированный воротник под стиль XVI века, как на видео внизу…

До СССР диоровский «Новый образ» доходит к середине 1950-х. Наша страна, оправляющаяся от более тяжелых по сравнению с западной Европой последствий войны, испытывает огромный дефицит тканей и готовых изделий. Но это не значит, что советские девушки не хотят быть красивыми. Фигуристки, естественно, тоже. Возможно их наряды выглядят более строго и скромно по сравнению с костюмами американских и европейскими коллег и сверстниц, но  даже ценой огромных усилий наши соотечественницы умеют показать себя в выгодном свете и на льду. Воротнички, перчатки, шапочки, которые еще не сдали позиций, перекликаются с повседневной одеждой 1940-50-х.

(журнал "Огонек" 1955 и 1956гг.)

Лидия Александровна Киселева (председатель Совета ветеранов Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга): «Платья мы шили сами. Расшивали блестками обычные или гимнастические купальники. Блестки было трудно достать. Колготок не было, к трусам пришивали чулки - фильдиперсовые или фильдекосовые. Двойной верх распарывали и увеличивали таким образом длину. К верху пришивали толстую резинку, чтобы ничего не падало. К трикотажным свитерам пришивали юбки. Заказывали балетные трико и вываривали их в луковых перьях и в чае: мокрые трико опускали в состав. Не всегда, правда, получался нужный цвет. Были у нас и бархатные платья, и шифоновые, в которых мы катались на естественных катках».

("Юные фигуристы" Нина Сергеева. 1950г.)

Девушка на московском катке, как в фильме «Покровские ворота», действие которого происходит в 1956-м, или в другом городе Союза покоряет сердца.

(Кадр из кинофильма "Покровские ворота". 1982г.)

И неважно, есть ли на платье камни во всех местах, сшито оно из шелка или нет, и есть ли у него гофрированный воротник. Хотя розовый на льду смотрится отлично. Особенно с олимпийским «золотом».