5 мин.

1956-й. Страсти как в Солт-Лейк-Сити.

Февральский ясный день. Открытый стадион с хоккейной разметкой. Через два с половиной десятилетия он засветится в эпизоде «Бондианы» с Роджером Муром. Но сейчас здесь спокойно, и будто в замедленной съемке скользит пара под музыку из оперетты «Проказы бандитов» композитора Франца фон Зуппе. Поддержки на двух руках, двойные прыжки, тодес с высокой посадкой партнера. Очень наивное катание в сравнении с выступлениями следующих поколений в Сочи или Солт-Лейк-Сити. Но страсти в душе фигуристов в 1956-м бушуют такие же, как в 2002-м или 2014-м. А истерия в турнире парников на Играх в Штатах повторит события в Кортина-д’Ампеццо.

 

 

Услышав оценки за выступление 12-летней Марики Килиус (будущей соперницы Белоусовой и Протопопова) и 19-летнего Франца Нингеля, многотысячная аудитория закидает апельсинами судейский корпус. Оранж-битва приведет к 45-минутной остановке соревнований. Но определения победителя зрителям придется ждать еще дольше: слишком оно затянется.Титул олимпийских чемпионов выиграют австрийцы Элизабет Шварц и Курт Оппельт, двумя неделями ранее ставшие чемпионами Европы. Для Австрии это золото как доказательство возвращения своих позиций в парном катании после войны. Еще никто не знает, что совсем скоро этот вид станет советским, а Австрия вовсе утратит свое положение в числе фигурных держав мира. Но сейчас главное для дуэта из Вены - обыграть записных фаворитов Френсис Дэфо и Норриса Боудена.

 

 

Чемпионы Канады 1952-1955 были лучшими на предолимпийских первенствах мира – в 1954 и 1955-м, кроме того, стали исполнять новые элементы – выбросы, подкрутки, поддержки лассо. Заминка на одной из поддержек не позволила Дэфо и Боудену уложиться на Играх в музыку. К тому же европейцы ранее нещадно критиковали пару за эти самые поддержки, считая, что канадцы нарушают правила ИСУ: партнер вращался три и более раз. Боуден злился, писал письма в фигурные инстанции, предлагал дискуссию и внесение изменений в правила – будущее требовало усложнения программ. Но его не слышали или предпочитали делать вид, что не слышат. И тогда он говорил о судействе.

 

 

В Кортина-д’Ампеццо соперники получили по четыре первых места, но действующие чемпионы мира помимо вторых «удостоились» еще и двух третьих - от немецкого и швейцарского судьи. К своим «товарищам» из Австрии ни претензий, ни обвинений в работе с рефери у серебряных призеров Игр не было: «Федерация Австрии проявила себя хорошим политиком», - сказала партнерша иронично много десятилетий спустя. Правда, в 1959-м в свод требований и разрешений по части элементов были внесены коррективы, а в программе парного катания появилась короткая программа.Боролись ли канадцы за свою пару? Думаю, что да, боролись. Авторитет страны кленового места в фигурном мире всегда много значил и многое решал. Тогда, в 1956-м, как и в 2002-м, немало говорилось о пересмотре результатов турнира. Но в Италии этого не случилось. Получается, что Сале и Пеллетье взяли реванш за своих соотечественников, только не у представителей венской школы, а петербургской.На первенстве планеты в 1956-м новоиспеченные олимпийские чемпионы добавили еще один титул в свою коллекцию и ушли из спорта. Они ударно потрудились четырехлетие. На Олимпиаде-1952 стали седьмыми всего через несколько месяцев совместных упорных тренировок. Всю подготовку, между прочим, оплачивали из своего кармана, как и другие фигуристы того времени. Никаких рекламных контрактов и больших интервью: все это появится позже. Кстати, на Играх в Осло Сисси и Курт выступили и в одиночном разряде. Но цель выиграть медаль на следующих ОИ заставила забыть об амбициях в индивидуальном катании. Уже в 1953-м на чемпионате Европы они выиграли бронзу, серебро – на ЧЕ-1954 и 1955. А дальше достигли своей цели – добыли олимпийскую медаль, еще какую. В 1957-м чемпионат мира проходил в Америке. Рассудив здраво, они решили покинуть спорт на пике своей карьеры и ушли в венское айс-ревю, где проработали 3 года. Тогда еще страна Иоганна Штрауса была влюблена в фигурное катание и оставалась одним из оплотов этого вида в Европе.

 

Развитие фигурного катания в Австрии привело к тому, что в 1945-м здесь открылось венское ледовое ревю, просуществовавшее до 1971 года. В нем выступали в основном австрийские, даже в основном венские фигуристы. Коллектив, удачно сочетая выступление звезд под музыку Штрауса, успешно гастролировал в Западной Европе, в США, СССР, Африке. Но в начале 1970-х был поглощен другим по характеру и более масштабным «Холидей он айс», а дальше и вовсе перестал существовать.В конце 1950-х пути Шварц и Оппельта разошлись. В 1958-м он уехал в Нидерланды, где тренировал до 1961-го, а затем перебрался в США: там при поддержке президента Джона Ф.Кеннеди вовсю развивалась программа физического воспитания. Олимпийский чемпион проводил занятия с инвалидами, а затем стал работать в государственном университете Пенсильвании. Через 10 лет после приезда в США Курт встретил свою будущую жену Кейтлин. Они воспитали двоих детей и живут во Флориде. Оппельту 82 года, он постоянно на связи со своей бывшей партнершей, ездит на родину и пристально следит за делами в «старой доброй Австрии» по Интернету и по радио. 85 лет он планирует отмечать дома.

 

Сисси Шварц 78, и она до сих пор выходит на лед. Еще в 1968-м чемпионка поспособствовала открытию клуба фигурного катания в пригороде Вены - в Винер-Нойштадте, там она занимается с детьми и сейчас, сетуя, что опыт передать почти некому и государство не поддерживает фигуристов в тренерской работе. Элизабет – не только тренер, но и мама трех детей, и бабушка пяти внуков.Живут активной жизнью и соперники Шварц и Оппельта – Френсис Дэфо и Норрис Боуден. Но это уже другой рассказ.Фото взято с сайтов http://www.bildarchivaustria.at, http://gast.adaxas.net