6 мин.

«Будь я лет на пять моложе, играл бы с Бэйлом и Криштиану». Как потерять все и вспомнить о главном

Максим Горшков - о чудовищных залетах Франа Соля, исправить которые ему помогла бабушка. 

alt

В четырнадцать лет Фран Соль уже попадал на обложки мадридских газет, кутил на светских вечеринках и тратил карманные деньги на непозволительную роскошь. Уровень эго молодого испанца плавно приближался к отметке «Златан», а родители не на шутку забеспокоились: а не слишком ли рано сынок попал в систему «Реала»? Ладно, первое время приносило успехи и на футбольном поле -  Соль крушил и перекраивал лучшие редуты сверстников, был обожаем своим тренером, который в юноше души не чаял, мечтал о дебюте на «Бернабеу». Вроде, и сверхдурацких выходок за ним не замечалось, а с понтами ничего не поделаешь, максимализм же. Глядишь, по крупицам из парня выйдет что-нибудь дельное, важно – не давать спуску.

И Соль действительно стал работать. Конечно, от пламенных слов и знойных вечеринок он отказываться и не думал, но с тренировок всегда уходил последним и на любое замечание реагировал одобрительными кивками. С партнерами Фран дружил, даже в чем-то помогал ребятам помоложе: такую непрофильную соцподдержку он воспринимал как повод для изъятия равнодушия – по его словам, это главный порок любого человека. И вот в один момент показалось, что место Рауля и Морьентеса нашло достойного преемника, однажды об этом заикнулся аж сам спортивный директор королевичей. Солю аплодировали на играх, просили автограф, для него придумывали кричалки; с ним фотографировались звезды взрослого «Реала» и давали наставления члены тренерского штаба. У кого от такого не закружится голова?

Видимо, Фран Соль принимал аспирин, ибо мозги он не потерял: забитые мячи летели во все щелки. Ходили слухи, что наставники будущих соперников специально изучали манеру его передвижений и дриблинга, чтобы не наполучать авоську с голами; зеленые вратари считали за честь отразить пенальти в исполнении Соля – они приняли это за хорошую примету, которая обязательно поспособствует в выигрыше. Но вундеркинда ничего не пугало, напротив, он чувствовал себя особенным человеком и ни в коем случае не стыдился данного статуса. А подбадривала Соля его бабушка – учитель жизни и личный психолог. «Без нее я бы подметал улицы или грабил банки. Наверное, сам Бог послал мне ее советы и разговоры по душам», - благодарность внука не знала границ. И вообще, счастливое было времечко – этот расцвет Франа Соля, словно радуга, мелькающая в окошке.

А дальше… Откуда ни возьмись… Черная полоса. Причем, не та, которую рисуют в мультиках калибра «Лунтика» или «Тома и Джерри», а другая: заставляющая нервно кусать ногти и пугаться окружающих. Фран Соль познал потайную сторону нашего мира в возрасте, когда еще не все ходят гулять поздним вечером - соблюдают комендантский час. К сожалению, бабушки рядом уже не было… она, наверное, не захотела смотреть на то, как ужасы поглощают беззащитного внука. Этот непростой этап ему предстояло пройти в одиночку – родители в круг доверия, увы, не входили.

alt

И он справлялся с улыбкой. Его грабили в переулке, угрожали ножом, острым, как перец чили, оскорбляли. На следующее утро он забывал неспокойные импульсы событий и с трезвыми думами шел на тренировку. Где-то в глубине копился набор чувств, готовый излиться наружу, но ведь бабушка говорила ему никогда не показывать слабость. Фран Соль с ней соглашался – вместе они составили план: в нем четко прописывалось то, что будет содействовать мальчику, пока он горяч и неопытен. Среди пунктов красным цветом горел алкоголь; пусть Соль и часто заглядывал на тусовки, где товарищи пили и расслаблялись, сам он рюмку не трогал – обещал бабушке. «Да, сегодня будет скучно, но зато завтра я проснусь без  нелепого ощущения», - вот они, мысли пубертатного подростка.

Но вечно так продолжаться не могло. Фран, по сути, догадывался, что когда-нибудь сорвется, и поплывет по течению. Свершилось. Лето. Ребята по команде разъехались в далекие страны, кто-то посетил родственников, кто-то остался в расположении: Соль оказался в числе последних. Как обычно он хотел усовершенствовать навыки борьбы за мяч и порцию финтов. Но настроение было ни к черту: с утра позвонил отец, и они поругались, хоть и повод глупейший. В разгар занятий у Соля откровенно не получился удар, и тренер сделал замечание. Завязался скандал – Соль абсолютно не следил за словами и крыл наставника откровенными грубостями; предсезонка для него закончилась. Однако шанс парню предоставили, мол, покажи себя в мини-мадридском дерби. Солю оставалось ждать середины августа.

Солнце. Жара. Соль выводит команду с капитанской повязкой. Для него это крайность: либо он забивает и остается, либо проваливает. Иного пути нет. Первый тайм проходит практически без моментов, а Фран Соль представляет тень самого себя. Кажется, обстановка ему осточертела, и варится и дальше в Мадриде он не собирается. В перерыве Соль надевает наушники во время объяснений тренера – во втором тайме он садится на скамейку.

alt

Жаль, но реальность часто расходится с ожиданиями. Солю эта мудрость снится и по сей день; после провала в игре с «Атлетико» (молодежкой) его успевают сбагрить в Луго – спасать местный футбол. Там он больше знакомится с городом, нежели с командой, и забивает лишь один гол. Руководство в ярости из-за выброшенных денег, но Солю не до иронии; пора искать новое место карьеры. В роли берегового спасателя на горизонте маячит «Овьедо», которому до крови нужен толковый нападающий, хоть и с подпорченным реноме. И что дает эта вера? Неблагодарный. Фран снова включает ту же мелодию, и отказывается забивать под любым предлогом. «Конец его выступлений близок. Ему лучше повесить бутсы на гвоздь. Не понимаю, как можно так относиться к делу, которое тебя кормит!» - тут даже президент решил включить рупор справедливости.

Что здесь? Драма? Мелодрама? Меломелодрама? Неужели последняя фраза была правдой?

Как бы ни так. Соль слишком харизматичный товарищ, чтобы оставить нашу историю недописанной. Герой требует красивой развязки. И герой ее получает.

Как-то ночью Солю снится бабушка: она отчитывает дорогого внука и за нарушение плана, и за предательство принципов. Ее речь воодушевляет Соля на последний рывок; если уж не добиться успеха, то хотя бы не опозорить светлое имя (запятнанное). Длительными уговорами Фран Соль убеждает агента найти ему очередной клуб; на удивление, подписать загульного форварда соглашается дубль «Вильярреала». Отсюда и пошел чистый отсчет.

alt

Я не буду вам долго рассказывать, как Фран здесь адаптировался и как выступает сейчас. Поверьте, у него все супер: и голова, и ноги. В Сегунде Б он отличается регулярно, у него часто берут интервью, и в одном из них он сатирически заявляет: «Будь я лет на пять моложе, играл бы в одном звене с Бэйлом и Криштиану». Все-таки он еще любит Мадрид, несмотря на прежние недомолвки – потому что понимает: сам себе насвинячил. Но, кажется, теперь у него есть шанс восстановить бабушкин план и сделать его своей настольной книгой.  

А не так давно на базу к Солю приехал отец. И крепко его обнял.