6 мин.

Англия и Большие деньги

  В Европе в 1975-1985 годах доминировали английские клубы – «Ливерпуль», «Нотингем Форест», «Астон Вилла», «Эвертон», «Арсенал». Они выигрывали крупные европейские турниры – Кубок чемпионов, Кубок обладателей кубков и Кубок УЕФА. В те годы в этих успешных английских клубах играли по большей части местные футболисты, как, впрочем, и в континентальных командах, это были игроки из того же города или региона. Английские клубы могли также вербовать футбольные таланты из Шотландии, Уэльса, Ирландии и Северной Ирландии. Но легионеры из дальних стран – аргентинцы Освальдо Ардилес и Рики Вилья из «Тоттенхэма» или Франс Тейссен и Арнольд Мюрен из «Испвича» - были скорее исключением. 

После 1985 года итальянцы, испанцы, немцы и голландцы перехватили инициативу в европейском клубном футболе. Чтобы вернуть утраченную гегемонию, в 1990-е годы в Англию стали привлекать больше иностранных футболистов. Проложившие дорогу в премьер-лигу Эрик Кантона, Давид Жинола, Фаустина Аспирилья, Петер Шмейхель, Юрген Клинсман и швед Андрес Лимпар вскоре поняли, что, несмотря на свои превосходные футбольные качества, они должны много работать, чтобы успеть за темпом британского футбола. С технической же точки зрения они далеко превосходили местных игроков, так что английские болельщики считали их суперменами. Позднее в Англию поехали и голландские игроки – Денис Бергкамп, Глен Хелдер и Марк Овермарс.

Сейчас поток иностранный футболистов уже не остановить, особенно после того, как премьер-лига сделала резкий скачок в области финансов и маркетинга. Но появление иностранных игроков отрицательно сказалось на талантах в самой Англии. Сейчас у молодых английских футболистов меньше возможностей проявить себя, и они не как не могут преодолеть пропасть, отделяющую их от конкурентов-легионеров. 

Снят и лимит на иностранных футболистов в команде, на поле и в клубе. В основном это решение было приято ради сохранения глобального статуса премьер-лиги как лучшего и наиболее сенсационного соревнования в мире и возможности подписывать все более роскошные контракты. Это порочный круг и конца ему не видно. Тем временам теле-контракты всех 20 клубов премьер-ли оцениваются примерно в 1.4 миллиарда фунтов. Весь мир еженедельно смотрит игры английского чемпионата.  Уровень клубного футбола вырос и увеличилось и количество денег вокруг него. Инвестируются огромные суммы, но постепенно талантливая молодежь все же прорывается и получает шансы поиграть в топ клубах.  В итоге в премьер-лиге на команды оказывается все большее давление: необходимо постоянно побеждать, особенно тренерам. Их будущее зависит от того, какое место клуб занимает в турнирной таблице, а не от того, сколько талантов им удалось взрастить, как это происходит в Нидерландах, судя по составам команд Эредивизии. Более того, молодых английских игроков постоянно отдают в краткосрочные аренды.

Возможно, сборная Англии в итоге воспользуется плодами тренировочных академий, состояние которых существенно улучшилось. Постепенно новая молода поросль навязывает борьбу сильнейшим игрокам Европы. 

Очевидно, что огромные амбиции топ клубов сдерживают развитие доморощенных футболистов. Однако более опасно подписание контрактов с легионерами средней руки, которые ничего не вносят в премьер-лигу и лишь немногим превосходят большинство английских игроков. Зарубежные звезды нужны, а посредственные – нет. 

К сожалению, таково воздействие денег. Каждый клуб премьер-лиги зарабатывает сотни миллионов евро ежегодно, и никто не собирается их экономить. Игроков покупают уже ради процесса, а через год с той же легкостью выставляют их на трансфертный рынок. 

Для английских топ клубов доход от европейских выступлений, даже от Лиги Чемпионов — это всего лишь приятный бонус, и не более, по сравнению с огромным, постоянным, структурным доходом от прав на внутренние и зарубежные трансляции и спонсорские контракты. Более того, у топ-клубов есть сверхбогатые владельцы, способные лишний раз потратить несколько сотен миллионов евро на шоппинг и с улыбкой заткнуть образовавшиеся в бюджете дыры. 

Интересно, однако, что несмотря на почти неприличное богатство, английские клубы не привлекают абсолютно лучших игроков мира. Месси, Роналду, Неймар в премьер-лиги не играют. Более того, если «Барселона» или «Реал» захотят, то они с легкостью могут заполучить лучших игроков из Англии, как это происходило с Луисом Суаресом и Гаретом Бэйлом. 

Игроков из «Баварии» в расцвете сил тоже не привлекает Англия. Как Бастиан Швайнштайгер они пересекают Ла Манш только на закате карьеры. Мюнхенская «Бавария» - самый умный клуб мира. Они покупают игроков в других клубах Бундеслиги и почти каждый год выигрывают чемпионский титул, а с ним и место в Лиге Чемпионов. Участвовать в европейских турнирах им необходимо, чтобы свести дебет с кредитом.

Если «Бавария» обычно выигрывает чемпионство в германии четыре раза из пяти, то вопрос о победителе английского чемпионата каждый год открыт. Это существенно отличает данную лигу от других ведущих европейских дивизионов. В Германии чемпионом почти всегда становится «Бавария», в Италии – «Ювентус», в Испании – «Барселона» или «Реал», а в Нидерландах – ПСВ или «Аякс». В последние 10 лет титул АПЛ разыгрывали между собой «Челси», «Манчестер Сити» и «Манчестер Юнайдет», но в 2016 выиграл «Лестер», а ближайшими преследователями оказывались «Арсенал» и «Тоттенхэм». Это делает премьер-лигу более привлекательной для фанатов всего мира. Если вы смотрите АПЛ, можно следить за множеством клубов, если вас интересует Примера – вероятно, самая сильная лига мира, - то вы наверняка следите либо за мадридскими «Атлетико» или «Реалом», либо за «Барселоной». Другие клубы просто не идут в расчет. В Англии права на телетрансляции распределяются среди всех клубов высшего дивизиона, в то время как «Барса», «Реал» и «Атлетико» сами управляют телевизионными правами. Это приносит им в разы больше, чем любым другим клубам Примеры, и совершенно не идет на пользу конкуренции в чемпионате. Схожая проблема и в Италии. 

Чтобы соревнование выглядело более привлекательным, можно посоветовать продавать телевизионные права пакетом. 

Во французском чемпионате ничего интересного не происходит. ПСЖ почти каждый год выигрывает с двадцати-очковым отрывом.

Тем временем трансферная стоимость английских игроков растет как на дрожжах после изменения правил. Теперь каждый клуб должен иметь в первой команде минимум восемь доморощенных футболистов  из двадцати пяти: такими считаются англичане или легионеры, которые были зарегистрированы в футбольном союзе Англии или Уэльса по меньшей мере за 36 месяцев до того календарного года как им исполнится 21 год. Немногие из них могут выдержать нагрузку премьер-лиги. И этот недостаток предложения вызывает рост цен, как только английский клуб набирает восемь нужных игроков, он может снова обращать взгляд за рубеж в поисках новых возможностей.

На континенте игроки топ уровня стоят гораздо меньше. За восемнадцатилетнего англичанина придется отдать миллионы фунтов, в то время как алжирец Рияд Марез, которого «Лестер» в свое время купил всего за 500 тысяч фунтов, стал одной из главных звезд премьер-лиги и перешел в «Сити». Его пример, вдохновил тренеров и директоров клубов АПЛ привлекать еще больше иностранцев. Следовательно, теперь еще больше молодых выпускников английских футбольных академий будет испытывать проблемы в борьбе за место на поле и упустит свой шанс. 

Джейми Варди – одно из исключений. Его история не поддается рациональному объяснению , она одна на миллион: перейдя из маленького клуба одного из низших дивизионов, он через пару лет раскрылся в «Лестере» как совершенно невероятный игрок и даже не раз вызывался в сборную Англии.

P.S  спасибо за внимание, если вам понравилась - ставьте плюсы, подписывайтесь на блог